Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
(доб. 215, бесплатно)

Срок ответа на требование налоговой

Об ответственности

Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока.

Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете (ст. 31 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@,п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).

Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС уведомления о невозможности своевременного представления документов.

Чтобы сохранить постоянных клиентов, многие компании в период кризиса работают себе в убыток. Отражение убытка в налоговой отчетности повышает риск получения требования по результатам проведения камеральной проверки ( п. 3 ст. 88 НК РФ ). Налоговая инспекция вправе истребовать подтверждающие документы, если в декларации организация отразила НДС к возмещению ( п. 8 ст.

Налог на прибыль и НДС вызывают особый интерес налоговой инспекции. В случае противоречий и несоответствий налоговый орган может потребовать от налогоплательщика пояснений.

Вы можете получить требование о представлении пояснений в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), если:

  • в декларации по налогу на прибыль заявлен убыток;
  • выявлены противоречия между сведениями;
  • в уточненной декларации уменьшена сумма налога (относится ко всем налогам);
  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета;
  • превышена безопасная доля вычетов по НДС.

Ответ на требование ФНС необходимо представить в течение пяти дней ( п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик вправе использовать рекомендуемую налоговой инспекцией форму ответа.

Налоговым кодексом не установлена ответственность налогоплательщика за неявку в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством, а точнее ст. 19.4 КоАП РФ. Применяется она не к организации, а к ее должностному лицу (законному или уполномоченному представителю).

Согласно ч. 1 названной нормы неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 500 до 1 000 руб.;

  • на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.

Ранее (до 04.01.2019)о возможных негативных последствиях при игнорировании предписания контролеров можно было узнать из формы уведомления. Из новой формы уведомления эта оговорка исчезла. Однако, полагаем, это не говорит о том, что теперь привлечь должностное лицо налогоплательщика к административной ответственности нельзя.

В Определении КС РФ от 20.11.2014 № 2630-О отмечено следующее. Как и любое другое административное наказание, административный штраф в силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях преду­преждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность (в том числе в виде штрафа) за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, выполняющего функцию государственного надзора (контроля). Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом.

В НК РФ предусмотрено право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), а также обязанность налогоплательщиков не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.

Добавим, возбуждение дела об административном правонарушении, составление соответствующего протокола вменено в обязанность налогового органа (п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассмотрение дела и вынесение соответствующего постановления – в обязанность судебных органов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Важный нюанс: административная ответственность может быть применена к налогоплательщику исключительно за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 Письма ФНС России № АС-4-2/12837). Ведь дача пояснений – дело добровольное (об этом мы говорили выше). А вот за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении пояснений, выставленное налоговым органом в рамках п. 3 ст.

* * *

Подведем итоги. Как показывает практика, налоговые органы все чаще пользуются своим законным правом вызова налогоплательщиков для получения у них соответствующих пояснений. Полагаем, что у добросовестных коммерсантов не найдется поводов игнорировать приглашение ИФНС к диалогу. Обоснованные и аргументированные пояснения налогоплательщика, вполне возможно, убедят контролеров и снимут их претензии.

Ну а если вы все-таки без уважительных причин не пришли в налоговый орган, следите за соблюдением порядка производства дел об административном правонарушении. Так, руководитель организации может избежать штрафа, если не будет надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола. В постановлениях Московского городского суда от 04.10.

2018 № 4а-4999/2018, Оренбургского областного суда от 24.08.2017 № 4А-438/2017 суд решил: так как к ответственности привлекается физическое лицо как представитель компании, извещение следовало направить по месту его жительства, и не важно, что извещение было получено организацией в электронном виде по ТКС.

О правах контролеров

Права налоговых органов перечислены в ст. 31 НК РФ. В пункте 4 нормы сказано, что контролерам разрешено вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений:

  • в связи с уплатой и перечислением им налогов;

  • в связи с налоговой проверкой;

  • в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Как видим, формулировка нормы весьма расплывчата, а значит, позволяет контролерам на законных основаниях требовать от налогоплательщика явиться в инспекцию и задать ему любые вопросы, касающиеся налогообложения его деятельности.

В довольно старом Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговое ведомство привело для примера несколько конкретных ситуаций, где может быть применен п. 4 ст. 31 НК РФ.

Ситуация 1. Непосредственно у налогоплательщика необходимо получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им норм НК РФ, в том числе в ходе заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Иными словами, налогоплательщик может быть вызван в инспекцию, так сказать, для беседы.

А тем для такой беседы предостаточно: низкая (по сравнению со среднеотраслевой) налоговая нагрузка, значительная (превышающая среднее значение по региону) доля налоговых вычетов, применение вычетов на основании счетов-фактур сомнительных поставщиков, систематическое возмещение НДС из бюджета, неисполнение обязанности по уплате налога, в том числе доначисленного по результатам налоговой проверки.

Срок ответа на требование налоговой

Добавим: как правило, комиссии по легализации налоговой базы проводятся вне рамок налоговой проверки. Судьи давно признали, что это не нарушает прав коммерсантов. Так, в Постановлении от 08.05.2014 по делу № А27-10859/2013 ФАС ЗСО подчеркнул, что в силу ст. 82 НК РФ такое мероприятие налогового контроля, как получение объяснений, налоговики могут проводить и в ходе проверок, и в иных ситуациях, связанных с исполнением налогового законодательства.

В Постановлении АС ПО от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015 отмечено, что получение объяснений от налогоплательщика возможно не только в ходе проверок. Инспекторы не ограничены в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком.

Ситуация 2. В ходе контрольных мероприятий у инспекторов возникли вопросы, которые можно разрешить только при личной встрече с проверяемым лицом. Напомним, что п. 3 ст. 88 НК РФ обязывает ИФНС уведомить налогоплательщика о том, что камеральной проверкой выявлены ошибки (противоречия) в сданной им отчетности или несоответствие представленных им сведений сведениям, которыми располагает налоговый орган.

В целях реализации указанной нормы инспекция направляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений. Оно считается исполненным, если в течение пяти рабочих дней налогоплательщик обоснует причины установленных проверкой противоречий или несоответствий либо уточнит свои налоговые обязательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Однако бывают случаи, когда представленных налогоплательщиком пояснений контролерам недостаточно. Вот тогда они и могут воспользоваться правом, которое им дает п. 4 ст. 31 НК РФ. Как отметила ФНС, необходимость явки может усматриваться из объема выявленных проверкой ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда требуются ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы.

Срок ответа на требование налоговой

Ситуация 3. Необходимо вручить лично проверяемому лицу (как правило, уклоняющемуся от проверки или препятствующему ее проведению) какие-либо документы или ознакомить его с ними под подпись. Очевидно, что в данном случае явка налогоплательщика в ИФНС требуется в связи с проведением камеральной или выездной проверки.

Есть и другие ситуации, при которых налоговики могут реализовать право на вызов проверяемого лица в инспекцию.

Полученные при личной встрече пояснения налогоплательщика фиксируются (иначе какой в них толк?). Поскольку действующим законодательством не предусмотрено составление протокола или иного документа по итогам получения пояснений от коммерсанта, налоговый орган сам решает, как это сделать (главное, чтобы налогоплательщик был не против). Пояснения могут быть закреплены в письменной форме или иными способами, в том числе с использованием технических средств.

В декларации по налогу на прибыль заявлен убыток

Если в декларации по налогу на прибыль сумма расходов превышает сумму доходов, значит, по итогам налогового периода организацией получен убыток. Особое внимание налоговая инспекция обращает на убыточность в годовой декларации.

Рассмотрим две возможные ситуации возникновения убытка.

Такая ситуация может возникнуть, если предприятие осуществляет несколько видов деятельности. Например, оказывает услуги и продает товары.

Что анализирует налоговый инспектор : сумму прямых расходов по оптовой, мелкооптовой и розничной торговле (строки 020, 030 приложения 2 к листу 02 декларации), выручку от реализации покупных товаров (строка 012 приложения 1 к листу 02).

Какой вывод сделает: предприятием отражен убыток от реализации покупных товаров. Этот факт указывает на возможное нарушение положений ст. 268,320 НК РФ, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения или уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль.

Что делать и как объяснить: проверить, действительно ли товары реализованы по цене ниже покупной. Если обнаружите ошибку, то необходимо подать уточненную декларацию. Если в декларации данные не искажены, нужно написать ответ (пояснительную записку) в произвольной форме. Не стоит забывать, что согласно ст.

Что анализирует налоговый инспектор: строку 050 раздела 1 декларации по НДС.

Какой вывод сделает: необоснованное завышение вычетов по НДС.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения.

Что делать и как объяснить : проверить обоснованность применения вычетов и подтвердить их документально. Если вы не хотите тратить время на подготовку пояснительных и подтверждающих документов, воспользуйтесь своим правом перенести вычет на следующий налоговый период. Эта возможность закреплена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. Вычет по одному счету-фактуре можно разбить на несколько налоговых периодов.

Об обязанностях налогоплательщиков

Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. 23 НК РФ. Данной нормой обязанность прибыть в инспекцию по вызову для дачи пояснений не предусмотрена. Не означает ли это, что явку в налоговый орган можно расценивать как право налогоплательщика?

Минфин так не считает. В Письме от 09.04.2010 № 03-02-08/21 ведомство сослалось на пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Здесь закреплена обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Остался еще один вопрос. Обязан ли налогоплательщик, явившийся по требованию налогового органа для дачи пояснений, эти пояснения давать? Здесь все довольно просто: согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов является правом налогоплательщика.

Поэтому, полагаем, он может отказаться отвечать на вопросы налоговиков. Есть только один случай, когда дача пояснений вменена в обязанность налогоплательщика, – это выставление налоговым органом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений (об этом мы говорили выше). Но для исполнения этой обязанности явка проверяемого лица в налоговый орган законом не предусмотрена.

Выявлены противоречия между сведениями

Налоговая инспекция проверяет не только контрольные соотношения по каждому виду налога, но и соответствие данных, отраженных в разных налоговых декларациях.

Что анализирует налоговый инспектор: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженных в декларации по НДС, сумму выручки от реализации (строка 010 листа 02 «Расчет налога») и сумму внереализационных доходов (строка 020 листа 02 «Расчет налога»), отраженных в декларации по налогу на прибыль (строка 010 раздела 3) за сопоставимый налоговый период.

Какой вывод сделает: данные могут быть искажены.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения или уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль или НДС.

Что делать и как объяснить: перепроверить, правильно ли отражены данные. Если в декларации данные не искажены, нужно написать ответ (пояснительную записку) в произвольной форме. Если обнаружите ошибку в заполнении декларации, то необходимо подать уточненную декларацию. Причиной такого расхождения может быть разный порядок отражения в декларациях возврата товара поставщику.

О форме и содержании уведомления

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик вызывается в инспекцию на основании письменного уведомления. Это единственное условие для реализации контролерами их права.

Форма уведомления утверждается приказом налогового ведомства. Действующее ныне уведомление (форма по КНД 1165009) содержится в приложении 2 к упоминавшемуся выше Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.

В уведомлении обязательно следует указать:

  • вопрос, по которому требуются пояснения (уведомление должно содержать подробное описание оснований для вызова налогоплательщика, иначе у него не получится подготовиться к беседе с представителями инспекции; заранее известная цель визита в налоговый орган поможет коммерсанту сформулировать объяснения по существу налоговых требований, подкрепить свои пояснения соответствующими документами, а при необходимости – воспользоваться юридической помощью);

  • точное место, где состоится встреча (адрес налогового органа, номер кабинета);

  • дата и время прибытия в налоговый орган (либо конкретная дата и время, либо приемные дни и часы работы инспекции, чтобы налогоплательщик сам решил, когда ему будет удобно явиться).

Как видим, из содержания уведомления налогоплательщик должен точно узнать, зачем, куда и во сколько он должен прибыть для дачи пояснений. Поэтому применение налоговым органом неактуальной формы уведомления принципиального значения не имеет. Так, Пермский краевой суд в Постановлении от 16.11.2017 по делу № 44-а-1601/2017 не признал ненадлежащим уведомление на бланке старого образца, утратившем юридическую силу.

Суд решил, что все требования, предъявляемые действующим законодательством к уведомлению о вызове налогоплательщика, инспекцией соблюдены. В нем есть все обязательные реквизиты: адресат, дата, время, адрес и место (кабинет) заседания комиссии, цель вызова налогоплательщика. Уведомление подписано надлежащим лицом ИФНС, его подпись расшифрована.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Конкретных способов вручения уведомления о вызове налогоплательщика законодательством не установлено. Значит, по сути, ИФНС может передать документ любым из способов, предусмотренных п. 4 ст. 31 НК РФ:

  • вручить представителю организации (законному или уполномоченному) лично под расписку;

  • послать по почте заказным письмом;

  • направить в электронном виде по ТКС.

Между тем плательщикам НДС нужно учитывать следующее. В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ они должны представлять декларации по НДС исключительно в электронной форме по ТКС. Пункт 5.1 ст. 23 НК РФ обязывает их обеспечить электронное взаимодействие с налоговыми органами. Согласно Распоряжению ФНС России от 31.12.

Срок ответа на требование налоговой

Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования
ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ
(например, при проведении камеральной налоговой проверки)
10 рабочих дней
20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков)
ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) 30 календарных дней
ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) 20 календарных дней
ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) 3 месяца
ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) 30 рабочих дней
ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) 5 рабочих дней

В уточненной декларации уменьшена сумма налога

Что анализирует налоговый инспектор: данные первичной и уточненной декларации. В декларации по налогу на прибыль проверяются суммы по разделу 1. В декларации по НДС проверяются суммы по разделам 1 и 2.

Что потребует : представить в течение 5 рабочих дней пояснения.

Что делать и как объяснить: перепроверить правильность отражения данных. Скорее всего, в первичной декларации отражены не все вычеты по НДС или отражены не все расходы в декларации по налогу на прибыль. Следует написать пояснительную записку. По возможности приложить подтверждающие документы.

Превышена безопасная доля вычетов по НДС

Срок ответа на требование налоговой

Что анализирует налоговый инспектор: сколько процентов составляет сумма вычетов, отраженная по строке 190 раздела 3 декларации по НДС, от суммы по строке 118 раздела 3 декларации.

Какой вывод сделает: если рассчитанное отношение превысит 89 %, ФНС возьмет налогоплательщика на контроль и проверит обоснованность заявленных вычетов по НДС.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

где стр. 190 — сумма налоговых вычетов, всего; стр. 118 — сумма начисленного налога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector