Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
(доб. 215, бесплатно)

Административная ответственность работодателя в сфере трудовых отношений

Виды административной ответственности, применяемой к правонарушителям

Основные статьи, предусматривающие административную ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан, содержатся в гл. 5 КоАП РФ.

Открывает их ст. 5.27 КоАП РФ, в которой предусматриваются общая ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда и следующие виды наказания:

  • нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Какие нарушения подпадают под действие ст. 5.27 КоАП РФ? Принимая во внимание, что в данной статье не содержатся конкретные нарушения в сфере трудового законодательства, предположим, что к ним относятся те, которые не подпадают под действие других статей КоАП РФ, регулирующих трудовые отношения. Например, задержка выдачи работникам заработной платы, встречающаяся редко, но все же имеющая место быть в бюджетных учреждениях.

Какие лица относятся к должностным? На основании ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, то есть наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Обратите внимание! Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

Что представляют собой коллективный договор и соглашение? Как определено в ст. 40 ТК РФ, под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Порядок его заключения определяется сторонами коллективных переговоров.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Под коллективным соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Согласно ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Нарушение порядка заключения коллективных договоров и соглашений влечет наложение административного штрафа:

  1. уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ). В этом случае на указанных лиц накладывается административный штраф в размере от 1000 до 3000 руб.;
  2. непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ). В этом случае накладывается административный штраф в размере от 1000 до 3000 руб.;
  3. необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);
  4. нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ);
  5. уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе за непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.32 КоАП РФ). Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже посредством примирительных процедур предусмотрено ст. 398 ТК РФ;
  6. в случае невыполнения работодателем или его представителем обязательств по достигнутому соглашению ст. 5.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 руб.;

Обратите внимание! В соответствии со ст. 408 ТК РФ соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, составляется в письменной форме и имеет для его сторон обязательную силу.

  1. в случае если примирительные процедуры при разрешении коллективного спора ни к чему не привели, работники имеют право объявить забастовку (ст. 409 ТК РФ). В то же время КоАП РФ запрещает увольнение работников по инициативе работодателя в процессе урегулирования коллективного трудового спора и проведения в связи с этим забастовки. Статья 5.34 КоАП РФ определяет административную ответственность за увольнение в виде наложения административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб.

Арбитражная практика по привлечению к административной ответственности

Как известно, сроки выплаты заработной платы установлены в ст. 136 ТК РФ и предусматривают ее выплату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным, трудовым договорами. Однако в практике бюджетных учреждений редко, но все же встречаются случаи задержки заработной платы, особенно когда ее выплата осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности.

Кроме того, согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора работнику в день увольнения производится выплата всех сумм, причитающихся от работодателя. Если работник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Соответственно, работники в случае задержки выплаты заработной платы, а также компенсации за увольнение имеют полное право обратиться в трудовую инспекцию или судебный орган.

Так, ФАС ДВО в Постановлении от 18.06.2007 N Ф03-А51/07-2/2517 рассмотрел кассационную жалобу работодателя на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о правомерности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, ФАС ДВО не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов. В ходе проверки выявлены задолженность работодателя по заработной плате работникам, а также задолженность по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск уволенным работникам, что является нарушением требований ст. ст.

Арбитражный суд обеих инстанций на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Административная ответственность работодателя в сфере трудовых отношений

Суд установил, что на момент проверки в декабре 2006 г. в результате ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей имелись задолженность по заработной плате работникам за сентябрь — октябрь 2006 г., а также задолженность по выплате компенсаций работникам при увольнении.

На основании изложенного суд сделал обоснованный вывод о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В другом судебном решении основанием для рассмотрения послужил факт необоснованного отказа в предоставлении дополнительных дней отпуска, а также расчетных листков.

Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 13.03.2007 N Ф04-1063/2007(32072-А02-7) рассмотрел кассационную жалобу государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о правомерности привлечения учреждения к административной ответственности.

Суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Основаниями для составления протокола и выдачи техникуму предписания послужили установленные административным органом нарушения, выразившиеся в несоблюдении техникумом требований ст. 57 ТК РФ при заключении трудового договора с работником, нарушение ст. 117 ТК РФ и Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.

1974 N 298/П-22 при издании приказа, которым работнику был предоставлен очередной отпуск продолжительностью 28 дней без предоставления дополнительных дней за вредные условия труда, а также нарушение положения ст. 136 ТК РФ за непредоставление работникам расчетных листков, извещающих о составных частях заработной платы, соответствующих периодах, размерах и основаниях произведенных удержаний, общей сумме, подлежащей выплате.

По результатам рассмотрения материалов административного дела техникум привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.

Суд выяснил все обстоятельства совершения техникумом административного правонарушения, проверил наличие законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, полномочия административного органа, принявшего оспариваемое постановление, и соблюдение им порядка привлечения к административной ответственности.

Исследовав представленные доказательства совершения техникумом вменяемого административного правонарушения, заслушав пояснения сторон, их должностных лиц, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений процедуры порядка привлечения к административной ответственности: протокол составлен в присутствии законного представителя техникума, указанный факт им не отрицался, отметка об отказе в подписи соответствует требованиям ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ.

В заключение рассмотрим судебную практику по применению к должностному лицу дисквалификации.

Так, в Постановлении ВС РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8 рассмотрена жалоба главы городского поселения субъекта РФ на решение районного суда о правомерности привлечения должностного лица к административной ответственности по основаниям ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, ВС РФ не нашел оснований для отмены судебного решения.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства, постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда — заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте РФ о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Указанные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

А.Беляев

Редактор журнала

бухгалтерский учет и налогообложение»

Согласно ст. 419 ТК РФ, виновные в нарушении трудовых прав привлекаются к дисциплинарной и/или материальной ответственности в порядке, который устанавливает трудовое законодательство либо другой федеральный закон. Также допускается привлечение виновных к административной и уголовной ответственности в порядке, введенном федеральными законами.

Рассмотрим подробнее, при каких нарушениях применяются те или иные виды ответственности и какие предусмотрены наказания.

Дисциплинарная ответственность для сотрудника наступает при совершении дисциплинарного проступка. Это невыполнение или исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей по вине работника. Согласно абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ, допустимы следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Некоторые категории работников могут подвергаться и другим видам дисциплинарных наказаний. Для них существуют уставы и положения о дисциплине, установленные федеральными законами (Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и др.).

Некоторые предприятия вводят штрафы за опоздания, несоблюдение внутреннего дресс-кода. Такие санкции незаконны. В абз. 4 ст. 192 закона №197-ФЗ есть указание о запрете на применение дисциплинарных взысканий, которые не указаны в ТК РФ, уставах и положениях о дисциплине, установленных федеральными законами.

Согласно абз. 5 ст. 193 закона №197-ФЗ, разрешается применять лишь 1 дисциплинарное наказание за каждое нарушение. Вид наказания выбирается, исходя из тяжести проступка и обстоятельств произошедшего.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства в 2019 году — не обязательная мера. Работодатель вправе не применять взыскание по своему решению (абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ).

Материальная руководителя перед компанией состоит в обязанности в полной мере возместить прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 277 закона №197-ФЗ). Еще руководитель возмещает юрлицу убытки, которые возникли по его вине.

Административная ответственность работодателя в сфере трудовых отношений

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работника возникает при:

  • незаконном лишении сотрудника возможности исполнять служебные обязанности (ст. 234 закона №197-ФЗ);
  • причинении имущественного ущерба работнику (ст. 235 закона №197-ФЗ);
  • задержке выдачи зарплаты или других положенных выплат работнику (ст. 236 закона №197-ФЗ). Об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы читайте тут;
  • нанесении морального вреда сотруднику (ст. 237 закона №197-ФЗ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Административные дела в сфере трудового законодательства рассматривают как судебные органы, так и инспекции по трудовым спорам. Надзор в сфере законодательства о труде осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 N 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».

Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральные инспекции труда и подведомственные им государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ. При этом административные дела вправе рассматривать:

  • главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;
  • главный государственный правовой инспектор труда РФ;
  • главный государственный инспектор РФ по охране труда;
  • руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
  • руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  • начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

По каждому факту выявленного административного правонарушения составляется протокол. Право на его составление имеют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (в нашем случае те, кто указан в ст. 23.12 КоАП РФ). Состав протокола определен ст. 28.2 КоАП РФ и должен содержать следующую информацию:

  • дату и место его составления;
  • должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Привлечение должностного или юридического лица к административной ответственности осуществляется на основании вынесенного постановления об административной ответственности. Однако, перед тем как вынести постановление, дело должно быть рассмотрено должностными лицами, на которых возлагается эта обязанность.

Административная ответственность работодателя в сфере трудовых отношений

Для этого им направляется протокол об административном правонарушении, срок представления которого в федеральную инспекцию труда или подведомственные ей инспекции — сутки с момента его составления. Срок рассмотрения дела установлен в ст. 29.6 КоАП РФ и не может превышать 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дела об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в судебном порядке по правонарушениям, предусмотренным ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, а также если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Стоит отметить, что при несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения копии постановления в орган, который вынес данное постановление.

Также могут возникнуть вопросы применения ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрена административная ответственность должностного лица, повторно подвергающегося наказанию за аналогичное правонарушение. Как определено в ст. 4.6 КоАП РФ, должностное лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Подлежит ли должностное лицо привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершенное ранее аналогичное административное правонарушение?

Для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения в сфере трудового законодательства в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. То есть истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет. Следовательно, к должностному лицу будет применена административная ответственность в виде дисквалификации.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В РФ действуют следующие виды ответственности за нарушение трудового законодательства:

  1. Дисциплинарная — наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная — наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная — наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная — применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Стоит отметить: существует еще гражданско-правовая ответственность за нарушения трудового законодательства. Она во многом схожа с материальной ответственностью, однако, в отличие от последней, регулируется нормами не Трудового Кодекса, а федеральными законами и Гражданским Кодексом РФ. Гражданско-правовая ответственность предусматривает для руководителя необходимость возмещения организации или работникам убытков, причиненных его виновными действиями.

Перечисление административных штрафов в бюджет

Как определено в ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, штрафы зачисляются в бюджет в полном объеме. При этом уровень бюджета определяется исходя из местонахождения органа, вынесшего решение о наложении административного штрафа (ст. 46 БК РФ).

При возникновении у бухгалтеров бюджетных учреждений вопросов, связанных с перечислением штрафов, стоит учитывать информацию, изложенную в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н. В частности, администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях согласно законодательству об административных правонарушениях.

В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье). Ранее такая же позиция высказывалась в Письме Минфина России от 27.03.2006 N 02-05-03/688.

В соответствии с данными Указаниями зачисление административных штрафов за нарушение трудового законодательства производится на код доходов бюджетов РФ 000 1 16 19000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства».

Дисквалификация

В отношении привлечения к административной ответственности согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ следует иметь в виду, что дисквалификация должностного лица может применяться только за аналогичное правонарушение, наказанию за которое это лицо уже подвергалось, а не за любое нарушение законодательства о труде и его охране. Данный вывод подтверждается в Постановлении ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1.

Особенность назначения дисквалификации установлена в ст. 3.11 КоАП РФ. Как определено ч. 1 данной статьи, применительно к работникам бюджетных учреждений она представляет лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления. То есть запрет распространяется не на всю деятельность должностного лица, а только на руководящую. При этом наложение запрета осуществляется на срок от шести месяцев до трех лет. Решение о дисквалификации выносит суд.

Также может возникнуть вопрос, связанный со сроками рассмотрения административных дел: подлежит ли должностное лицо привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершенное ранее аналогичное административное правонарушение?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденному Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007. В частности, в нем говорится, что в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение нарушение им законодательства о труде и охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Административное приостановление деятельности

Данное наказание применяется только к юридическим лицам, то есть в нашем случае к бюджетным учреждениям. Порядок применения наказания установлен ст. 3.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности может быть наложено только на индивидуальных предпринимателей или юридические лица. Оно назначается судьей на срок до 90 суток в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector