Служебная дисциплина на государственной гражданской службе
Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
- соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
- соблюдение служебного распорядка государственного органа;
- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
- бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
Более того, в ст. 18 Закона N 79-ФЗ одним из первых требований к служебному поведению гражданского служащего названо добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно на основании этого локального документа осуществляется профессиональная деятельность гражданского служащего (ст. 47 Закона N 79-ФЗ).
Кроме того, служебным регламентом устанавливается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
Обратите внимание! В силу ст. 56 Закона N 79-ФЗ под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.
Отметим, что представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Так, гражданскому служащему должны быть обеспечены:
- возможность прохождения гражданской службы и замещения определенной должности такой службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ);
- надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
- необходимые информация и материалы — локальные нормативные акты, касающиеся служебной деятельности (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
- безопасность, охрана и гигиена труда (ст. 212 ТК РФ);
- своевременная и в полном объеме оплата труда (ст. ст. 14, 52 Закона N 79-ФЗ).
Примечание. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по причинам, не зависящим от гражданского служащего (например, из-за отсутствия необходимых условий, недостаточной квалификации служащего, в связи с его болезнью).
Гражданский служащий также должен соблюдать служебный распорядок государственного органа, который утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Отметим, что Закон N 79-ФЗ не содержит порядка учета мнения представительного органа.
Однако в силу ст. 73 указанного Закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Поскольку в отсутствие специального правила, предусмотренного законодательством о государственной гражданской службе, подлежат применению общие правила трудового законодательства, рекомендуем для учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии служебного распорядка руководствоваться ст. 372 ТК РФ.
Итак, перечислим обстоятельства, позволяющие квалифицировать проступок гражданского служащего как дисциплинарный:
- невыполнение действий, установленных должностным регламентом, совершение действий, не предусмотренных им, или нарушение локальных нормативных актов;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
- противоправное поведение гражданского служащего, связанное с исполнением им должностных обязанностей;
- признание совершенного действия (бездействия) виновным.
Ответственность за дисциплинарный проступок может последовать только в том случае, если все вышеназванные обстоятельства есть в наличии.
Кадровый
потенциал государственной гражданской
службы представляет собой часть трудового
потенциала, включающую в себя только
ту его составляющую, к которой относятся
работники, имеющие специальную подготовку
и осуществляющие функции государственного
управления. Социальные особенности
кадрового потенциала государственной
гражданской службы характеризуются
профессионализмом государственных
гражданских служащих, наличием специальных
квалификационных требований к занимаемой
должности гражданской службы,
управленческим характером труда.
Кадровый
потенциал государственной гражданской
службы представляет собой совокупность
имеющихся (открытых и латентных)
профессиональных способностей и
возможностей кадров государственной
гражданской службы, обеспечивающих
квалифицированный управленческий труд,
эффективное выполнение служебных
обязанностей в соответствии с должностным
регламентом.
Под
способностями государственных гражданских
служащих понимаются — индивидуально-психологические
особенности конкретного государственного
гражданского служащего.Раскрытие
возможностей кадров государственной
гражданской службы находится в прямой
зависимости от создания условий
реализации их профессиональных
способностей (возможности реализуются
через востребованность кадрового
потенциала государственной гражданской
службы).
Структура
кадрового потенциала государственной
гражданской службы зависит от достигнутого
уровня социально-экономического развития
России; функций, задач и структуры
органов государственной власти; системы
требований, предъявляемых к государственным
гражданским служащим. В структуру
кадрового потенциала государственной
гражданской службы входят открытые и
латентные способности и возможности
кадров государственной гражданской
службы к профессиональному квалифицированному
управленческому труду.
Понятие
«кадровый потенциал» отражает ресурсный
аспект социально-экономического
развития. При этом кадровый потенциал
можно определить как совокупность
способностей всех людей, которые заняты
и решают определенные задачи в организации.
В теорию и практику входят и получают
экономическую оценку в той или иной
форме конкретные качественные
характеристики кадрового потенциала
— численность, структура, знания,
профессиональный состав, квалификация,
навыки, опыт;
личные качества: здоровье,
образование, профессионализм, способность
к творчеству, нравственность, культура,
разностороннее развитие. Кадровый
потенциал во внешней среде представляет
собой совокупность людей, которые могут
попасть на государственную и муниципальную
службу благодаря (в идеале) либо своему
образованию, либо своим навыкам.
То есть
кадровый потенциал органов государственной
власти и местного самоуправления, с
одной стороны, складывается из выпускников
вузов, имеющих соответствующую
квалификацию, специалистов других
организаций либо специалистов, находящихся
временно без работы, но имеющих достаточный
опыт и навыки для осуществления
специализированной деятельности в
конкретном органе власти .
Кадровый
потенциал является источником
определенного резерва кадров, т.е.
специально сформированных на основе
установленных критериев групп
перспективных работников, обладающих
необходимыми для выдвижения
профессиональными, деловыми, личностными
и моральными качествами, положительно
проявивших себя на занимаемых должностях,
прошедших необходимую подготовку,
переподготовку, повышение квалификации
и стажировку, необходимые для замещения
определенных должностей государственной
и муниципальной службы.
Управление
развитием кадрового потенциала
государственной имуниципальной службы
должно эффективно осуществляться на
базе комплексной оценки каждого
представителя конкретного органа
власти, включающей в себя оценки: уровня
профессионального образования, уровня
знаний и навыков, стаж в занимаемой
должности, динамику карьерного роста,
деловые, личностные, физические,
психологические, нравственные,
человеческие и другие качества всего
кадрового состава. Особенности
формирования и использования кадрового
потенциала государственной.
Понятие
«корпус» в организационно-деятельностном
представлении обычно определяется как
совокупность лиц, объединенных общностью
какого-либо официального положения (дипломатический корпус, депутатский
корпус, офицерский корпус и т.п.).
Соответственно этому определению
распространенное в настоящее время
понятие «государственный кадровый
корпус» (ГКК) можно определить как
организованную совокупность профессионалов
государственного дела, исполняющих
государственные должности.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
В широком
понимании это определение приемлемо,
но для представления качественно-функционального
понимания ГКК его недостаточно. С
понятием «корпус» ассоциируется нечто,
консолидирующее компоненты системы,
придающие ей устойчивость, обеспечивающее
необходимую результативность совокупной
деятельности.
Общность образования по
внешнему признаку ее составляющих –
официальному положению деятелей, сама
по себе не обладает таким свойством.
Введение в понятие характеристик
«профессионализм» придает ему качественную
ориентацию. Формирование и развитие
кадрового корпуса государственных
органов – это многомерный и сложный
процесс, причем характеристика
количественных и качественных параметров
кадров, уровня кадрового обеспечения
аппарата по своему содержанию не во
всем совпадает с характеристикой
кадрового потенциала.
Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих
В статье 57 Федерального закона описывается 4 вида дисциплинарных взысканий, налагаемых на госслужащих. Сюда входят:
- Замечание;
- Выговор;
- Предупреждение о неполном должностном соответствии;
- Увольнение.
Для обывателей неясна грань между выговором/ замечанием и предупреждением/увольнением. Кажется, что эти меры наказания дублируют друг друга.
Но законодатель четко определяет, что указанные «дисциплинарки» располагаются в списке от меньшей меры ответственности до более крупных и судьбоносных мероприятий.
С одной стороны, замечание рассматривается как скорее устное порицание. С другой стороны, выговор по статье не посулишь даже своему врагу.
Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.
Предупреждение о неполном должностном соответствии – это угроза к увольнению.
Как правило, работник «при исполнении» предупреждается в том, что он будет понижен по должности.
Увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности налагается в тех случаях, когда нарушение спровоцировало конфликт интересов, полное искажение данных, ошибки-расхождения в документах на 20 и более процентов, искажающие достоверные данные.
Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется в статье 58 Закона о госслужбе.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Процедура делится на несколько этапов:
- 1 этап. Требование написать письменное пояснение по нарушению.
- 2 этап. Составление акта, если работник отказывается дать письменные и устные объяснения.
- 3 этап. Проведение служебной проверки. При инициировании служебного расследования учитывается все обстоятельства: 1) тяжесть и степень вины; 2) умышленные или неумышленные действия; 3) события, которые отягчают положение и степень вины госслужащего; 4) факты, которые смягчают меры ответственности нарушителя.
- 4 этап. Объявление дисциплинарного взыскания в виде акта (приказа), где указаны основания его применения.
- 5 этап. При желании сотрудника происходит оспаривание правомерности возложенного должностного взыскания. Это действие инициируется в суде или обсуждается комиссией по индивидуальным трудовым спорам, которая создана при органе государственной власти.
- 6 этап. Снятие должностного взыскания.
На основании ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям.
Однако федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В частности, к таким категориям относятся государственные служащие.
В силу ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы (ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ):
- за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2);
- за прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (пп. «а» п. 3);
- за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 3);
- за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей (пп. «в» п. 3);
- за совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 3);
- за принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5);
- за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ (п. 6).
Примечание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Отметим, что при принятии к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания в виде освобождения от замещаемой должности он не увольняется со службы, а включается в резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ {amp}lt;1{amp}gt; Закон N 79-ФЗ был дополнен ст. 59.1, которой введена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 79-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.
2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». За это гражданскому служащему можно объявить замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.
Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности определен ст. 58 Закона N 79-ФЗ.
Прежде всего, при обнаружении нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей необходимо зафиксировать данный факт. Сделать это можно путем составления акта или докладной записки. Приведем пример.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Руководителю Приволжского межрегионального
территориального управления Росстандарта
Олегову Р.Х.
от начальника отдела (инспекции)
в Нижегородской области Петровой Л.Д.
Служебная дисциплина на рабочем месте
Различные виды дисциплинарных взысканий стимулируют к грамотной работе госслужащих, ответственному подходу при принятии решений, которые входят в их компетенцию. Также они призывают к соблюдению норм общественного порядка и к дисциплине.
Служебная дисциплина регламентируется статьей 56. С точки зрения законодателей, это – обязательное условие для эффективного труда.
Распорядок дня, перерывы на обед обсуждаются на уровне руководства и профсоюзных объединений, если таковые имеются, и закрепляются нормативными актами.
Формы поощрения определяются самостоятельно представителем нанимателя (работодателя) и могут выглядеть следующим образом:
- Награждение Благодарственной грамотой и выплата единовременного поощрения;
- Присвоение почетных званий;
- Награждение знаками отличия, орденами, медалями;
- Вручение ценного подарка;
- Иные формы поощрения.
Поощрения и награждения имеют психологический мотив, побуждают к положительным эмоциям.
В тоже самое время, дисциплинарные виды ответственности говорят об обратном. Работодатель как бы косвенно сообщает, что он не доволен работой работника, его должностными и личностными характеристиками.
Служебная записка
Довожу до Вашего сведения, что главный специалист правового отдела Занозина А.И. сегодня (27 марта 2012 г.) не явилась на заседание административной комиссии, что привело к переносу рассмотрения дел о принятии мер административного воздействия к нарушителям законодательства в сфере государственного метрологического надзора, которые явились на рассмотрение дел к 11.00 в здание ПМТУ Росстандарта по адресу: г. Н. Новгород, ул. Республиканская, д. 1, каб. 405.
Прошу принять к Занозиной А.И. меры дисциплинарного воздействия.
Начальник отдела (инспекции)
в Нижегородской области Петрова Л.Д. Петрова
После получения «звоночка» о выявленном нарушении издается акт руководителя государственного органа (приказ, распоряжение и т.п.) о проведении служебной проверки, в котором указываются дата начала проверки, срок ее проведения, состав комиссии по проведению проверки, факты, послужившие основанием для ее проведения, и задача комиссии.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены (ст. 59 Закона N 79-ФЗ):
- факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- вина гражданского служащего;
- причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
К сведению. Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением о его освобождении от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты такой проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, в котором указываются установленные факты, обстоятельства и предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
Обратите внимание! Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Отметим, что гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
- давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему такую проверку;
- ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Кроме проведения служебной проверки, ст. 58 Закона N 79-ФЗ обязывает представителя нанимателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае его отказа составляется соответствующий акт (см. пример акта ниже). Чтобы не возникло трудового спора, рекомендуем затребовать объяснение в письменной форме, например в виде распоряжения представителя нанимателя. Текст такого распоряжения может быть следующим.
- Представить письменные объяснения в отдел кадров в течение двух рабочих дней.
- Приложить к объяснениям документы, подтверждающие уважительные причины опоздания на работу, при наличии таковых.
Примечание. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.
Иногда кадровики спрашивают, когда нужно требовать объяснение (после выявления факта нарушения или в период проведения служебной проверки). Полагаем, что представитель нанимателя обязан затребовать от государственного служащего объяснение в письменной форме после выявления факта нарушения дисциплины.
Приведем пример акта.
Приволжское межрегиональное территориальное управление
Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии
(ПМТУ Росстандарта)
АКТ об отказе предоставить объяснения
г. Нижний Новгород 30 марта 2012 г.
Мною, главным специалистом правового отдела Шатиной О.Н., в присутствии заместителя руководителя Орловой В.В. и начальника отдела бюджетного учета — главного бухгалтера Журовой Е.Д. составлен настоящий акт о том, что 30.03.2012 главный специалист правового отдела Занозина А.И. отказалась давать объяснения о причинах отсутствия на административной комиссии в 11.00 27.03.2012.
Причину, по которой отказалась давать объяснения, не сообщила.
Содержание акта подтверждаем личными подписями:
Орлова
Заместитель руководителя ------ /Орлова В.В./
Шатина
Главный специалист ------ /Шатина О.Н./
Начальник отдела бюджетного учета - Журова
главный бухгалтер ------ /Журова Е.Д./
От ознакомления с актом Занозина А.И. отказалась.
Орлова
Заместитель руководителя ------ /Орлова В.В./
Шатина
Главный специалист ------ /Шатина О.Н./
Начальник отдела бюджетного учета - Журова
главный бухгалтер ------ /Журова Е.Д./
Акт об отказе в даче объяснения может быть составлен и комиссией, которая проводит служебную проверку, и приобщен к материалам проверки.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
После получения объяснений государственного служащего и заключения по результатам проведения служебной проверки представителю нанимателя необходимо определить меру дисциплинарного наказания. При ее выборе стоит учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Закон о государственной службе защищает лиц, замещающих должности госслужбы. Поэтому для объявления замечания, выговора и иных мер дается всего лишь один месяц.
Эти 30 дней отсчитываются с момента документальной фиксации проступка (акта проверки).
Если работодатель (представитель нанимателя) не уложился в данный срок, то пусть пеняет на себя.
В общем и целом, у работодателя есть 6 месяцев, чтобы приступить к карательным мерам.
Из этого временного промежутка исключаются периоды временной нетрудоспособности работники, его отпуска.
Срок действия дисциплинарного взыскания типа выговора или замечания – ровно год. Через год оно снимается с сотрудника. Никто не вправе наказывать работника еще раз за один и тот же проступок.
Дисциплинарные взыскания государственных служащих – это действенные методы борьбы с коррупцией, антиморальным поведением и несоблюдением Кодекса поведения, Правил внутреннего трудового распорядка.
Любое лицо, принимающее на себя те или иные должностные обязанности, должно понимать меру ответственности за нарушения Законов.
За
безупречную и эффективную гражданскую
службу применяются следующие виды
поощрения и награждения:
объявление
благодарности с выплатой единовременного
поощрения;
награждение
почетной грамотой государственного
органа с выплатой единовременного
поощрения или с вручением ценного
подарка;
иные
виды поощрения и награждения
государственного органа;
выплата
единовременного поощрения в связи с
выходом на государственную пенсию за
выслугу лет;
поощрение
Правительства Российской Федерации;
поощрение
Президента Российской Федерации;
присвоение
почетных званий Российской Федерации;
награждение
знаками отличия Российской Федерации;
награждение
орденами и медалями Российской
Федерации.
За
совершение дисциплинарного проступка,
то есть за неисполнение или ненадлежащее
исполнение гражданским служащим по его
вине возложенных на него служебных
обязанностей применяются следующие
дисциплинарные взыскания:
-
предупреждение
о неполном должностном соответствии;освобождение
от замещаемой должности гражданской
службы;увольнение
с гражданской службы по установленным
законом основаниям.
замечание;
В соответствии с п. 4 ст. 58 Закона N 79-ФЗ дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может быть продлен:
- на периоды временной нетрудоспособности;
- на время пребывания в отпуске;
- на период проведения служебной проверки;
- на другие периоды отсутствия на гражданской службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т.п.).
Обратите внимание! Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.
В случае увольнения гражданского служащего за длительный прогул (пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) днем обнаружения проступка является первый день выхода на службу, а не первый день отсутствия на службе.
Дисциплинарные взыскания налагает представитель нанимателя — руководитель государственного органа. Для этого издается приказ или распоряжение, в котором указывается, за совершение какого дисциплинарного проступка наказан гражданский служащий и какое дисциплинарное взыскание на него наложено.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Если гражданский служащий отказался от подписи, необходимо составить акт, в котором нужно зафиксировать такой отказ.
К сведению. Если на момент издания распорядительного акта о применении дисциплинарного наказания государственный служащий отсутствует на службе (например, болеет или находится в командировке), копия документа вручается ему в первый день выхода на службу.
40.Поощрения и дисциплинарные взыскания на муниципальной службе
Виды
поощрения муниципального служащего и
порядок его применения устанавливаются
муниципальными правовыми актами в
соответствии с федеральными законами
и законами субъекта РФ.
За
совершение дисциплинарного проступка
— неисполнение или ненадлежащее исполнение
муниципальным служащим по его вине
возложенных на него служебных обязанностей
— представитель нанимателя (работодатель)
имеет право применить следующие
дисциплинарные взыскания:
-
увольнение
с муниципальной службы по соответствующим
основаниям.
замечание;
Снятие дисциплинарного взыскания
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По окончании указанного периода взыскание снимается автоматически, издавать специальные распорядительные акты не нужно.
Однако дисциплинарное взыскание может быть снято и досрочно. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе. Чаще всего досрочное снятие взыскания возможно, если служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом. Досрочное снятие взыскания должно быть оформлено актом.
Дисциплина в правоохранительных органах и на военной службе
На основании Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ {amp}lt;2{amp}gt; дисциплинарным проступком служащего органов внутренних дел (далее — ОВД) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении законодательства РФ, дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, либо в несоблюдении запретов, ограничений, связанных со службой в ОВД, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49).
Статьей 50 вышеназванного Закона установлен перечень видов дисциплинарных взысканий. Он расширен относительно государственных гражданских служащих. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в ОВД, увольнение со службы.
На курсантов вузов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
- назначение вне очереди в наряд;
- лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
- отчисление из образовательного учреждения.
Срок применения взыскания на сотрудников ОВД сокращен до двух недель. Сотрудник ОВД также обязан представить объяснение, в отношении нарушившего дисциплину проводится служебная проверка.
О наложении дисциплинарного взыскания издается приказ. Если это замечание или выговор, возможно объявление взыскания публично в устной форме.
Еще более суровые требования к служебной дисциплине предъявляются в отношении военнослужащих. Основными нормативными актами, регламентирующими военную службу, являются:
- Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.
На основании данных нормативных актов к военнослужащим могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
- выговор и строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Т.В.Шадрина
Эксперт журнала
«Оплата труда в государственном
https://www.youtube.com/watch?v=upload
бухгалтерский учет и налогообложение»