Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Получение взятки за незаконные действия

Специфика состава

Приговоры по ст. 290 УК РФ выносятся в случае незаконного принятия должностным лицом финансовых средств, ценных бумаг, прочего имущества, вещных прав, услуг имущественного типа за совершение им определенных действий или уклонения от их совершения. При этом данные поведенческие акты должны входить в компетенцию должностного лица.

Квалификация неправомерного деяния по ст. 290 УК РФ будет иметь место в случае, если виновный за незаконное вознаграждение обеспечивает попустительство по службе либо общее покровительство субъекту или иным названным им гражданам. Как выше было сказано, виновным в принятии материальных ценностей, прав либо выгод от услуг может быть исключительно должностное лицо.

Общее понятие

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Сумма взятки

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.

В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Предмет преступления

Привлечение лица к ответственности по ст. 290 УК РФ осуществляется, если за незаконное вознаграждение выполняются не только действия, которые входят непосредственно в полномочия виновного. Наказание несет и должностное лицо, которое в силу имеющегося у него авторитета либо служебного положения может оказать влияние или способствовать совершению поведенческих актов в пользу субъекта либо представляемых им граждан.

Взятка — получение должностным лицом или иностранным должностным лицом лично или через посредника материальных благ в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Для человека, знакомящегося с понятием взятки впервые, это определение будет непонятно. Поэтому рассмотрим каждую его часть в отдельности.

Иные статьи, связанные со взятками

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

Получение взятки за незаконные действия

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

Дача
взятки*(234) — это составная часть общего
понятия «взяточничество». Дача
взятки посягает на те же общественные
отношения, что и получение взятки,
предмет взятки — тот же. Следовательно,
объектом этого преступления являются
общественные отношения, составляющие
содержание нормальной в соответствии
с законом деятельности конкретного
звена государственного аппарата или
аппарата местного самоуправления.

Следовательно,
с объективной стороны дача взятки
заключается во вручении должностному
лицу лично либо через посредника предмета
взятки. С момента принятия должностным
лицом хотя бы части взятки оба преступления
(и получение взятки, и ее дача) признаются
оконченными. Квалификация действий
взяткодателя-посредника определяется
институтом соучастия.

Если же посредник
действует по поручению взяткодателя,
он выступает не от своего имени и не в
своих интересах. Решение о даче взятки
принимает другое лицо, которое и является
взяткодателем. Учитывая эту специфику
действий посредника, применительно к
даче взятки, вопрос о квалификации таких
действий посредника, применительно к
даче взятки, нуждается в уточнениях.

Не
является покушением на дачу взятки
высказанное лицом намерение дать взятку,
если оно для реализации этого намерения
никаких конкретных действий не
предпринимало.

С
субъективной стороны рассматриваемое
преступление может совершаться только
с прямым умыслом.

Субъектом
дачи взятки является лицо, достигшее
16-летнего возраста. Это может быть
должностное лицо, лицо, выполняющее
управленческие функции в коммерческой
или иной организации, а равно любое
частное лицо. Эти же лица могут выступать
в качестве посредников.

Получение взятки за незаконные действия

В
ч. 2 ст. 291 УК предусмотрены квалифицирующие
дачу взятки признаки: 1) дача взятки
должностному лицу за совершение им
заведомо незаконных действий (бездействия)
и 2) неоднократность.

Пленум
Верховного Суда РФ в постановлении от
10 февраля 2000 г. N 6 указал, что под
незаконными действиями должностного
лица (взяткополучателя) понимаются
неправомерные действия, которые не
вытекали из его служебных полномочий
или совершаются вопреки интересам
службы, а также действия, содержащие в
себе признаки преступления либо иного
правонарушения (п. 10).

Дача
взятки признается неоднократной, если
она вручалась должностному лицу не
менее двух раз при условии, что не истек
срок давности привлечения к уголовной
ответственности за предыдущее преступление
и судимость за такое же преступление
не была снята или погашена.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

ПОДКУП.

Подкуп
участников и организаторов профессиональных
спортивных соревнований и зрелищных
коммерческих конкурсов (ст. 184 УК).
Общественная опасность этого деяния
состоит в нарушении добросовестной
конкуренции в сфере профессиональных
спортивных соревнований и зрелищных
коммерческих конкурсов, а также прав
потребителей (зрителей) соответствующих
платных спортивных и иных развлекательных
услуг.

Статья
184 УК, устанавливающая ответственность
за подкуп участников и организаторов
профессиональных спортивных соревнований
и зрелищных коммерческих конкурсов,
состоит из четырех частей.

В
первых двух частях этой статьи
предусмотрена ответственность за подкуп
спортсменов, спортивных судей, тренеров,
руководителей команд и других участников
или организаторов профессиональных
спортивных соревнований, а также
организаторов или членов жюри зрелищных
коммерческих конкурсов в целях оказания
влияния на результаты этих соревнований
или конкурсов (основной и квалифицированный
виды этого преступления).

Часть
3 ст. 184 УК содержит самостоятельный
состав преступления — незаконное
получение спортсменами денег, ценных
бумаг или иного имущества, переданных
им в целях оказания влияния на результаты
спортивных соревнований, а равно
незаконное пользование спортсменами
услугами имущественного характера,
предоставленными им в тех же целях.

Объектом
преступления являются нормальная
деятельность организаций, связанных с
проведением спортивных соревнований
и коммерческих конкурсов, а также
интересы участников и зрителей этих
соревнований и конкурсов.

Получение взятки за незаконные действия

Объективная
сторона преступления, ответственность
за которое установлена в ч. 1 ст. 184 УК,
заключается в подкупе спортсменов,
спортивных судей, тренеров, руководителей
команд и других участников или
организаторов профессиональных
спортивных соревнований, а равно
организаторов или членов жюри зрелищных
коммерческих конкурсов.

Подкуп
предполагает вручение спортсменам,
спортивным судьям, тренерам, руководителям
команд и другим участникам или
организаторам профессиональных
спортивных соревнований, а также
организаторам или членам жюри зрелищных
коммерческих конкурсов денег, иных
материальных ценностей либо предоставление
услуг имущественного характера.

Преступление
считается оконченным с момента принятия
получателем хотя бы части вознаграждения.

Субъективная
сторона преступления характеризуется
прямым умыслом. Виновный сознает, что
подкупает участников и организаторов
профессиональных спортивных соревнований,
организаторов или членов жюри зрелищных
коммерческих конкурсов, и желает этого.

Кроме
того, обязательным субъективным признаком
данного преступления является цель
оказания влияния на результаты
профессиональных спортивных соревнований
или зрелищных коммерческих конкурсов.

Субъектом
преступления может быть лицо, достигшее
16-летнего возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Квалифицированный
вид данного преступления предусмотрен
ч. 2 ст. 184 УК, которая устанавливает
ответственность за подкуп указанных в
ч. 1 ст. 184 УК лиц, совершенный неоднократно
или организованной группой.

Содержание
этих признаков совпадает с рассмотренными
выше соответствующими признаками других
преступлений.

Получение взятки за незаконные действия

Объективная
сторона преступления, ответственность
за которое установлена в ч. 3 ст. 184 УК,
состоит в незаконном получении
спортсменами денег, ценных бумаг или
иного имущества, а также в незаконном
пользовании спортсменами услугами
имущественного характера..

Субъективная
сторона преступления характеризуется
прямым умыслом. Виновный сознает, что
незаконно получает от кого-либо
материальные ценности или услуги
имущественного характера за оказание
влияния на результат спортивного
соревнования, и желает получить их.

Субъектом
преступления может быть только спортсмен,
который является участником конкретного
спортивного соревнования.

Предлагаем ознакомиться:  Моральный ущерб или вред

Объективная
сторона преступления, предусмотренного
ч. 4 ст. 184 УК, состоит в незаконном
получении денег, ценных бумаг или иного
имущества, а также в незаконном пользовании
услугами имущественного характера
спортивными судьями, тренерами,
руководителями команд и другими
участниками или организаторами
профессиональных спортивных соревнований,
а равно организаторами или членами жюри
зрелищных коммерческих конкурсов.

Преступление
считается оконченным с момента получения
субъектом незаконного вознаграждения,
вне зависимости от того, повлияло ли
оно на результат спортивного соревнования
или зрелищного коммерческого конкурса.

ОТЛИЧИЕ.

Отличие
П. от дачи взятки состоит в том, что
получатель незаконного вознаграждения
при П. не относится к должностным лицам
по смыслу статей УК РФ о должностных
преступлениях.

  • Статья 291 УК РФ — дача взятки. По ней наказывается лицо, взятку дающее;
  • Статья 291,1 УК РФ — посредничество при передаче взятки. По ней рассматриваются посредники и иные лица, участвующие в процессе передачи взятки но саму взятку не передающие и не получающие;
  • Статья 291,2 УК РФ — мелкое взяточничество. Рассматривает взятки, размер которых незначителен и не превышает 10000 рублей.

Инфо

info

Эти три статьи имеют важное дополнение, согласно которому обвиняемый будет освобожден от ответственности при условии его активного содействия раскрытию преступления.

Получение взятки за незаконные действия

Об авторе

Андрей Воронцов

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

По закону все организации должны разрабатывать и принимать меры для предупреждения коррупционных проявлений (ч. 1 ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Они могут быть различными, в их числе — кодекс этики и служебного поведения работников в организации. За нарушение его положений может последовать дисциплинарная ответственность.

Если предположить, что это требование организациями выполняется, лица, не подлежащие ответственности за взяточничество, могут понести указанную ответственность. Для инициирования проверки, возможно обратиться с жалобой к руководству организации.

Исполнение организациями требований антикоррупционного законодательства может проверяться органами прокуратуры, которые имеют полномочия по принятию мер реагирования по фактам выявленных нарушений.

Как избежать ответственности за дачу взятки

Понятие

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Пойман с поличным

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

  • — Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.
  • — Оказано активное содействие в раскрытии преступления.
  • — Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла.

В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Подкуп

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой — свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

ПОДКУП.

ОТЛИЧИЕ.

Как избежать ответственности за дачу взятки

Незаконные
действия должностного лица – неправомерные
действия, которые не вытекали из его
служебных полномочий или совершались
вопреки интересам службы, а также
действия, содержащие в себе признаки
преступления либо иного правонарушения.

Взятку
надлежит считать полученной по
предварительному сговору группой лиц,
если в преступлении участвовали два и
более должностных лица, которые заранее
договорились о совместном совершении
данного преступления с использованием
своего служебного положения. Организованная
группа характеризуется устойчивостью,
более высокой степенью организованности,
распределением ролей, наличием
организатора и руководителя.

Крупным
размером взятки признаются сумма денег,
стоимость ценных бумаг, иного имущества
или выгод имущественного характера,
превышающие сто пятьдесят тыс. руб.

Сотрудник ДПС

Субъективная
сторона – прямой умысел.

Субъект
преступления по ст. 290 УК РФ специальный.

ПОДКУП.

ОТЛИЧИЕ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Наказание за получение взятки с ее вымогательством установлено п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Оно может повлечь для должностного лица:

  1. Штраф в размере:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходов за период 2-4 г.;
    • 70-90-кратной суммы полученной взятки.

Вместе со штрафом назначается дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на протяжении до 10 лет.

  1. Лишение свободы 7-12 лет. Вместе с ним на усмотрение суда может назначаться дополнительное наказание (одно или сразу оба) в виде:
    • штрафа до 60-кратной суммы взятки;
    • запрета занимать указанные в приговоре должности или заниматься определенной деятельностью

Требование денег или других ценностей, не являющихся взяткой, не должностным лицом при определенных условиях может преследоваться по 163 ст. УК РФ «Вымогательство».

Если действия должностного лица, хоть и отрицательно влияющие на потенциального взяткодателя, обусловлены законом, вымогательством взятки их считать нельзя.

Например, когда должностное лицо отказывает в выдаче разрешения на приобретение, хранение оружия по основаниям, указанным в законе – наличие препятствующего этому заболевания, непредставление полного пакета документов и т.д. Такие действия нельзя посчитать вымогательством взятки, даже если кажется, что повод для отказа незначительный и должностному лицу для решения этого вопроса просто надо дать денег.

Понятие

Ст. 290, ч. 1 УК РФ устанавливает общий состав преступления и соответствующее наказание. В качестве наказания предусматривается:

  1. Принудительные работы на период до 5-ти л.
  2. Штраф до 1 млн. р., либо в сумме дохода/зарплаты виновного за период до 2-х лет, либо в размере от 10-ти до 50-кратной величины незаконного вознаграждения.
  3. Исправ. работы (1-2 года).
  4. Тюремное заключение на период до 3-х л.

В последнем случае может быть дополнительно назначен штраф в 10-ти либо 20-кратном размере незаконного вознаграждения. Первые три наказания сопровождаются запретом в течение 3-х лет выполнять определенную деятельность или пребывать на конкретном посту.

Значительный размер

Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей, крупной взяткой — свыше 150000 рублей, особо крупной — свыше 1000000 рублей. Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

В этом случае ст. 290 УК РФ устанавливает:

  1. Штраф в размере 30-60-кратной суммы незаконного вознаграждения. При этом виновного нельзя принимать на конкретные должности либо ему будет запрещено осуществлять определенную судом деятельность в течение 3-х лет.
  2. 6 лет тюрьмы со штрафом в 30-кратную величину взятки.

Часть 2 ст. 290 ук рф предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

За получение взятки в таких случаях должностным лицам, в том числе иностранным или выступающим от имени международной организации, назначается:

  1. Штраф в размере от 40-ка до 70-кратной суммы вознаграждения с запретом занимать конкретную должность либо выполнять определенную судебной инстанцией деятельность в течение трех лет.
  2. Тюремное заключение на 3-7 лет. Дополнительно к данному наказанию будет установлен штраф в размере 40-кратной величины взятки.

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Пойман с наличными

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». (часть вторая в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 4-ФЗ)

Предлагаем ознакомиться:  Образец жалобы в прокуратуру на следователя

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. (часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений). (часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме: действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации; действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

сайт МВД

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Взыскание на работе

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений);

Статья 7. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

ст 290 ук РФ

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке. (часть шестая введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ)

  • Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  • Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  • Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  • Попустительство в любой форме;
  • Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Понятие

Взятка, как статья УК РФ

За деяния, установленные в ч. 1-3 настоящей статьи, совершенные лицами, занимающими гос. должности РФ или субъекта России, равно как и главами органов местного самоуправления, предусматривается:

  1. Штраф в 60-80-кратной величине вознаграждения с лишением прав заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенных постах в течение 3-х лет.
  2. Тюремное заключение на 5-10 лет. Дополнительно к лишению свободы будет вменен штраф в 50-кратную сумму незаконного вознаграждения.

При совершении деяний, приведенных в ст. 290 УК РФ, в особо крупных размерах устанавливается:

  1. Штраф в 80-100-кратной сумме незаконного вознаграждения с запретом три года заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту.
  2. Тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно виновному вменяется штраф в 70-кратной сумме полученной взятки.

ст 290 ч 1 ук РФ

Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290. Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Часть первая

Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 10 до 50;
  4. До 2-х летисправительных работ;
  5. До 5 лет исправительных работ;
  6. До 3-х летлишения свободы.

Часть вторая

Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1500000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 30 до 60;
  4. До 6 лет лишения свободы.
Предлагаем ознакомиться:  Получение гражданства РФ гражданами Украины

Часть третья

В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление.

Виды наказания:

  1. Штраф до 2000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 40 до 70;
  4. До 3-х лет лишения свободы.

Часть четвертая

Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления.

Виды наказания:

  1. Штраф до 3000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 3 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 60 до 80;
  4. До 7-х лет лишения свободы.

Часть пятая

Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:

  • Совершенную по сговору или представителями преступной группировки;
  • С применением угроз и вымогательства;
  • С размером взятки свыше 150000 рублей (крупной взятки).

Виды наказания:

  1. Штраф до 4000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 4 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 70 до 90;
  4. До 12 лет лишения свободы.

Часть шестая

Рассматривает взятки свыше миллиона рублей (взятки особо крупного размера).

Виды наказания:

  1. Штраф до 5000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 5 лет;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 80 до 100;
  4. До 15 лет лишения свободы.

Внимание

attention

При этом в любом случае осужденный так же лишается возможности занимать подобные должности на срок, установленный судом. Максимальный срок запрета — 15 лет.

Об авторе

Провокация взятки

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве.

Вымогательство взятки

  1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в  коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!
  2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:
  • — В отношении сотрудников полиции  — в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.
  • — В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.
  • — В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.
  1. Следуйте инструкциям оперативников.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

  1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.
  2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.
  3. Используйте все возможные способы защиты:
  • — Записи с камер наблюдения по месту работы.
  • — Показания коллег, которые слышали ваш разговор.
  • — Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.
  • — Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.
  1. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение;  тяжелая жизненная ситуация и т.д.

  • требование должностного лица передать ему незаконное вознаграждение под угрозой совершить действия или бездействовать, вследствие чего для передающего лица наступят негативные последствия, например, отзыв лицензии, привлечение к ответственности, не основываясь на законе и т. п.;
  • создание таких условий, когда человек вынужден передать вознаграждение, чтобы не допустить нарушения своих прав, например, затягивание решения какого-либо значимого для взяткодателя вопроса.

п 5 ст 290 ук РФ

Для констатации факта вымогательства взятки в данном случае не важно, могло ли должностное лицо реально сделать то, чем угрожало. Достаточно субъективного восприятия взяткодателем этой ситуации как безвыходной, наличия у него оснований опасаться реализации угроз.

Например, когда сотрудник ГИБДД, зная о том, что производство по материалу об административном правонарушении должно быть прекращено, вводит в заблуждение относительно того, что им будет принято решение о лишении водительских прав. А после получения вознаграждения прекращает производство в соответствии с законом.

Аналогичная ситуация, когда врач требует вознаграждение за проведение дорогостоящей операции бесплатно или за включение пациента в список на ее проведение тогда, когда больной и так по закону имеет на это право.

  • Не соглашаться решить проблему при первом требовании или намеке о возможности решения вопроса за мзду. Выслушать и как можно более точно запомнить слова и выражения, высказанные должностным лицом.
  • Пробовать записать разговор на любой имеющийся в распоряжении носитель – телефон, диктофон, камера. В ходе беседы попытаться заставить взяточника как можно яснее выразить свои требования – сколько, за что, почему так много, сколько есть времени подумать, как будет происходить передача. Даже если этого не выйдет, для каких-то выводов правоохранителей будет достаточно и разговора намеками.
  • Попытаться отложить непосредственную передачу материальных благ под предлогом, например, сбора необходимой суммы денег.
  • С записью разговора, имеющимися документами по вопросу, в связи с решением которого имело место обращение к взяткополучателю, пойти в правоохранительные органы, о которых шла речь выше.
  • В дальнейшем, если будет принято решение о проведении оперативных мероприятий, необходимо четко следовать инструкциям оперативных сотрудников, чтобы доказать факт вымогательства взятки.

Субъективная сторона

В новой редакции статьи она описывается в качестве принятия незаконного вознаграждения за осуществление определенных поведенческих актов. Использование служебного положения виновным рассматривается в трех аспектах:

  1. Бездействие/действие, входящие в полномочия виновного.
  2. Общее попустительство либо покровительство.
  3. Способствование действиям/бездействиям.

Первая форма считается на практике достаточно распространенной. В данную категорию могут входить:

  • Перемещения по службе.
  • Увольнение с работы.
  • Зачисление в штат.
  • Взыскание.
  • Поощрение и прочее.

получение взятки ст 290 ук РФ

Также в данную группу относят, например:

  • Невыполнение ревизии/инвентаризации.
  • Сокрытие недостачи и пр.

Способствование действию/бездействию рассматривается как использование своей должности в широком смысле. В данном случае предполагается наличие связей с другими чиновниками, не находящимися в подчинении виновного, и возможностей оказать на них влияние авторитетом.

Она характеризуется наличием вины и прямого умысла. Взяткополучатели осознают, что принимают незаконную выгоду за осуществление действий или не совершение их, покровительство/попустительство, пособничество. Умысел виновного предполагает также осознание того, что предоставляющий ценности или услуги субъект знает, что вознаграждение незаконно. Он понимает, что выгоды предлагаются за совершение деяний с использованием его служебного положения.

Попустительство или покровительство

Правоведы отмечают, что состав преступления будет формироваться в том случае, если указанные действия будут облачены в конкретные противозаконные акты. В качестве них могут выступать необоснованные:

  • Выдачи премий.
  • Продвижения по службе.
  • Предоставления отпусков руководителям или иным лицам и пр.

Попустительство может быть выражено в непресечении нарушений, нереагирование на несоблюдение требований (прогулы, явки в нетрезвом виде и пр.).

Общественная опасность

По своей природе получение взятки выступает как один из специальных видов злоупотребления положением в корыстных целях. Опасность преступления повышается за счет:

  1. Принятия незаконного вознаграждения за незаконные действия (по ч. 2).
  2. Совершения противоправного деяния должностным лицом государственного органа РФ или субъекта страны, как и главой местной администрации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Эти действия, повышая опасность взяточничества, не нуждаются в дополнительной квалификации. Распространение таких преступных деяний в органах власти формирует благоприятную почву для развития коррупции. Это, в свою очередь, подрывает авторитет власти в государстве, снижает степень доверия к ней населения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector