Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
(доб. 215, бесплатно)

Ст. 24 Конституции РФ с комментариями

Актуальность вопроса

В ч. 1 статьи 24 Конституции РФ особое значение придается охране сведений о личной жизни человека. Любое несанкционированное вторжение в сферу частной жизни, во-первых, умаляет достоинство человека, делает личность объектом внешнего манипулирования, а во-вторых, является реальной угрозой для права на неприкосновенность семейных, личных отношений, других свобод и прав, связанных с самоопределением индивида.

Анализируя ст. 24 Конституции РФ с комментариями экспертов, нельзя не отметить, что специалисты обращают внимание на проблемы информационной защиты личности, существовавшие при господстве тоталитарных режимов ХХ столетия, остаются и сегодня нерешенными. В современном мире человек остается незащищенным в связи с появлением и совершенствованием разнообразных технических средств, позволяющих безо всякого труда вторгаться в личную жизнь, причем зачастую это происходит совершенно анонимно.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сегодня распространены компьютерные системы, способные накапливать, хранить, обрабатывать, использовать сведения о человеке. При этом далеко не всегда гарантировано сохранение конфиденциальности информации.

Стоит отметить, что понимание и развитие гражданского права на получение информационной защиты частной жизни обострено примерами тоталитарных государственных систем 20 века с их стремлением к полному контролю за личностью. Между тем, данная проблема не теряет актуальность и сегодня. Изобретение и развитие технических средств позволяет без всякого труда анонимно вторгаться в личные отношения людей.

Защита частной жизни

24 статья Конституции России закрепляет право лица на сохранение сведений, относящихся к его личности, в тайне. Принцип информационного невмешательства в частную жизнь основывается на самоопределении, автономности личности, свободе гражданина в интимной, приватной сфере жизни, отграниченной от внешнего общественного и государственного контроля.

Частная жизнь – область, которой не должна касаться правовая регламентация. Грань между общественным и частным должна защищаться.

Конфиденциальность

Приватная сторона жизни основывается на естественных интересах и потребностях, противостоящих общественному контролю. Любой человек имеет право ограничивать доступ к своей персоне. Очевидно, что данные о гражданине и его личных отношениях являются конфиденциальными. Определить полный перечень сведений, составляющих индивидуальную тайну, весьма затруднительно.

В настоящее время действует специальный Закон № 149, регламентирующий порядок обращения с информацией, информационными технологиями и защиту данных. В этом нормативном акте информация определена как сведения, предоставляемые в разной форме.

Ст. 24 Конституции РФ с комментариями

Конфиденциальность – требование не передавать данные посторонним субъектам без согласия на это их носителя. Соответствующее положение закреплено в ст. 2 ФЗ № 149.

Любые сведения о частной жизни человека являются конфиденциальными. Между тем определить все такие данные довольно сложно и, в общем-то, нецелесообразно, в связи с тем, что в противном случае понятие сферы частной жизни неминуемо бы сузилось, а объем гарантированной защиты, в свою очередь, уменьшился бы.

Категории сведений

К конфиденциальной информации, которую защищает ст. 24 Конституции РФ, можно отнести данные о:

  1. Социальном, национальном, расовом происхождении человека.
  2. Духовном мире.
  3. Отношении к религии.
  4. Мнениях и убеждениях.
  5. Взглядах.
  6. Морально-значимом поведении.
  7. Неофициальном общении, межличностных связях.
  8. Интимных и семейных отношениях.
  9. Принадлежности к общественным организациям.
  10. Здоровье.
  11. Доходах, имуществе.
  12. Профессиональных занятиях.
  13. Прочих фактах биографии, обнародование которых субъект считает невозможным.
     ст 24 2 конституции рф

Только сам человек может определять, какая именно информация относится к нему лично, насколько серьезным будет моральный вред от раскрытия тех или иных сведений.

Устанавливая запрет на действия с личными данными, статья 24 Конституции Российской Федерации не конкретизирует сведения, которые относятся к частной жизни.

Анализируя нормы законодательства, можно заключить, что конфиденциальными следует считать сведения о расовой, религиозной, социальной принадлежности, духовном мире, убеждениях, мнениях, интимных, семейных отношениях, здоровье, принадлежности к каким-либо общественным группам, профессиональной деятельности, имуществе, доходах, прочих фактах жизни, биографии, которые субъект не считает возможным обнародовать.

Гражданин самостоятельно определяет сведения, конфиденциальность которых должна быть сохранена, уровень чувствительности для него данных, раскрытие которых повлечет моральные страдания.

Законная обработка и использование сведений

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ говорится об органах власти (государственной/местной) которые обязаны предоставлять лицу доступ к данным, которые непосредственно касаются его прав и обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

К таким структурам относят:

  • Подразделения ОВД.
  • Органы учета и регистрации.
  • Налоговую службу.

Кроме того, личными сведениями о субъекте располагают медучреждения, страховые, банковские компании, обслуживающие предприятия (поставщики коммунальных услуг), страховые, маркетинговые и прочие коммерческие организации.

Взаимодействие с органами власти

При рассмотрении ст. 24 Конституции РФ нельзя не упомянуть о достаточно серьезной проблеме, с которой граждане сталкиваются при обращении в разные структуры. Многие муниципальные и госорганы, физлица и организации в рамках своей компетенции, целей, характера деятельности накапливают, хранят и используют персональные данные.

Персональные данные

Правила работы с такой информацией устанавливает ФЗ № 152. Положения этого нормативного акта конкретизируют и развивают предписания 24 статьи Конституции РФ.

В соответствии с Законом № 152, персональными данными считается информация, относящаяся к конкретному физлицу, в том числе:

  • Ф. И. О.
  • Дата рождения (день, месяц и год).
  • Имущественное, семейное, социальное положение.
  • Величина доходов.
  • Образование.
  • Профессия и пр.

Отдельно в ст. 11 Закона говорится о биометрических данных лица.

Возможности субъекта

В качестве одного из условий обработки информации автоматизированными способами является то, что сами по себе операции с данными не могут порождать юридических последствий для их носителя. Субъект при определенных обстоятельствах может пользоваться правом доступа к сведениям, ознакомление с их содержанием, источниками их получения, прочих лицах, использующих их.

Он также может требовать уточнения информации, ее блокирования или уничтожения. Субъект дает согласие в письменной форме на включение сведений о себе в публичные источники (адресные книги, справочники и пр.). Законодательство обязывает операторов предпринимать все организационно-технические меры, необходимые для обеспечения защиты персональной информации.

Специфика обработки данных

Как и ст. 24 Конституции РФ, Закон № 152 указывает на обязательность получения согласия от носителя информации для последующей обработки данных. Исключение составляют ситуации, предусмотренные другими законодательными актами.

152-ФЗ предписывает осуществлять сбор личной информации законными способами исключительно в целях, заявленных оператором в рамках его полномочий. Сведения должны быть достоверными и точными. Объем информации не должен превышать объема, необходимого для достижения заявленной цели обработки.

Согласие обладателя персональными данными должно быть письменным.

Ст. 24 Конституции РФ: ответственность

Нарушение предписаний, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ, а также ФЗ № 152, влечет административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и прочие санкции.

Ст. 24 Конституции РФ с комментариями

Посягательства на конфиденциальность информации, представляющие особую опасность, наказываются по УК. К таким деяниям, в частности, относят:

  • Нарушение неприкосновенности личной жизни. В состав этого посягательства входит противоправное собирание, распространение данных о частной стороне жизни субъекта без его согласия, т. е. прямое нарушение положений ст. 24 Конституции РФ.
  • Неправомерное получение и разглашение данных, отнесенных к налоговой, коммерческой, банковской и иной тайне.
  • Нарушение конфиденциальности связи.
  • Противоправный доступ к компьютерным данным.

Надзор за соблюдением правил обработки персональной сведений возлагается на федеральную исполнительную структуру, осуществляющую контроль в области связи и информационных технологий. За нарушение установленных требований по обеспечению защиты данных и их конфиденциальности закон предусматривает административную, гражданскую, дисциплинарную, уголовную ответственность.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В этой части рассматриваемой нормы предусмотрено право каждого лица на доступ не только к персональным данным, но и к иным сведениям, которые непосредственно затрагивают его интересы. Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ обязывает уполномоченные муниципальные и госорганы, а также их служащих обеспечить возможность физлиц ознакомиться с соответствующими материалами.

Данное право согласуется не только с принципом свободы информации. Оно корреспондирует и с юридической возможностью осуществлять субъектами защиту своих персональных данных. Во исполнение ст. 24 (2) Конституции РФ, законодатель разделяет сведения на общедоступные и ограниченного доступа. 140 статья УК предусматривает наказание за неправомерный отказ служащих в предоставлении материалов и документов, затрагивающих свободы и права граждан, собранных по установленным правилам.

В этой же норме определены санкции за предъявление лицу заведомо ложной либо неполной информации, если эти действия нанесли ущерб интересам человека. Стремление к рационализации деятельности уполномоченных структур не может выступать в качестве основания для ограничения права, закрепленного ст. 24 п. 2 Конституции РФ.

Исключения

В некоторых случаях право граждан на защиту персональных данных ограничено. Такие ситуации связаны с принятием необходимых мер для обеспечения безопасности конституционного строя, здоровья, интересов иных субъектов, нравственности, обороны страны. Исключения допускаются, когда обработка персональной информации осуществляется в рамках правосудия, оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного производства. При этом все уполномоченные органы обязаны соблюдать общие принципы сбора и использования полученных данных.

Контроль

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Во исполнение ппредписаний ст. 24 Конституции РФ, оператор должен принимать меры организационного и технического характера, направленные на обеспечение защиты личной информации от противоправного, несанкционированного доступа к ней, копирования, незаконного распространения и прочих аналогичных действий.

Надзор за соблюдением предписаний при обработке данных возлагается на федеральную исполнительную структуру власти, уполномоченную реализовывать функции контроля в сфере связи и информтехнологий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector