Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Как провести спецоценку условий труда

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Расходы на осуществление специальной оценки условий труда могут быть компенсированы за счет части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисляемых организацией в Фонд социального страхования (ФСС).

Размер компенсации – 20% средств,внесенных организацией в Фонд социального страхования (ФСС) за прошлый год

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

  • 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем или лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

К заявлению СОУТ прилагаются:

  1. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (Приложение к Приказу Минтруда от 10.12.2012 N 580н), разработанный с учетом Перечня мероприятий по улучшению условий труда и (или) коллективного договора, с указанием суммы финансирования;
  2. копия Перечня мероприятий по улучшению условий труда (разрабатывается по результатам проведение оценки условий труда) и (или) копия коллективного договора с представительным органом работников;
  3. копия Приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  4. копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест и стоимости на проведение специальной оценки.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер возможен при:

  • представлении неполного комплекта документов или недостоверной информации;
  • наличии недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления;
  • полном распределении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год.

Решение о финансировании или об отказе принимается территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней, оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней направляется страхователю.

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Как провести спецоценку условий труда

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя.

Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:

  • ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
  • приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
  • приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
  • ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
  • КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).

СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Как провести спецоценку условий труда

Для малых предприятий установлено следующее:

  • в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
  • в комиссии должен быть специалист по ОТ.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.

Отчет нужен для:

  • списания затрат на проведение СОУТ;
  • планирования и списания затрат на ОТ;
  • формирования тарифа по ДСВ.

Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

  1. Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
  2. Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
  3. Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
  4. Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
  5. Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
  6. Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.

С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить специальную оценку труда работников. В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда — 31.12.2018 г.

Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ ?

Пока не исключили из ЕГРЮЛ — могут придраться. Подробнее …

Классификация

  1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
  2. Оптимальные факторы условий труда (1 класс) — это при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условия труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
  3. Допустимые факторы условий труда (2 класс) — это при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
  4. Вредные факторы условий труда (3 класс) — это при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами), в том числе:
    1. 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — факторы, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные условия труда, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
    2. 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — факторы, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные условия труда, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
    3. 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — факторы, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные условия труда, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
    4. 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — факторы, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные условия труда, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
  5. Опасные условия труда (4 класс) являются условия работы, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные условия труда, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
  6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах где есть вредные условия труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) факторов может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей спец оценку, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
  7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) факторов более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.
  8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
  9. Критерии классификации факторов на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона № 426 методикой проведения специальной оценки условий труда.
Предлагаем ознакомиться:  Отказ беременной от перевода на легкий труд

Комиссия по проведению специальной оценки

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

  • Число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ не включается представитель организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • Комиссию по проведению СОУТ возглавляет работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

  1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
    • 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 426 -Федерального закона требованиям;
    • 2) перечень рабочих мест, на которых провели специальную оценку условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • 3) карты оценки, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) факторов на конкретных рабочих местах;
    • 4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • 5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах где есть вредные условия труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) факторов (при проведении такой оценки);
    • 6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности работ по исследованию (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426 — Федерального закона (при наличии такого решения);
    • 7) сводная ведомость специальной оценки;
    • 8) перечень мероприятий по улучшению охраны условий труда работников, на рабочих местах которых провели специальную оценку условий труда;
    • 9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  2. Отчет по проведению специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
  3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н)
  4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные условия труда не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 — 4, 7 и 9 части 1 статьи 15 426-ФЗ.
  5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета компании, занимающейся специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
  6. 5.1.

    Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о работах по условиям труда подтверждающих результаты проведенной специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о работах подтверждающих осуществление специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете по проведению специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

  7. 6.

    Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) факторов на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению охраны труда работников, на рабочих местах которые подвергались специальной оценки труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета по проведению специальной оценки условий труда.

Результаты по проведению специальной оценки условий труда могут применяться для:

  1. разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение факторов работников;
  2. информирования работников о факторах на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными факторами труда,

    гарантиях и компенсациях;

    Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

    Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условиями труда на рабочих местах при которых условия проведения оценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

    Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

    Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов соут.

    На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и согласно в условиях труда, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.


    ;

  3. обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установления

    дополнительного тарифа

    Для страхователей, в зависимости от установленного по результатам спец оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии:

    • Класс условий труда

    • Подкласс условий труда

    • Дополнительный тариф страхового взноса

    • Опасный

    • 4

    • 8,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

    • Вредный

    • 3.4

    • 7,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

    • 3.3

    • 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

    • 3.2

    • 4,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

    • 3.1

    • 2,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

    • Допустимый

    • 2

    • 0,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

    • Оптимальный

    • 1

    • 0,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов


    страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

  8. расчета

    Правила
    установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на
    обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
    производстве и профессиональных заболеваний
    (утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 524)

    1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в целях экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска, регулируют вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — скидки, надбавки).
    2. Скидки и надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя, устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации (далее — страховщик) на очередной финансовый год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.

      Размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов установленного страхового тарифа.

      См. Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Минтруда России от 6 сентября 2012 г. N 177н

    3. Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
      • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
      • количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
      • количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
    4. При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается.
    5. Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

      Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

    6. Скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

      Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.

    7. Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации.
    8. 7.1.

      Заявление подается страхователем на бумажном носителе или в форме электронного документа. Заявление в случае его направления в форме электронного документа подписывается страхователем усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    9. 8.

      Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:

      • осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
      • своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
      • отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
    10. 9.

      Решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки — не позднее 1 декабря текущего финансового года.

      Обоснованное решение страховщика об установлении (отказе в установлении) скидки или надбавки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю (его представителю) под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующем о дате его получения страхователем (его представителем).

    11. 10.

      Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.

    12. 11.

      Данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию.

    13. 12.

      Разногласия, возникающие между страховщиком и страхователем по вопросам установления скидки или надбавки, рассматриваются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


    скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  9. обоснования финансирования мероприятий по улучшению охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовки статистической отчетности об условиях работы;
  11. решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны условий труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценки уровней профессиональных рисков;
  16. иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предлагаем ознакомиться:  Можно предыдущие записи внести в трудовую книжку

Особенности специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

  1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальной оценки труда подвергается только 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
  2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта спец оценки условий труда.
  3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Специалисты ООО «ЕКХ» помогут грамотно посчитать рабочие места, подлежащие оценке на вашем предприятии и выделить аналогичные рабочие места, что существенно поможет сократить расходы для проведения специальной оценки

Внеплановую специальную оценку условий труда следует проводить в следующих случаях:

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получение работодателем предписания государственного инспектора условий труда о проведение внеплановой специальной оценке факторов
  3. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведение внеплановой соут.
  8. при условии, что внеплановую специальную оценку условий труда стоит проводить на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 настоящей статьи.
  9. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения специальной оценки, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка может не проводиться. Решение о том что внеплановую оценку труда можно не проводить должно приниматься комиссией.

Создать специальную комиссию;

Утвердить график проведения специальной оценки условий труда;

Выбрать исполнителя из списка аккредитованных компаний;

Составить список рабочих мест, подлежащих оценке;

Получить и заверить отчет исполнителя;

Как провести спецоценку условий труда

Ознакомить каждого сотрудника с результатами спецоценки его рабочего места;

Подготовить декларацию о наличии рабочих мест, соответствующих установленным нормативам (с оптимальными и допустимыми условиями труда).

Эксперты журнала Кадровое дело расскажут

Отказ от СОУТ или нарушение порядка ее проведения — серьезное правонарушение, за которое работодателю грозит штраф (от 60 000 до 80 000 рублей). Исполнитель, допустивший нарушение, несет административную ответственность в порядке, предусмотренном ст.14.54 КоАП РФ. 

Важно! Правом проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда обладают только аккредитованные и сертифицированные компании, внесенные в список на официальном сайте Минтруда России.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Часть средств, потраченных на организацию СОУТ и другие мероприятия по охране труда, можно возместить из бюджета ФСС России за счет взносов на страхование от производственного травматизма. 

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Как провести спецоценку условий труда

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

Предлагаем ознакомиться:  Чтобы уйти в декрет какие нужны документы

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах, даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 Закона № 426-ФЗ. К таким обстоятельствам относятся :

  • Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  • Несчастные случаи на рабочем месте.

Справка

Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

к меню ↑

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

реестр экспертов для оценки условий труда

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях? Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают.

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Внеплановая спецоценка

Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

  • получает соответствующее предписание от инспектора ГИТ;
  • вводит в эксплуатацию новые рабочие места;
  • изменяет состав сырья, оборудование, технологию производства или применяемые средства индивидуальной или коллективной защиты (только если изменения способны снизить или повысить степень воздействия вредных или опасных производственных факторов);
  • фиксирует несчастный случай на производстве или получает данные о выявлении профзаболевания у одного или нескольких сотрудников;
  • получает мотивированное предложение от профсоюза или иного органа, представляющего интересы работников, о внеплановой спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Сроки начала и завершения внеплановой спецоценки определяются причиной ее проведения. Если речь идет о создании новых рабочих мест или изменении технологического процесса, на реализацию необходимых мероприятий отводится 12 месяцев. Во всех остальных случаях придется уложиться в более короткий срок — до 6 месяцев.

Важно! Если работодатель не согласен с результатами СОУТ, он всегда может обжаловать их в порядке, установленном приказом Минтруда России №709н от 5.12 2016 г. Жалоба, направленная в Роструд, рассматривается в течение 30 дней (в редких случаях срок рассмотрения продлевается еще на 20 дней).

Вывод

Чтобы провести спецоценку, сначала образуйте специальную комиссию. Если в организации менее 50-ти человек, такую комиссию создавать не обязательно. Затем определите перечень рабочих мест для спецоценки и утвердите график ее проведения. Заключите договор с организацией, которая будет оценивать условия труда на ваших рабочих местах и утвердите отчет о спецоценке.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
  • штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
  • штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
  • штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
  • штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организации.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Классы условий труда

  • Класс условий труда

  • Подкласс условий труда

  • Дополнительный тариф страхового взноса

  • Опасный

  • 4

  • 8,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

  • Вредный

  • 3.4

  • 7,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

  • 3.3

  • 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

  • 3.2

  • 4,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

  • 3.1

  • 2,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

  • Допустимый

  • 2

  • 0,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

  • Оптимальный

  • 1

  • 0,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: работодатель освобождается от выплаты дополнительных страховых тарифов, если итоги специальной оценки условий труда, показали присутствие условий труда, относящихся к 1 и 2 классам.

Отчет по СОУТ подписывается всеми членами комиссии, проводившими оценку и председателем этой комиссии.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами по проведению специальной оценки под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Оценка труда проводится один раз в 5 лет

Материалы специальной оценки хранятся 75 лет

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector