Основные нарушения в школе
Прежде чем подать вашу жалобу на школу, вы должны иметь чёткие представления о правах учеников, полный перечень которых можно посмотреть в Федеральном законе №279 от 29 декабря 2012 года. Ссылаясь на 34-ю статью данного закона, причины для жалоб на сотрудников, работающих в общеобразовательном учреждении:
- К ученику применяют физическое или любого рода психологическое насилие, уничижается его достоинство, как личности.
- Нарушения прав ребенка в виде запретов выражать личные взгляды, получать и передавать свободно информацию.
- Агитация вступить в группы политического или общественного характера и привлечение к деятельности таковых без согласия малолетнего лица.
- Отказ принять ребёнка на обучение (место проживания и регистрации значения не имеет).
- Отказ перевести учащегося на индивидуальную, ускоренную или иную особую форму обучения.
- Создание препятствий для перевода в другую школу.
- Отказ предоставить безвозмездную помощь в сфере психологии, медицины, социальной педагогики.
- Несовершеннолетнего принуждают к посещению мероприятий, которые не отнесены к учебной программе и принуждение к труду, не относящемуся к учёбе.
- Отказ предоставить к ознакомлению правовые локальные акты и Устав образовательного учреждения.
Среди других оснований также служит коррупция в школе и денежные поборы. Куда рекомендуется бить тревогу при этом, так это в местную прокуратуру.
Куда можно пожаловаться на школу и каковы нюансы при адресации недовольства непосредственно в учебное заведение или в вышестоящие структуры, когда директор не справляется с ситуацией или ваша жалоба на администрацию школы, рассмотрим дальше.
Как правильно оформить образец жалобы в Министерство образования?
Образец претензии может быть направлен в Департамент образования несколькими способами:
- Отправка через почтовое отделение;
- Подача жалобы при личном визите в Министерство;
- Электронное заявление, подаваемое через сайт.
Гражданин вправе выбрать тот вариант, который окажется для него наиболее комфортным. В современной практике всё чаще встречается использование последнего варианта, так как он позволяет максимально оперативно урегулировать конфликт. Для подачи заявки через сайт Министерства, посетителю ресурса необходимо заполнить специальную форму, указав индивидуальные данные и кратко описав проблему. Ответ о результатах рассмотрения заявки представляется в срок от 3 до 7 дней.
Для образца жалобы в Министерство образования не предусмотрено строгой формы. Тем не менее, документ должен быть составлен в соответствии с нормами делового письма и отражал всю необходимую информацию. Максимальная длина текста – 2000 знаков. Недопустимы исправления, ошибки, сокращения, эмоциональные и грубые выражения.
Процесс принятия мер при нарушениях со стороны образовательного учреждения регламентирован 45-й статьёй Федерального закона №273. Нюансы подачи жалоб и действия зависят во многом от того, на кого именно вы жалуетесь, помогая понять, куда можно обратиться с жалобой на школу в вашем случае.
На директора | Подавать жалобу на директора директору или школьной комиссии не имеет смысла, такая направляется сразу в территориальное отделение департамента образования или иные структуры. Подать жалобу на директора школы можно при личном визите, заказным письмом с описью вложений и обратным уведомлением или подавать на рассмотрение заполненную электронную форму заявления с официального сайта организации, в которую вы обращаетесь. |
На учителя | Если у вас есть претензии к работе или действиям учителя, вы можете вынести конфликт на рассмотрение комиссии, которая состоит из родителей учеников и сотрудников образовательного учреждения, или обратиться к директору. Заявление обязательно подаётся письменно с изложением сути проблемы. При рассмотрении жалобы виновная сторона имеет право присутствовать лично. При необходимости вызываются и свидетели ситуации. Если обращение к директору или комиссии не принесло желаемого результата, вы вправе подать обращение в вышестоящие государственные структуры. |
На школу | Претензии подаются, когда есть нарекания на функционирование всего заведения, а не работу отдельного лица. В случае нанесения вреда здоровью ученика подаётся именно такая претензия. Такое может произойти, например, на уроке физкультуры, если учитель не смог проследить за соблюдением дисциплины, неадекватно установил нагрузку, не учёл физиологическую особенность ребёнка. Заявление с претензиями может быть подано директору или муниципальному управлению. Обратите внимание, такой вариант, как пожаловаться на вашу школу анонимно – пустая трата времени. Анонимные жалобы не принимаются даже к рассмотрению. |
Как написать жалобу грамотно, соблюдая все требования к документу, смотрите ниже.
Образцы жалоб
В (полное наименование управления образования)
От (ваши Ф.И.О. полностью, адрес проживания)
Жалоба на (например «на неправомерные действия учителя»)
Обращаюсь к вам с жалобой на (полное наименование школы), которая находится по адресу: ____________________________.
Основанием для моих претензий является то, что (опишите обстоятельства в хронологической последовательности, указав даты, Ф.И.О. причастных лиц, что именно произошло, какие последствия это повлекло, какие доказательства имеются).
Учитывая изложенное выше и ссылаясь на Федеральный закон «Об образовании в РФ»,
1 Провести проверку школы (наименование школы, адрес) по указанным мной нарушениям.
2 Привлечь к ответственности виновных и устранить нарушение в установленный законом срок.
(перечень документов, которые служат доказательствами в данной ситуации)
«___»__________20__года Подпись
Куда подавать документ
Интересуясь, куда жаловаться на школу, у вас есть несколько вариантов на выбор:
- Местный департамент образования – он же муниципальное управление образования. Под его надзором находятся все школы, расположенные в области и в его компетенции рассматривать жалобы граждан. Перечень и адреса территориальных отделов можно посмотреть на официальном сайте Минобразования. Жалоба на школу в департамент образования может быть подана лично в руки, Почтой России или в электронной форме с сайта через раздел «Обращения граждан».
- Министерство образования и науки – федеральный уровень власти. Он имеет возможность осуществлять контроль над всеми учебными заведениями в России. Претензия в Министерство образования актуальна для рассмотрения вопросов, которые связаны с оценкой качества знаний, соблюдением прав и учеников, изменения и внедрения методик, программ по обучению, внутренних актов, иных функций для регулирования, усовершенствования системы образования.
- Федеральная служба по надзору – она же Рособрнадзор. В его компетенции обнаружение, препятствие, устранение нарушений в управленческой общеобразовательной сфере. Сюда же актуальна подача заявлений не только на обучающие заведения, директоров или отдельно взятых учителей, но и на должностные лица в районе, области.
- Омбудсмен – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. В данный орган следует обращаться для вспомогательного результата и дополнения имеющихся правозащитных институтов. Официальный сайт Омбудсмена даст вам более подробную информацию о сфере его деятельности.
- Роспотребнадзор – сюда целесообразно жаловаться в случае с претензией на нарушение санитарных и гигиенических норм.
- Прокуратура – в прокуратуру претензия на школу подаётся в случае серьёзных нарушений интересов и прав ученика, если все предыдущие попытки урегулировать вопрос методом обращений в иные государственные организации не дали желаемого результата. В компетенции прокуратуры проведение внеплановых проверок и привлечение нарушителей к административной ответственности с правом передачи дела в суд.
- Суд – в первую очередь рассматривает дела, в которых речь идёт об уголовной ответственности и денежной компенсации за нанесённый моральный, материальный, физический ущерб.
Несмотря на то, что выбор, куда подать вашу жалобу на школу, весьма широкий, каждое заявление подается в ту структуру, которая ближе всего к решению именно вашей ситуации. Многие вопросы решаются мирно при обращении к директору образовательного учреждения, и добиться желаемого результата реально при подаче обращения в территориальный департамент.
Все учебные учреждения региона, включая детские сады, школы и ВУЗы, находятся в компетенции соответствующих филиалов Министерства образования. Если в учебном заведении произошёл незначительный конфликт, его урегулированием может заняться территориальное подразделение образования. К сожалению, реальность выглядит иначе.
В таких ситуациях привлечь нарушителя к ответственности поможет образец жалобы, отправленный в Министерство образования. Главным условием является правильное и корректное составление такого документа. К жалобе также прилагаются доказательства и свидетельские показания, имеющие отношение к конфликту.
Основанием для подачи претензии могут стать следующие нарушения:
- Факт превышения полномочий одним из преподавателей;
- Некорректная оценка знаний учащихся;
- Принудительные сборы финансовых средств и прочие аналогичные махинации;
- Моральное и физическое насилие над детьми.
Если имеет место нарушение, завершающее список, то образец претензии, помимо руководства сферы образования, необходимо направить и в органы правопорядка. Это может быть районный отдел полиции, прокуратура и суд. Исковое заявление должно быть составлено с учётом требований и норм действующего законодательства. Правильно сформированный иск – ключ к достижению высоких результатов.
Важно понимать, что человеку, который впервые сталкивается с подачей искового заявления, будет крайне сложно самостоятельно учесть все нюансы и избежать ошибок. Именно по этой причине специалисты настоятельно рекомендуют заручиться поддержкой опытного юриста, способного оказать квалифицированную помощь и защитить интересы своего клиента.
Чего можно добиться
В зависимости от того, куда решите пожаловаться на школу и что в компетенции выбранного вами органа, можно добиться разного решения вопроса, например:
- Возмещение морального, материального ущерба, который был нанесён по вине образовательного учреждения;
- Дисциплинарная ответственность нарушителя, лишение премии, понижение квалификации;
- Увольнение нарушителя с занимаемой должности;
- Лишение частной школы лицензии и права заниматься образовательной деятельности бессрочно или на определённый срок;
- Пересмотр и корректирование внутренних нормативных актов учреждения;
- Административное взыскание (штрафы);
- Уголовная ответственность.
Законодательные акты, которыми регламентированы подача и рассмотрение претензионных заявлений на учреждения образования и их сотрудников это Федеральные законы:
- №124 от 24 июля 1998 года, гарантирующий права детей;
- №273 от 29 декабря 2012 года, регулирующий систему образования и сопутствующие вопросы;
- №59 от 2 мая 2006 года, из которого можно узнать о порядке гражданских обращений.