Для начала определяемся с типом торгового центра.
Условно типы можно разделить на два: федеральный ритейлер (Лента, Магнит, Metro и пр.) и маленькие сети, либо одиночные ТЦ.
Если это крупный сетевой ритейлер, то есть плюсы и минусы. К плюсам относятся два аспекта:
- Известность бренда, а значит больший трафик и как итог большее количество клиентов
- Сетевому ритейлеру не интересно самому заниматься автомоечным бизнесом. Для них это не профильный бизнес, да ещё и с маленькими объёмами. Когда привыкаешь оперировать миллиардами, на миллионы уже не обращаешь внимания.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Существует обратная сторона медали – чем крупнее сеть, тем сложнее выйти на лицо принимающее решение, а зачастую это невозможно, т.к. запрещено регламентами данной сети. В итоге переговоры могут затянуться на годы. Я не шучу. Кроме того, чем крупнее ритейлер, тем менее интересно заниматься одной площадкой. Им интереснее вести переговоры о сети, т.е. сдавать в аренду сразу пул площадок в разных городах и таким арендаторам отдают предпочтение.
Поэтому определитесь, готовы ли долго и нудно общаться с людьми, которые ничего конкретного сказать не смогут (т.к. не имеют на это полномочий), или нет. Если не готовы, то отметайте крупные сети сразу.
Также к минусам относится то, что с ними возможно работать только по закону (если это минус, конечно). Сети обкладывают себя бумажками на все случаи жизни так, что построить на их территории автомойку не проще, чем протащить проект капитального строения через экспертизу Минстроя.
Главный минус – стоимость аренды. С высокой долей вероятности цена будет по верхней планке рынка аренды или выше.
С маленькими сетями и одиночными ТЦ или ТРЦ всё проще и быстрее, т.к. вы можете выйти на лицо принимающее решение (например, собственника) и, посмотрев друг другу в глаза, решить все вопросы. Но и здесь не без недостатков.
- К нам обращалось не мало собственников ТЦ, которым идею об автомоечном бизнесе подкинули как раз те люди, которые приходили с желанием арендовать у них площади.
- Люди, занимающиеся арендным бизнесом – крайне консервативны (большинство построенных ТЦ построены по арендной модели бизнеса). Поэтому изменения воспринимают неохотно, а в данном случае речь идёт об изменении ВРИ. Не только неохотно, а с опаской, мол вдруг бизнес не пойдёт, а что они потом с куском земли делать, где разрешено строить ограниченный список предприятий.
- Часто собственников несколько, т.к. не просто в одиночку построить крупный ТЦ, особенно в крупных городах, где зачастую без «решающих вопросы» людей это невозможно сделать. У каждого собственника собственные интересы и многие предпочитают не входить в конфликт друг с другом, а оставить всё как есть.
Что может помочь в решении вопроса по заключению договора аренды с вами? Возьмите все затраты по смене ВРИ на свои плечи и предоставьте гарантии. Конечно, если такой административный или юридический ресурс в наличии. И есть чёткое понимание по стоимости и сложностям по смене ВРИ.
Требования Роспотребнадзора и экологов
В эту группу входят требования экологов и Роспотребнадзора, касающиеся:
- освещения;
- вентиляции;
- качества воды;
- обеспечения безопасности персоналу и клиентам автомойки;
- обеспечения безопасности и комфорта населению в плане экологической безопасности.
Проверка работниками СЭС уровня шума, вибрации, ультра-, инфразвука и других элементов проводится по жалобе населения. имее6т право данная организация брать пробы воздуха. Вредные вещества в нем не могут превышать установленные ГОСТами ПДК.
Последние акты касаются воды, как расходного материала для работы предприятия.
Требования к персоналу моечного предприятия регламентируется Постановлением Главврача СЭС № 100 от 26 мая 2003 года.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
Требования я системе вентиляции на мойках для автомобилей регламентируются СниПом2.01.57-85.
Все бытовые помещения при стационарных автомойках проектируются согласно тех же СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.01.57-85, а также СНиПу 2.09.04-87.
Санитарные органы в основном предъявляют требования:
- к водоочистному оборудованию;
- освещению в рабочей зоне.
Так, после мытья автотранспорта вода загрязняется моющими средствами, механическими элементами (грязь, пыль, песок и т. д.), поступая в канализацию она должна быть очищена до разрешенных степеней загрязнения.
В городскую канализацию сбрасывать сточные воды запрещено. Поэтому автомойки:
- либо используют специальное очистное оборудование;
- либо устанавливают системы рециклинга воды.
Выбор моечного оборудования проводится на усмотрение владельца. Популярными на сегодня марками считаются: ФлоТенк, Арос, Скат, УКО, Фоламинго. На любое оборудование ( в том числе очистительное) обязательны:
- Сертификаты.
- Разрешительное заключение от СЭС.
- Паспорта установок.
Но при начале работы и приеме-сдачи смены все оборудование должно быть исправным. Работник, приступающий к труду, должен перед его началом рабочего цикла удостовериться в целостности шлангов высокого давления и водопылесоса(если такое оборудование имеется), и емкость для стоковой воды (она должна быть пустой и очищенной). Эти требования должны оговариваться инструкцией по технике безопасности.
Основное требование к персоналу от СЭС — это прохождение медицинских осмотров:
- при поступлении на работу;
- периодических.
Это связано с тем, что данный вид труда относится к работам с вредностями. Считается, что такие условия труда неблагоприятны для сотрудников. И их здоровье должна контролировать медицинская комиссия.
Требования к воде
Воду используют техническую. Но так как на многих автомойках предусмотрен контакт человека с водой, проверяется не только вода «на выходе» то есть сточная, но и «на входе», то есть используемая для мытья автомобилей. И она не должна быть невредной для человека. Требования к воде указаны в МУ 2.1.5.1183-03.
Требования к стокам
Владелец автомойки или лицо, которому делегированы данные полномочия из числа персонала, должен регулярно проверять сточные воды на содержание в них:
- взвесей;
- нефтепродуктов;
- количество колибактерий и колифагов;
- термофильных бактерий.
Проверяется также цвет, запах, прозрачность воды и ее био- и химпотребность в кислороде. Нормативы по данным параметрам содержатся в МУ 2.1.5.1183-03. Основные загрязняющие вещества воды при работе данных предприятий это:
- нефтепродукты;
- взвешенные вещества;
- моющие средства.
Если использованная и загрязненная вода поступает в общую канализацию владельцу автомойки нужно следить, чтобы содержание в ней газов, способных образовывать взрывоопасные соединения (цианиды, окисел углерода, сероводород) содержались в стоках на уровне ПДК. Указанным в нормативах пределах должны содержаться в сточных водах:
- вещества, склонные к горению, в том числе ГСМ;
- соединения, откладывающиеся на стенках труб и ухудшающие работу канализационной системы (различные моющие средства, механический мусор разной степени дисперсии);
- радиоактивные соединения;
- химэлементы, разрушающие или катализирующие разрушение системы канализации;
- трудно окисляемы биометодом соединения.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Ни в коем случае нельзя сбрасывать в канализацию стоки, содержащие компоненты ненормированные экологическими службами. В этих стоках не должны содержаться вещества, способные при химических реакциях выделять эфир (более 20 мг/л), сульфаты в количестве, превышающем 500 мг/л и хлориды от 350 мг/л. При заборе проб воды весь сухой остаток не может превышать 2000 мг/л.
Требования к санзоне (СЗЗ) указаны в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03. Некоторые владельцы интересуются, можно ли пересмотреть размеры этой зоны в сторону их снижения. Согласно изменениям, внесенным Главным санврачом в 2007 году это возможно. Но требует обоснований для размещения данного объекта в указанном месте и расчета загрязнения воздуха.
Размер защитной санитарной зоны определяется степенью опасности производства. Всего их пять. Автомойки относят к 4-5 классу опасности, в зависимости от количества установленных постов:
- пять и более — V класс опасности и соответственно должна соблюдаться СЗЗ в 100 м;
- от двух до пяти постов — считается IV классом опасности и, соответственно, СЗЗ должна быть размером не менее 50 м.
Это довольно строгие требования, учитывая, что автомойки располагают обычно не в поле, а в черте города, среди жилых и офисных построек.
Земля под постройку мойки для автомашин может быть только технического назначения.
Система освещения на мойке для автомобилей должна быть:
- эргономичной;
- эффективной;
- во взрывобезопасном исполнении.
Комфорт сотрудников в процессе труда помогает достичь высокого уровня обслуживания клиентов за счет качества выполнения работы. Это повышает клиентопоток. В случае освещения нормируется:
- естественное (если таковое предусмотрено), искусственное;
- верхнее, боковое и комбинирование, при комбинированном освещении учитывается коэффициент поступления естественного света (КЕО);
- определяется показатель пульсации, равномерность освещения.
Нормативы указаны в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Требования, основанные на европейской системе стандартизации, будут следующими:
- пульсация в виде индекса (ИП) не более 10%;
- индекс цветопередачи (ИЦ) на уровне — 80 Ra;
- коэффициент дискомфорта 22 UGR;
- уровень освещенности — 750 лк;
- его неравномерность — 0,70.
Для помещений, которые по длине дважды не перекрывают собственную высоту дискомфорт не нормируется, по европейским стандартам этого коэффициента лучше придерживаться, но СЭС его проверять не будет.
Из-за высокой агрессивности среды автомойки: влажности воздуха, насыщенности его водной пылью, взвесью моющих средств и грязи, условия эксплуатации осветителей считаются тяжелыми. Поэтому и требования к осветительным приборам довольно строги:
- Класс защиты не ниже первого (от поражения током).
- Наличие металлического взровобезопасного корпуса на лампах.
- Уровень влаго-, пылезащиты от IP 65.
Ни один осветитель не должен ослеплять работников, тот есть надлежит предусмотреть защиту от слепящего эффекта. Как пример, можно рассмотреть поликарбонатовый монолитный рассеиватель. Он ударопрочен и хорошо рассеивает свет. При использовании переносных осветителей, они должны иметь поворотные крепления. Для изменения угла подсветки.
Из-за условий работы, сопряженных с опасностью получения электротравмы персоналом, при приеме смены работники должны проверять целостность и исправность щитового и силового оборудования (при его наличии), осветителей. Оно должно быть в рабочем состоянии и не иметь видимых повреждений. К работе нельзя приступать при повреждении изоляции электроосветительного оборудования.
Учитывая, что влажность, загазованность и наличие в воздухе различных агрессивных химических элементов в помещении будет высока, оно должно оборудоваться вентиляцией не только с приточным но и с вытяжным элементом. Все элементы этой системы:
- должны быть защищены от коррозии;
- пластик в качестве воздуховода не используется;
- соединения уплотняются, в том числе и каждая резьба;
- стыки на воздуховодах гермитизируются спецсоставами (герметиками).
Воздухообмен при работе мойки в стандартном режиме составляет порядка 5 обменных прогонов воздуха/час. Это меньше требований, заложенных в СниПе. При расчете газообмена для этого предприятия учитывают ассимиляционные процессы по:
- теловыделению;
- влаговыделению;
- вредным газам.
Если предполагается специальная обработка транспорта, вентиляция обустраивается по следующему принципу использование приточно-вытяжного механизма:
- с поддержанием температуры воздуха (в холодное время не менее 15оС;
- подачей воздуха в «чистую зону»;
- организацией вытяжки с преобладающим удалением воздуха из загрязненной зоны (до 2/3);
- преобладанием вытяжки над подачей воздушных масс (до 20%);
- кратность обмена воздуха в час не менее 10.
Стандартную автомойку можно оснастить дополнительным вентиляторным оборудованием для перехода ее в режим санобработки транспорта. Вентиляционная система проектируется индивидуально под ваше помещение. Обычно проект заказывают специализирующейся на этой работе организациям. Перед началом работы обязательны пуско-наладочные работы по системе вентиляции.
Любая компания независимо от формы собственности должна иметь так называемый уголок потребителя:
- Стенд (предпочтительно).
- Папку, если под стенд отсутствует место.
На стенде размещается:
- Информация о компании (наименование, форма собственности, ИНН, адрес и телефон).
- Регистрационные сведения (копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет).
- Копия закона о защите прав потребителей.
- Книга отзывов, предложений и жалоб.
- График работы предприятия.
- Прайс, заверенный первым лицом организации и печатью.
Книга жалоб и предложений оформляется по определенным правилам:
- Титул содержит: название предприятия, дату открытия книги и подпись первого лица.
- Первая страница является инструкцией к ее заполнению.
- Вторая — содержит информацию о лицах, к которым можно обратиться с жалобой и их контактных данных (директор, заместитель, руководители подразделений).
- Третья — оповещает клиента об органах, осуществляющих надзор за деятельностью данной компании, в том числе адрес и телефон Потребнадзора РФ.
- Далее книга формируется по схеме, которую можно посмотреть здесь.
Далее изучаем правила землепользования в населённом пункте
Данные правила определяют, что можно, а что нельзя строить на каждом земельном участке и как можно изменить ВРИ. Эти правила как живой организм и постоянно меняются как на федеральном уровне, так и на локальном, т.к. они принимаются и меняются местным законодательным органом, например Городской Думой.
В 2014 году был принят общероссийский классификатор, согласно которому «автомойки» (4.9.1.3) входят в «придорожный сервис» (4.9.1), а придорожный сервис входит в зону транспортной инфраструктуры.
В некоторых городах ПЗЗ (Правила Землепользования и Застройки) глобально не менялись последние годы и никаких цифр из классификатора Вы там не увидите. Где-то он поменялся кардинально и полностью соответствует классификатору, а где-то настоящая мешанина из старого и нового.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Например, если посмотрим в ПЗЗ г. Рязани, окажется, что автомойки выделены отдельной строчкой и входят в Д1, а это подзона Общественно-Деловой Зоны. Причем входит наравне с магазинами, рынками и торговыми центрами и поменять ВРИ в пределах одной зоны можно без публичных слушаний.
А если посмотрим в ПЗЗ г. Воскресенска Московской области, то увидим заветные цифры 4.9.1, но входят они в Промышленную зону (П).
А если взглянуть на последнюю редакцию ПЗЗ Санкт-Петербурга от 23.07.19, то окажется что цифры 4.9.1.3 — (автомобильная мойка) входят в качестве УВРИ (условно-разрешенный вид использования) в 80% категорий, но я не нашёл ни одной зоны, где придорожный сервис или автомойка входили бы в основной перечень ВРИ. Т.е.
Выбор земельного участка под автомойку самообслуживания
Для этого идём на кадастровую карту
Если не менять ВРИ, то, чем это чревато? О всех рисках я расскажу в следующей статье, а здесь пройдусь только по моментам связанных с арендой.
С федеральным ритейлером или другим крупным ритейлером по-другому и не получится работать, им не нужны проблемы с властями. Они не пойдут на какие-либо обходные пути и без смены ВРИ не будут работать.
Также не будут рисковать любые ритейлеры, если участок не в частной собственности. Если обнаружится, что участок используется не по назначению, то с ними могут разорвать договор аренды и они потеряют бизнес.
Если собственник ТЦ не федерального масштаба и участок в частной собственности, то в случае, если все вопросы с властями Вы будете решать самостоятельно, они могут пойти на разрешение нецелевого использования участка. Правда поставить там автомойку вы сможете только на птичьих правах. Максимальной гарантией для вас будет только договор аренды сроком на 11 месяцев.
А за 11 месяцев вложения смогут отбиться, только если место поистине золотое и то вряд ли. Вне зависимости от того какое оборудование и навес вы поставите: если поставите всё качественное, надёжное и дорогое, то будут высокие инвестиции, которые сомнительны в таких условиях. А если поставите всё самое дешёвое, то сами себе максимально снизите средний чек, а значит выручку. При этом получите высокую себестоимость помывки и большое время простоя, т.е. у вас будут максимальные эксплуатационные затраты.
Долгосрочный договор аренды с собственником участка заключить не получиться, т.к. согласно п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), договоры аренды недвижимости свыше одного года подлежат обязательной государственной регистрации. А Росреестр вас завернёт с таким договором, т.к.
Также согласно п.1 статьи 421 ГК РФ: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора». Т.е. если прописать в договоре моменты обязательства по продлению, то это сделает договор ничтожным, т.к. по сути он станет долгосрочным, но не будет зарегистрирован. А что бы не обещал собственник, в случае, если он не захочет заключить новый договор через 11 месяцев, он всегда сможет сослаться на эту статью Кодекса и отстоять право не заключать новый договор. К сожалению, случаи, когда таким образом отжимают успешный бизнес – не редкие. Поэтому мы не рекомендуем работать на таких условиях.
https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk
Итак, аренда земли под мойку самообслуживания у торгового центра хорошая идея, но сложна в реализации и занимает много времени, а иногда не возможна вовсе. Взвесьте все за и против, прежде чем приступать к переговорам. Для того, чтобы упростить себе переговоры, обратитесь к нам, чтобы получить файл с требованиями к участку.
Олег Логачев
13 Ноября 2019
Если вы решили построить автомойку самообслуживания, вопрос выбора места станет первостепенным. Именно от локации будет зависеть успешность вашего бизнес-проекта.
Чтобы привлечь максимальное количество клиентов из числа потенциальной целевой аудитории, участок для мойки должен соответствовать ряду требований: удачное расположение, удобные подъездные пути и др.
При этом необходимо соблюсти технические и природоохранные параметры. Цель данной статьи — помочь в выборе земли.
Начиная поиск участка, предприниматели сталкиваются с дилеммой — приобрести его в собственность или оформить аренду. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.
Покупка
Преимуществ у этого решения несколько:
- Приобретение недвижимости в России — это выгодные долгосрочные инвестиции.
- Вместо ежемесячной арендной платы вы будете оплачивать только земельный налог 1 раз в год.
- Будучи собственником участка, вы сможете распоряжаться им по своему усмотрению: свободно организовывать пространство под нужды бизнеса, и даже сдавать часть земли или помещений в аренду. Все зависит от вашей творческой фантазии и предпринимательской смекалки.
Недостатки у этого шага тоже есть:
- Главный из них — высокая стоимость. Не каждая компания может себе позволить серьезные вложения в покупку.
- Есть определенная сложность в поиске свободной земли с удачным расположением.
- Как правило, такие локации уже находятся в собственности, а перекупить их не всегда возможно.
- Свободные участки под промышленное строительство обычно продаются целиком, то есть крупными площадями, а не кусками.
- Свободная земля невысокой стоимости зачастую требует дополнительных вложений для проведения инженерных коммуникаций.
Аренда
Плюсы арендованной территории существенны, если предприниматель не располагает значительной суммой для покупки в собственность:
- Этот вариант не требует изначально крупных вложений.
- Чаще всего участки, предлагаемые в аренду, уже имеют все необходимые инженерные коммуникации и удачно расположены.
- Иногда со временем можно выкупить землю в собственность.
Но и без минусов тоже не обошлось.
Главным недостатком можно назвать зависимое положение. В любой момент собственник может изменить условия договора и повысить арендную плату. Разорвать договор — означает закрыть бизнес или сделать перерыв и начать работу по привлечению клиентов на новом месте с нуля. Этот минус сглаживает только одно – если собственник потенциально не против в будущем продать вам землю.
Что предпочесть
Анализируя оба варианта, приходим к выводу, что вопрос упирается в денежные вложения. То есть все зависит от ваших финансовых возможностей и долгосрочных целей.
Выбирая аренду, заключайте долгосрочный договор, поскольку собственник может отказаться продлевать его.
Серьезным ресурсом при подготовке к строительству мойки является время. Будь то покупка или аренда участка, необходимо серьезно отнестись к юридическому сопровождению сделки.
Примите это к сведению и будьте готовы к тому, что на поиск и оформление земли уйдет определенный срок.
Выбирая землю, ориентируются на «трех китов»: правильную локацию, подходящий размер и наличие инженерии (или возможность ее подвести).
В первую очередь важным фактором для выбора участка является высокий трафик автомобилей. Обычно это:
- оживленные участки дорог с ограничением скорости (иначе клиенты проедут мимо, не заметив вывески);
- соседство густонаселенных спальных районов (многим удобно мыть машину утром по пути на работу или вечером по дороге домой);
- наличие вблизи развлекательных или торговых центров, паркингов — там всегда присутствует интенсивное движение автомобилей.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Подходящему земельному участку для автомойки самообслуживания жизненно важно иметь удачную транспортную развязку: удобные подъездные пути и возможности для маневра.
В зависимости от количества постов территория должна обладать достаточными размерами, учитывая место для зоны ожидания. Большим плюсом будет наличие уголка для парковки – это даст возможность протереть авто после мойки.
Есть и более точные технические параметры, связанные с площадью участка:
- Необходимый размер земли варьируется в зависимости от количества постов, в среднем на 6-постовую мойку требуется от 700 до 1 400 м2.
- Есть ограничения на прохождение ЛЭП и городских инженерных сетей на застраиваемом участке.
- По требованиям СНИП автомойки должны располагаться на расстоянии не менее 100 м от жилого сектора.
- Существует высотный регламент постройки, он ограничивает ее одним этажом.
Земля должна быть оснащена перечнем необходимой инженерии:
- электросети (трехфазное напряжение 380V на 40 кВт);
- водоснабжение (2,4 куб. м/ч с напором минимум 2 атм.);
- канализация (минимум 2,45 куб. м/ч);
- газоснабжение (для работы котельного оборудования в зимний сезон).
Для анализа выбираемого участка запросите в администрации градостроительный план. Вам необходимо видеть возможные точки подключения к инженерным коммуникациям на границах участка. Также под землей не должно быть сторонних инженерных сетей. Подведение своих, как и перенос чужих сетей, выльется в серьезные временные и финансовые затраты.
И еще пара нюансов
Дополнительная информация
Приятным моментом для собственников автомойки является тот факт, что ГСК РФ (кодекс градостроителей) позволяет, согласно статье 51, п. 17, не получать разрешение от органов исполнительной власти для возведения данной постройки, так как она не считается капитальной. Права на данный объект также не нужно регистрировать по статье 120 ГК РФ (п.2).
Вся приведенная информация универсальна и касается любое моечных предприятий. Однако:
- при организации постов подвижного состава грузового транспорта;
- его санитарной обработке;
- обустройстве габаритных капитальных моечных центров;
- совмещения магазина, автомойки, сервиса.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
И в некоторых других случаях к данного рода предприятиям предъявляются более строгие требования. Проект на обустройство вентиляции будет сложнее, потребуется обеспечение пожарной безопасности и противодействия задымлению. Могут потребоваться дополнительные согласования с разными органами и структурами, применяться будут и дополнительные регламентирующие акты.