Учет несовершеннолетних: постановка и снятие с профилактического учета?

Как ставят на учет в соответствии с законом

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г.

Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» — только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.

Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:

  • Если комиссия (КДН) и подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) в ОВД по месту жительства «несовершеннолетнего», а также начальник или заместитель этого ОВД убедится, что тот действительно систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики либо занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
  • Если в отношении «несовершеннолетнего» должно вступить в законную силу постановление об административном правонарушении.

Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.

Кого поставят на учет?

Согласно п.2.1.1 и 42 «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД РФ» (утв. Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845), сотрудники ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей:

  • употребляющих наркотики и алкоголь;
  • совершивших административное правонарушение, в том числе до наступления возраста, начиная с которого возможно привлечение к ответственности за это;
  • освобожденных от уголовной ответственности в силу возраста, отставания в психическом развития, по амнистии, в связи с раскаянием, изменением обстановки, заменой наказания на принудительные воспитательные меры;
  • условно-досрочно освобожденных, осужденных условно или получивших отсрочку (наказания, приговора), а также приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы;
  • отбывших наказание с нарушениями режима содержания, а также находящихся в социально опасном положении.

Уголовная ответственность с 14 лет — за какие преступления предусмотрена?

Деятельность КДН

Согласно федеральному законодательству, КДН:

  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
  • рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»
  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Учет несовершеннолетних: постановка и снятие с профилактического учета?

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.

(с изменениями на 31 декабря 2018 года)

Приложение

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.________________ Далее — «ПДН».

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2.1.1. В отношении несовершеннолетних:________________Подпункты 4-14 пункта 1 статьи 5, подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177;

2001, N 3, ст.216; 2003, N 28, ст.2880; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; N 49, ст.4849; 2005, N 1, ст.25; N 17, ст.1485; 2006, N 2, ст.174; 2007, N 27, ст.321; N 30, ст.3808; N 31, ст.4011; N 49, ст.6070; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 42, ст.486; 2011, N 1, ст.39; N 7, ст.901; N 49, ст.7056; 2012, N 53, ст.7622, ст.7644;

2013, N 52, ст.7000; 2015, N 27, ст.3970; 2018, N 27, ст.3953). Далее — Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».(Сноска в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404; в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2019 года приказом МВД России от 31 декабря 2018 года N 898.

а) потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.________________ Сноска исключена с 26 ноября 2018 года — приказ МВД России от 28 июня 2018 года N 404..

б) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2019 года приказом МВД России от 31 декабря 2018 года N 898.

в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, с назначением судебного штрафа, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.____________________________________________________________________Сноска 4 предыдущей редакции с 26 ноября 2018 года считается сноской 3 настоящей редакции — приказ МВД России от 28 июня 2018 года N 404.

____________________________________________________________________ ________________Статья 76 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2003, N 50, ст.4848).____________________________________________________________________Сноска 5 предыдущей редакции с 26 ноября 2018 года считается сноской 4 настоящей редакции — приказ МВД России от 28 июня 2018 года N 404.

____________________________________________________________________ Статья 75 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2003, N 50, ст.4848; 2006, N 31, ст.3452; 2009, N 26, ст.3139; 2016, N 23, ст.3286).(Сноска в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.

Статья 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4256).(Сноска дополнительно включена с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404)

д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания в связи с изменением обстановки, а также вследствие акта об амнистии или акта о помиловании;(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2019 года приказом МВД России от 31 декабря 2018 года N 898.

з) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.

и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;________________ Далее — учреждения уголовно-исполнительной системы. Далее — СУВУЗТ.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если нечем платить долги в МФО: как избавиться от них

к) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из СУВУЗТ, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

л) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

м) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2.1.2. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.________________Пункт 2 статьи 5, подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Учет несовершеннолетних: постановка и снятие с профилактического учета?

2.2. Проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, которые не указаны в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 настоящей Инструкции, при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации или его заместителя.

2.3. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям, либо к потреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или употреблению одурманивающих веществ, {amp}amp;

nbspили совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2.4. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

2.5. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Рассматривают обращения граждан, сообщения государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции ПДН.(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.________________Подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденная приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 г.

, регистрационный N 34570) с изменениями, внесенными приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (зарегистрирован в Минюсте России 1 декабря 2016 г.

, регистрационный N 44510). Далее — «Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736». Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 г.

Учет несовершеннолетних: постановка и снятие с профилактического учета?

, регистрационный N 30957) с изменениями, внесенными приказами МВД России от 26 февраля 2015 г. N 283 (Зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2015 г., регистрационный N 36396), от 20 апреля 2015 г. N 447 (Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2015 г., регистрационный N 37310), от 23 ноября 2015 г.

В чем заключается процедура постановки на учет?

Порядок осуществления профилактического учета несовершеннолетних регламентирован Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (см. пп. 4 — 14 п. 1 ст. 5, пп. 1 п.1 ст. 21 и др.) и Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845. Постановка несовершеннолетнего на учет возможна на основании:

  • приговора, определения или постановления суда;
  • постановления прокурора, следователя, дознавателя, начальника территориального органа МВД РФ, Комиссии по делам несовершеннолетних;
  • протокола об административном правонарушении;
  • заключения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки (УПК) или учетно-профилактического дела (УПД) (п. 42.1-42.4 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. N 845).

Карточка заводится в отношении совершивших административные правонарушения и антиобщественные деяния (употребление алкоголя и наркотиков), дело — в отношении несовершеннолетних так или иначе привлекавшихся к уголовной ответственности, в том числе освобожденным от нее. УПК или УПД оформляются в течение 5 дней с момента получения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) одного из вышеперечисленных документов.

Разрешение на учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем. Если деяние не влечет уголовного наказания сотрудник ПДН вправе заявить начальнику МВД о нецелесообразности постановки на учет. Поставленные на учет лица регистрируются в специальном журнале руководителем ПДН.

Родительские обязанности – что нужно знать?

Часто граждане оспаривают постановку своих детей на профилактический учет в МВД на основании того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие факт совершения несовершеннолетним антиобщественного действия (см., напр., Апелляционное определение Московского областного суда от 24.06.

2015 по делу N 33-14834/2015) и в силу отсутствия состава правонарушения (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22.12.2014 по делу N 33-12146/2014). Так, дочь истицы по делу, рассмотренному Красноярским судом, была поставлена на учет по решению регионального Управления МВД РФ за бродяжничество с заведением на нее УПК.

Чего КДН делать не может

Учет несовершеннолетних: постановка и снятие с профилактического учета?

КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:

  • о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (часть 1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей (часть 3.1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (касается только подростков, уже помещенных ранее и самовольно покинувших центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, совершивших преступление в возрасте, недостаточном для наступления уголовной ответственности, совершивших правонарушение, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3х часов с момента доставления (подпункты 3–6 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»).

Какие меры применяют к несовершеннолетним?

Сотрудники ПДН проводят с лицом, не достигшим совершеннолетия, индивидуальную профилактическую работу, которая включает в себя следующие мероприятия:

  • выяснение образа жизни, социальных связей и намерений несовершеннолетнего;
  • проведение разъяснительной работы о последствиях совершенных им деяний;
  • устранение причин и условий противоправного поведения лица в пределах своих полномочий;
  • установление и привлечение к ответственности лиц, вовлекающих в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • привлечение к профилактике лиц, имеющих положительное влияние на нарушителя;
  • организация обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего (п. 71 Приказа).
Предлагаем ознакомиться:  Учет трудовых договоров в организации

Если на несовершеннолетнего заводится карточка или дело сотрудники ПДН принимают следующие меры:

  • проводят беседу с несовершеннолетним и его родителями, в том числе, при участии начальника территориального органа МВД РФ, разъяснить основания для постановки на учет;
  • обследуют семейно-бытовые условия лица на учете (1 раз в год);
  • запрашивают характеристики с места учебы, работы, жительства несовершеннолетнего (ежегодно и при решении вопроса о снятии с учета);
  • направляют материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, в медицинские организации (о несовершеннолетних и их родителях, употребляющих наркотики и алкоголь), военкомат (о преступниках в возрасте до 16 лет) (п. 53 Приказа).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Приложение

I. Общие положения

2.6.1. Направляемых по приговору суда или по постановлению судьи в СУВУЗТ.

2.6.2. Временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в СУВУЗТ в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВСНП на срок до 30 суток при:(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.

____________________________________________________________________Сноска 6 к абзацу первому подпункта 2.6.2 предыдущей редакции с 26 ноября 2018 года считается сноской 7 к абзацу первому подпункта 2.6.2 настоящей редакции — приказ МВД России от 28 июня 2018 года N 404.____________________________________________________________________ ________________Подпункты 1-4 пункта 6 статьи 26 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

а) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

б) необходимости предупреждения совершения повторного общественно опасного деяния;

в) отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

г) злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

2.6.3. Самовольно ушедших из СУВУЗТ.

2.6.4. Совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов.

2.6.5. Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если их личности не установлены либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено административное правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов.

2.6.6. Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено административное правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов.

2.7. Участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.________________Подпункт 6 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Профилактический учет несовершеннолетних ведут органы МВД

2.8. Вносят в уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых данные инспекции осуществляют, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

2.9. Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих.________________Подпункт 8 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.10. Принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

2.11. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

2.12. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.________________Подпункт 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.13. Принимают участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.________________Подпункт 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.14. Ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

2.15. Обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.________________ Абзац первый пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

________________ Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; 2003, N 27, ст.2706; 2006, N 28, ст.2975; 2007, N 24, ст.2830, 2833; 2008, N 49, ст.5724; 2009, N 11, ст.1267; 2010, N 30, ст.3989, 4003; 2011, N 1, ст.16; N 7, ст.901; 2012, N 10, ст.1165; N 24, ст.3068;

2013, N 14, ст.1661; N 52 ст.6997; 2014, N 6, ст.554, ст.558; 2015, N 51, ст.7251; 2016, N 1, ст.60; N 27, ст.4262.(Сноска в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.Далее — должностные лица органов предварительного расследования. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2010, N 1, ст.1; N 21, ст.2525; N 23, ст.2790; N 30, ст.4006; 2011, N 1, ст.10; N 7, ст.901; N 17, ст.2310; N 23, ст.3260; N 30, ст.4585, 4598; N 50, ст.7342, 7362; 2012, N 10, ст.1166; N 24, ст.3082; N 53, ст.

7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст.1666; N 26, ст.3208; N 30, ст.4034, 4040; 2013, N 14, ст.1666; N 26, ст.3208; N 30, ст.4025, ст.4029, ст.4031, ст.4034, ст.4040, ст.4078; N 43, ст.5444; N 44, ст.5643; N 48, ст.6161; N 51, ст.6683, ст.6685, ст.6695; N 52, ст.6980; 2014, N 6, ст.559, ст.566; N 14, ст.1562; N 19, ст.2302, ст.2310; N 30, ст.4211, ст.4228, ст.4233, ст.4278; N 42, ст.5615; N 46, ст.6651;

Предлагаем ознакомиться:  Транспортный налог с несовершеннолетнего - советы адвокатов и юристов

2015, N 1, ст.67; N 48, ст.6706; 2016, N 11, ст.1481, ст.1493; N 27, ст.4160, ст.4164, ст.4238, ст.4259; N 28, ст.4558; 2017, N 1, ст.31; N 11, ст.1535; N 22, ст.3069; N 23, ст.3227; N 31, ст.4755, ст.4814, ст.4827; 2018, N 1, ст.48; N 7, ст.973) (далее — КоАП) должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.

35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2007, N 26, ст.3089).(Сноска в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2018 года приказом МВД России от 28 июня 2018 года N 404.

Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).

Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.

Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики», пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.

Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845.

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа.

Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.

Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет, в соответствии с ст. 2.3 КоАП.

Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет, вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может.

Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.

Снятие с учета: исправление, отмена наказания, совершеннолетие и др. причины?

Ведение УПК, УПД на несовершеннолетних прекращается и несовершеннолетние снимаются с профилактического учета в ПДН в случаях:

  • исправления (на основании материалов, подтверждающих этот факт, но не ранее 6 месяцев с момента постановки на учет);
  • снятия с учета в медицинских организациях лиц, употреблявших алкоголь и наркотики;
  • достижения 18-летнего возраста;
  • вынесения судом постановления об отмене условного осуждения, отсрочки наказания, замены наказания;
  • помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (СУВУЗТ);
  • неподтверждение обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет;
  • в иных случаях (см. п. 62 Приказа).

Возраст сексуального согласия — что нужно знать?

Как обжаловать постановление КДН

Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как сниматься с учета: практическое руководство

Снятие с учета МВД происходит после исправления

1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить письменный запрос на имя начальника территориального органа МВД России с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично.

Помните, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок ответа на письменное обращение — 30 дней. Если Вы не получите никакого ответа через месяц, то смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о совершении начальником территориального органа МВД России административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59.

КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет штраф в размере от 5 до 10 т.р.). Также в прокуратуру следует обжаловать и отказ в предоставлении копии требуемого решения о постановке на учет несовершеннолетнего. При этом следует ссылаться на Конституционное положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать заявление о проверке законности постановки несовершеннолетнего на учет в Прокуратуру, и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.

2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).

2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего — составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.

Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.

При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний — социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.

Также важно обратить внимание на допущенные процессуальные нарушения, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, проигнорированные или не оцененные надлежащим образом при рассмотрении дела КДН, на некорректное, оскорбительное поведение или насилие, в том числе психологическое, если оно имело место со стороны сотрудников полиции, членов комиссии, других людей, которые были привлечены в ходе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук — у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ.

После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.

Послесловие

ОВД-Инфо выражает огромную благодарность помощнику адвоката Жаклин Яковлевой и Денису Шедову (Правозащитный центр «Мемориал») за помощь в разработке юридических рекомендаций. Все возможные юридические ошибки в тексте остаются на совести ОВД-Инфо.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим опытом задержания и последующим судебным опытом и оцените полезность нашей работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector