Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
(доб. 215, бесплатно)

Увольнение работника по причине конфликта интересов

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.

29 КоАП РФ,  в частности,  к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами.

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое  возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Конфликт интересов

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также – гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Увольнение работника по причине конфликта интересов

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией.

При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов.

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.

В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда  госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя.

Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание.

Утрата доверия в действующем законодательстве России

В Трудовом кодексе для увольнения сотрудников по инициативе работодателя насчитывается 13 оснований (статья 81 ТК РФ). Речь идет о наемных работниках, которые трудятся по прямым трудовым договорам, соблюдая внутренний распорядок и отвечая требованиям уровня квалификации. Неисполнение трудовой функции и нарушение дисциплины влекут претензии к работнику со стороны начальника, что часто приближает окончание трудовой деятельности человека на предприятии.

Увольнение работника по причине конфликта интересов

Об утрате доверия значится в пунктах 7 и 7.1 ст. 81ТК РФ. Согласно п. 7, потерять уверенность в добросовестности работника работодатель может ввиду виновных действий (осознанных, волевых поступков) сотрудника, обслуживающего материальные или товарные ценности.

Под непосредственным обслуживанием здесь понимается прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.

Следует обратить внимание, что определение материальных ценностей в Трудовом кодексе РФ отсутствует. Под ними следует понимать любые объекты в виде товаров, имущества, предметов, обладающих определенной ценой (стоимостью).

Действие п. 7 ст. 81 ТК РФ о расторжении трудового договора в связи с утратой доверия распространяется на широкий круг наемных работников, независимо от организации, в которой они работают. Введенный же в 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 №231-ФЗ пункт 7.1 указанной статьи касается особых категорий сотрудников.

Согласно п. 7.1 указанной статьи ТК, утратить доверие могут сотрудники, которые не урегулировали конфликт интересов, если являются стороной такового, не сообщили либо предоставили неточную или недостоверную информацию о доходах, имуществе и имущественных правах, расходах собственных или членов своих семей.

Таким образом, согласно нормам ТК и других законов об утрате доверия, чтобы деяние наемного работника могло вызывать снижение уверенности в порядочности работника, оно должно соответствовать таким критериям:

  • быть противоправным (нарушать нормы законодательства);
  • касаться материальных ценностей работодателя или собственного имущества, если лицо обязано официально предоставлять правдивые сведения о нем.

Сегодня в законодательство, связанного с утратой доверия к работнику со стороны работодателя активно вносятся изменения в части разглашения сведений об уволенных по п. 7 ст. 81 ТК РФ и статьям специализированных законов.

Правильное определение вида деяния позволяет работодателю уволить наемного сотрудника.

Утрата доверия как основание для увольнения

Противоправность деяний, которые становятся причиной утраты доверия, делает утрату доверия основанием для расторжения трудового договора. Законодатель уделяет немало внимания тому, чтобы собственник компании был уверен в порядочности работника.

Халатность персонала может привести к растрате, возможны умышленные хищения, которые являются основанием не только для взыскания ущерба, но и для увольнения по рассматриваемой причине. С государственными и муниципальными служащими трудовые договора не заключаются, они назначаются на должности властными предписаниями (актами, решениями, постановлениями, указами). Государственные или муниципальные служащие своим поведением дают основание для расторжения контрактов и применения мер взыскания ущерба.

Важно учитывать, что уволить в связи с утратой доверия со стороны работодателя не могут из-за:

  • нарушения дисциплины труда;
  • неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
  • личной неприязни или сомнениях начальника.

Только при условии наличия трудовых отношений возможно применение статей ТК, в том числе и при формулировке оснований по расторжению договора.

Единого понимания, какой смысл вкладывается в понятие “утраты доверия нет”, поскольку для различных категорий сотрудников применяются различные нормативы.Трудовой кодекс в отношении их этих лиц применяться не может. Речь идет о персонале, который попадает в органы власти на основании контрактов и подчиняется общим законодательству о госслужащих.

Когда лишают права занимать должность на государственной и муниципальной службе, то руководствуются статьями отраслевых нормативных актов (ФЗ “О прокуратуре”, “О службе в таможенных органах”, “О следственном комитете РФ” и прочими).

Увольнение по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации организации, во время временной нетрудоспособности сотрудника и отпуска (ч. 6 ст. 81)) не допускается.

Посмотрите видео об увольнении за хищение и ввиду утраты доверия

В ТК РФ не определен конкретный круг лиц, которые могут лишиться доверительного отношения руководителя. Указано лишь, что это работники, занимающие должности, в обязанности которых входит непосредственное обладание и обслуживание денежных или товарных ценностей компании.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 дано разъяснение, что к работникам, входящим в общий список, относят лиц, тесно связанных с обращением, хранением и транспортировкой денег и товаров нанимателя. В документе определено, что проявление действий, которые бы подрывали доверие к работнику, возможно и вне места трудоустройства. Важно, чтобы они производились с имуществом работодателя. Речь идет о виновных действиях, связанных с оборотом материальных ценностей.

Чтобы четче определить круг лиц, непосредственно связанных с имущественными ценностями компании, Минтруд разработал перечень профессий, трудоустройство на которые подразумевает подписание соглашения о полной материальной ответственности. В Постановлении министерства от 31.12.2002 №85 описаны все виды должностей, которые подразумевают индивидуальную и коллективную ответственность. К таковым относятся:

  • кассиры;
  • директора;
  • заведующие складов;
  • торговые представители и прочие.

Некоторые ошибочно включают в этот перечень бухгалтеров, так как считают, что они, обладая доступом ко всем активам предприятия, имеют дело непосредственно с имуществом и денежными средствами.

Смотрите полный перечень должностей и работ, с которыми можно заключать договоры о полной материальной ответственности {amp}gt;{amp}gt;

Особый перечень работников может быть уволен по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. К таким законодатель относит лиц, занимающих должности:

  • государственных компаниях или корпорациях, которые создаются на основании федеральных законов, если назначение (освобождение) на них производится Президентом;
  • госорганизациях, предназначенных для реализации задач федеральных органов власти, если назначение (освобождение) на них производится Президентом или Правительством РФ;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, в госкомпаниях и прочих организациях, учрежденных на основании федеральных законов, назначение (освобождение) на которые осуществляются Правительством, а также и в иных организациях, если такие должности включены в особые перечни, утвержденные локальными нормативными актами таких организаций.

С полным перечнем должностей, которые занимают работники в организациях, основанных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, можно ознакомиться в Постановлении от 22.07.2013 №613.

Найм сотрудников не всегда осуществляется в рамках Трудового кодекса и несколько слов следует упомянуть, что практически все законодательные акты, оговаривающие полномочия, права и обязанности гражданских государственных служащих предусматривают соответствующую норму. Причины для увольнения или снятия с должности определенных категорий служащих связаны с возлагаемыми на них полномочиями.

Перед тем как рассматривать частные случаи, характерные для снятия с должности сотрудников различных ведомств, следует обратить внимание на закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ “О госслужбе”. Так, ст. 59.2 устанавливает шесть оснований для увольнения госслужащего:

  • первое и самое логичное основание предусматривает наличие конфликта интересов, в которых вовлечен сотрудник органа;
  • предоставление не полностью или сокрытие сведений о своем благосостоянии (доходно-расходной части, имущественных права и обязательствах). Это правило распространяется и на членов семьи (мужа или жены, а также ребенка, который не достиг 18 лет) госслужащего;
  • следующее основание подвергается двойственному толкованию, поскольку сотрудник ведомства не имеет законного права занимать руководящую должность в частной конторе с обязательным условием взимания платы за такое управление;
  • самостоятельное учреждение малого или среднего предприятия, в том числе и регистрация в качестве ИП;
  • невозможность занимать руководящие должности в зарубежных некоммерческих организациях, в особенности когда их филиалы размещены в населенных пунктах РФ. Существует послабление для организаций, действия которых на территории России урегулированы межгосударственными договоренностями;
  • последнее основание касается также близкого окружения родственников и самих гражданских служащих, поскольку предусматривает пренебрежение запрета на открытие за границей счетов в любой валюте или содержание ячеек в банке с ценными предметами.

Следует остановиться подробнее на некоторых из описанных выше оснований утраты доверия служащего. Необходимо обратиться к нормам закона в сфере противодействия коррупции, которые дают понятие конфликта интересов. В частности, предусматривается, что это ситуация, в которой государственный или муниципальный служащий участвует как посредник, не предпринимая каких-либо действий по предотвращению конфликта интересов, получая материальную выгоду и скрывая информацию о таком событии. Такое поведение должно влиять на охарактеризование его поступка как ненадлежащего, необъективного проявления своих должностных функций.

Также следует разобрать пункт, в соответствии с которым госслужащий участвует в управлении компанией. Буквально говорится о том, что за свои услуги он должен обязательно получать плату. Можно предположить, что безвозмездное руководство не будет расценено как поступок, вслед за которым будет следовать увольнение за утрату доверия.

Причастным к нарушению может оказаться и представитель нанимателя (непосредственный руководитель служащего). Если он узнает о конфликте интересов подчиненного, не предпринимая со своей стороны должных мер к его разрешению, то увольнению подлежат два соподчиненных субъекта.

Нормативные акты, которые рассматривают вопросы вступления в должность и освобождения от нее сотрудников отдельных государственных гражданских и муниципальных ведомств вторят обще сформулированным основаниям по утрате доверия. По таким же правилам увольняются прокуроры, работники таможни, сотрудники ОВД, пожарные и служащие МЧС, МВД, военнослужащие.

Особый случай, когда речь идет государственном служащем, входящем в категорию высших должностных лиц субъектов России. Губернаторов освобождает от должности Президент РФ с соответствующей формулировкой. Такой случай подразумевает издание особого Указа, который сообщается общественности. Отставка от должности первого лица региона всегда предполагает скорейшее назначение исполняющего обязанности.

Новеллой основополагающего закона явилось описание последствий освобождения от службы по соответствующим основаниям – внесение данных о сотруднике в общедоступный источник – Реестр лиц, уволенных по основаниям утраты доверия. Сюда могут входить сотрудники полиции и ОВД, военнослужащие, а также все вышеперечисленные лица.

В 2013 году Президент РФ дал распоряжение Министерству труда о подготовке списка лиц, которые были освобождены от занятия государственных и муниципальных должностей, военной службы. По статистике, за три года с 2012 по 2015 по таким основаниям были применены дисциплинарные взыскания в отношении более чем тысячи чиновников.

Несмотря на то что норма о создании Реестра лиц, которые утратили доверие начальства и освободили должности вступила в силу в январе 2018 года, адреса такого сервиса в сети Интернет найти не представляется возможным. Одновременно такая норма попала в федеральное законодательство по отдельным отраслям.

Порядок внесения и удаления сведений в (из) Реестр(а) определен в статье 15 ФЗ “О противодействии коррупции”. Однако в следующих случаях устанавливается, что Правительство должно разработать алгоритм действий с таким ресурсом, при соблюдении критериев, прописанных в законе.

Следует обратить внимание, что внесение такого предложения о создании реестра в сфере недобросовестных работников и служащих входит в антикоррупционный пакет. Конечно, речь идет и о простом воровстве со стороны клерков и о подрыве статуса власти.

Следует обратить внимание, что Реестр предполагается разделить на две части: коррупционные преступления и собственно освобождение должности после утраты доверия к лицу. Несмотря на серьезность проступков сведения из Реестра удаляются по истечении 5 лет.

Физически возможности оценить разделы не представляется возможным, но предполагается, что можно будет с легкостью отфильтровать информацию по роду деятельности (например, информацию о военнослужащих отделить от сотрудников полиции или сферы частных компаний).

Безусловно, только руководитель принимает решение о том, как поступить с нарушителем. По статье 193 ТК РФ к такому сотрудникуможет быть применено дисциплинарное взыскание или производится расторжение договора. Последствия применения санкций по статье 81 (п.7 ч.1) в случае увольнения сотрудника негативным образом отражаются на его будущей карьере.

Так, если освободили от должности руководителя в связи с утратой доверия, то вряд ли кто-либо доверит кресло директора такому лицу. То же происходит, если обычного работника увольняютпост. 81 п. 7.

Увольнение работника по причине конфликта интересов

Однако существует единственная категория лиц, увольнение которых невозможно произвести по основанию утраты доверия к нему даже при условии соблюдения требований о материальной ответственности. Речь идет о беременных женщинах. В большинстве случаев, кассирами являются представительницы женского пола, поэтому нередки случаи злоупотребления ими должностными обязанностями. Любое судебное решение в отношении уволенной беременной сотрудницы будет грозить восстановлением ее в должности.

Практика увольнения именно по этому основанию ничтожна. В суды обращаются в основном лица, занимающие руководящие посты в организациях, которые не желают портить сведения о своей карьере. Суды зачастую указывают на несоблюдение порядка действий работодателя, которые должны предшествовать увольнению.

Порядок увольнения

Процедура увольнения по основаниям утраты доверия не является сложной, но предполагает конкретный порядок действий по выявлению и фиксации факта пренебрежения своими трудовыми обязанностями.

Так, установлено, что факт обнаружения недостачи или растраты должен быть обнаружен в определенный срок — 1 календарный год. В основном для того, чтобы выявить подобное нарушение привлекаются специалисты извне, а именно аудиторы. Сам работодатель не теряет права на проведение самостоятельных действий. Может производиться инвентаризация, исследование документов.

В момент обнаружения факта нарушения соглашения о полной материальной ответственности, перед тем как уволить по статье, работодатель должен подготовить приказ о проведении служебного расследования.

Взыскание не может быть совершено сразу после того как комиссия обнаружит финансовые потери фирмы. Работник должен дать разъяснения и указать известные ему причины. Отдельно рассмотрим алгоритм действий работодателя при обнаружении факта нарушения:

  • ознакомление с результатами инвентаризации, аудиторской деятельности или служебной записки непосредственного руководителя провинившегося (например, начальника цеха) — в разумный срок;
  • составление приказа о проведении служебного расследования без согласия провинившегося работника. В таком документе должны содержаться мотивы, конкретный сотрудник и комиссия, которая будет оценивать объективность предъявляемых претензий — не позднее года с момента установления факта недостачи или растраты;
  • запрос у виновного лица объяснений. В нем должно быть отражено требование о предоставлении письменного ответа на конкретную претензию (можно указывать инвентаризационные номера предметов или выписки по счету) — не позднее сроков окончания проведения служебного расследования;
  • составление акта служебного расследования с приложением к нему письменной доказательственной базы;
  • ознакомление сотрудника с результатами проведенной проверки;
  • составление приказа об увольнении, ознакомлении с ним работника и внесение соответствующих записей в учетные документы — в разумный срок (обычно в течение 2 недель).

Если имеются неопровержимые доказательства личной причастности к совершенному проступку и соблюдена процедура, вероятность оспаривания решения работодателя невелика. В противном случае можно ожидать судебного разбирательства, инициированного работником.

Естественно, во все документы, где отражается трудовая деятельность такого работника вносится соответствующее основание расторжения трудового договора.

Вслед за увольнением идет процедура расчета, а сам приказ не содержит требований об отработке. Хотя законодательство не имеет по этому поводу каких-либо особых указаний, оставляя этот вопрос на усмотрение работодателя. Главбух обычно рассчитывает сумму расчета по обычным основаниям, присущим для остальных случаев увольнения. Выходное пособие по правилам статьи 178 ТК РФ не выплачивается.

Отдельно следует оговорить порядок освобождения от должности служащих, поскольку установление факта утраты доверия сопряжено с применением соответствующих властных рычагов. Так, в отношении деятельности прокуроров или полицейских может быть проведена прокурорская проверка.

Увольнение по утрате доверия судебная практика

В основном за восстановлением нарушенных прав обращаются бывшие директора предприятий. Решения суда в этом вопросе не имеют единообразия, так как каждый случай строго индивидуален.

Следует обратить внимание, что отсутствие доказательственной базы может привести не только к отказу в возмещении вреда, но и послужить основанием для восстановления в должности руководителя. Если не соблюдена процедура, то работодатель также лишается оснований для вменения в качестве увольнения “утраты доверия”.

В некоторых случаях оспаривается требование о материальном ущербе при условии отсутствия соглашения о полной материальной ответственности. Однако в этом вопросе суды опираются на разъяснения ВС РФ. В нем говорится, что заключать подобные соглашения необязательны, если профессия уволенного сотрудника вошла в перечень наименований должностей, которые несут ответственность за товарные ценности и доверенные денежные знаки. Поэтому в отношении главного бухгалтера и генерального директора будут вынесены различные постановления.

Следует обратить внимание и на тот факт, что дела в отношении недоверия к военнослужащему рассматриваются в военных судах. Здесь существует особый порядок доказывания, исключающий субъективный подход. Эта категория лиц в основном подвергается наказанию за несоблюдение порядка предотвращения конфликта интересов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector