Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Отказ единственного поставщика от заключения контракта 44 фз

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт.

Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

  • Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).
  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.

В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

Заключение государственного контракта с победителем по результатам конкурса может не состояться и по причине несоблюдения участником сроков и обязательств по подписанию госконтракта.

Правила подписания госконтрактов, регламентируемые 44-ФЗ гласят, что победитель конкурса должен в обязательном порядке подписать государственный контракт в срок, не превышающий 10 рабочих дней.

И не только подписать, но и направить все подписанные экземпляры документов заказчику.

Исполнитель, не соблюдающий сроки подписания госконтракта и предоставления обеспечения, считается уклонившимся от подписания договора.

Кроме невозможности подписать контракт, конкурс по которому уже выигран, такой участник, с высокой долей вероятности, может попасть в перечень недобросовестных поставщиков, что влечет собой риск потери доступа к участию в системе госзакупок. Кроме того, заказчик вправе обратиться в суд и взыскать с участника убытки, которые обусловлены отказом последнего от заключения контракта. Контракт в таком случае будет заключен с участником торгов, заявке которого по результатам конкурса был присвоен второй номер.

Для того, чтобы предотвратить возникновение ситуации, при которой участник-победитель имел намерение заключить государственный контракт и начать выполнение работ по нему, но не успел предоставить все необходимые документы в срок, стоит внимательнее отнестись ко всей процедуре подписания контракта. Часто государственный заказчик намеренно затягивает согласование версии государственного контракта, что приводит к невозможности для участника подписать контракт в положенный срок. Участнику-победителю стоит внимательнее отнестись к соблюдению всех сроков, предусмотренных 44-ФЗ, в том числе к обязательствам заказчика.

Обоснованно отказываясь от заключения контракта с победителем, государственный или муниципальный заказчик обязан соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством в сфере госзакупок.

Отметим еще раз, что госзаказчик не вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса без объяснения причин.

Закон о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень мотивов, по которым в заключении контракта победителю может быть отказано и обоснование заказчика в отказе должно содержать только те причины, которые регламентированы законом.

Какие действия должен предпринять заказчик, приняв решение, что контракт с участником-победителем заключен не будет?

При выявлении государственным заказчиком причины, по которой госконтракт с победителем не может быть заключен, заказчик обязан в срок, не превышающий один рабочий день, сообщить об этом участнику посредством размещения в единой информационной системе соответствующего протокола об отказе в заключении договора.

Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Заказчик обязан также приложить документы, которые подтверждают существование мотива, по которому в заключении контракта отказано. Кроме размещения протокола в единой информационной системе, в течение двух рабочих дней с даты его подписания заказчик должен направить такой протокол победителю.

Предлагаем ознакомиться:  Контракт вместо трудового договора

Следующий шагом, который обязан предпринять заказчик, является возврат обеспечения.

Обеспечение заявки, перечисленное исполнителем на счет заказчика для участия в конкурсе, должно быть возвращено участнику, договор с которым подписывать не планируется, в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Задержка возврата обеспечения является достаточным основанием для предъявления участником претензии госзаказчику.

Отказ государственного заказчика от подписания контракта с компанией, победившей в конкурсе, в соответствии со ст. 31.12 Закона о контрактной системе может быть обжалован в порядке, предусмотренном этим же федеральным законом, в котором регулированию процедур обжалования неправомерных действий государственных и муниципальных заказчиков посвящена Глава 6.

Обжалование неправомерных действий госзаказчика, связанных с отказом в подписании госконтракта, возможно до истечения срока заключения соответствующего контракта.

Во-первых, такая жалоба может быть подана только в письменной форме. Форма жалобы – произвольная, но с указанием всех необходимых данных, предусмотренных 44-ФЗ;

Во-вторых, основными и необходимыми реквизитами документа являются: данные компании-участника: фирменное наименование, место нахождения, все контактные данные, а также аналогичные сведения о компании-заказчике. Участник должен подробно описать суть обжалуемых действий с указанием всех необходимых для рассмотрения жалобы подробностей. Кроме того, жалоба должна содержать все реквизиты закупки, по которой она составляется.

В-третьих, к составленной должным образом жалобе необходимо приложить все документы, подтверждающие ее обоснованность. Такие документы должны являться приложением к жалобе и быть перечислены в ней.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом участника. В обязательном порядке необходимо приложить копию документа¸ который подтверждает полномочия лица, подписавшего жалобу.

Стоит отметить, что оформление жалобы с нарушением требований 44-ФЗ может являться основанием для отказа в ее рассмотрении. Кроме того, причиной отказа может стать ее подписание лицом, которое не уполномочено участником на осуществление таких действий.

Поданная по истечении возможного срока подачи жалоба также не будет рассмотрена. Возврат жалобы без рассмотрения возможен в течение двух рабочих дней с даты ее подачи.

Отказ в рассмотрении должен быть письменным и содержать причины, по которым осуществлен возврат.

Таким образом, Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает следующие основные принципы регулирования возможности госзакачика отказаться от заключения контракта с победителем:

  • Отказ от заключения госконтракта с участником, победившим в конкурсе, ни в коем случае не может являться необоснованным. Подробное обоснование причин отказа должно содержаться в соответствующем протоколе об отказе в заключении контракта. Государственный или муниципальный заказчик обязан опубликовать такой протокол в единой информационной системе в срок не более одного рабочего дня с даты его подписания. Такой протокол должен быть также направлен участнику в течение двух рабочих дней.
  • Поводами для отказа могут быть только причины, предусмотренные законодательством, регулирующим госзакупки, либо соответствующей конкурсной документацией. Следует внимательно отнестись к выполнению всех основных и обязательных требований, предъявляемых к участникам системы госзакупок, а также тщательно ознакомиться с условиями конкурсной документации.
  • Одной из распространенных причин для отказа в подписании договора является несвоевременное и (или) несоответствующее требованиям предоставление обеспечения исполнения обязательств по госконтракту. Поэтому стоит изучить все требования к обеспечению и позаботиться об его оформлении заранее, чтобы в случае победы в конкурсе успеть предоставить его в положенный законодательством срок.

Все незаконные и необоснованные действия, бездействие или не предусмотренные законодательством требования государственного или муниципального заказчика могут быть обжалованы в порядке, установленном 44-ФЗ.

Несмотря на то, что данный закон действует не так давно, уже существует практика обжалования подобных действий, которая показывает, что суды и регулирующие госзакупки органы часто принимают сторону компании, которой незаконно было отказано в заключении контракта. Вместе с тем, если отказ являлся обоснованным, то его обжалование не принесет желаемых результатов. В связи с этим важно знать все требования законодательства о госзакупках и не допускать их нарушения.

Уклонение от подписания контракта по 44-ФЗ. Последствия и как их избежать

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах.

Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски.

Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта.

Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение в связи с истечением срока действия трудового договора: образец приказа, порядок продления контракта

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов.

Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола.

То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок.

Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке.

Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения.

Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.

Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт.

Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе.

В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения.

Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.

Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам.

Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации.

В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа ЭЦП в сервисные организации.

Помимо этого, постарайтесь наладить контакт с Заказчиком, который сможет в определенной степени поддержать вас на заседании и сказать о том, что не настаивает на внесении сведений в реестр.

Не забывайте также и о праве на обжалование решения о внесении в реестр, в Арбитражном суде субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента его принятия.

Под уклонением от заключения контракта подразумевается непредоставление в положенные по закону сроки необходимого пакета документов, либо самого контракта, заверенного подписью участником, признанным победителем, или заказчиком аукциона. Чаще всего в роли уклоняющихся выступают исполнители, которые испытывают трудности при сборе требуемых документов, таких, как банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

Срок, отведенный на подписание контракта по ФЗ 44, составляет от 10 до 13 дней с момента размещения в свободном доступе протокола о выборе победителя государственного аукциона. В срок до 10 дней победитель должен подготовить все бумаги либо перечислить средства на обеспечение контракта, а также завизировать согласованный бланк договора.

Продлить срок до 13 дней можно, отправляя заказчику заполненные бланки протокола разногласий (всего их не может быть более трех) с указанием моментов, которые вызывают вопросы. Заказчик обязан рассмотреть их и предоставить ответы. Так что максимальный срок можно немного продлить.

Какие последствия грозят компании, которую признали уклонившейся от подписания государственного контракта после победы в аукционе?

Предлагаем ознакомиться:  Почему отказ по кридиту с хорошей историей

Если контракт не был подписан по вине Исполнителя, то в отношении него могут быть приняты следующие санкции:

  • Снятие со счета электронной торговой площадки суммы, заблокированной на момент участия в аукционе;
  • Включение компании в реестр недобросовестных поставщиков на срок 2 года;
  • Возмещение издержек и убытков, в случае, если их не покрыла заблокированная на счете ЭТП сумма, но только в судебном порядке (если заказчик подаст соответствующий иск).

Впрочем, от исполнения контракта может отказаться и заказчик.

Заказчик может отказаться от подписания контракта после объявления победителей в строго оговоренных законом случаях.

В противном случае его действия могут быть признаны незаконными, и государственное лицо по суду подвергнется административному наказанию.

Основание для этого – заявление в ФАС Исполнителя.

Отказ от подписания контракта на законных основаниях возможен при:

  • Выявлении грубых нарушений в предоставленной документации: просроченные справки, неверные или умышленно искаженные сведения и т.д.;
  • Прохождение компании-исполнителя процедуры ликвидации/банкротства на момент участия в аукционе;
  • Наличии у исполнителя задолженности по налогам и сборам, но не менее 25 процентов от активов, если задолженность меньше, то договор может быть подписан;

Примечание: если Исполнитель полагает, что претензии налоговых органов не обоснованы, он может подать заявление об обжаловании недоимки/задолженности до начала аукциона, и приложить к документам заверенную копию, даже если оно не будет рассмотрено к моменту подписания контракта, заказчик не имеет права уклониться от заключения договора.

  • Наличии преступлений в финансовой сфере руководства компании, бухгалтера и лиц, которым выдана доверенность на подписание контракта, также является причиной для законного отказа;
  • Существовании между заказчиками и исполнителями связей (родственные, служебные и т.д.), которые могут привести к конфликту интересов.

Любой из вышеперечисленных фактов является законным и неоспоримым основанием для отказа в подписании контракта. Остальные факты не имеют юридической силы, их использование при отказе можно приравнять к уклонению заказчика от подписания контракта.

Резюмируя: основная доля компаний, признанных уклоняющимися от подписания контракта по закону ФЗ №44, является невозможность вовремя оформить банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта или на авансовый платеж. Быстро решить эту проблему помогут специалисты компании “ТаймКредит”.

Все чаще стороны при заключении контракта стараются просчитать для себя все риски не только до его подписания, но и во время его исполнения.

Оценив все “за” и “против”, как заказчик, так и исполнитель могут прибегнуть к действиям по прекращению контракта.

В данной статье описаны последствия расторжения контракта, заключенного в результате закупочной процедуры.

В каких случаях контракт может быть прекращен, а в каких случаях его исполнение может даже не начаться?

1)     По результатам закупочной процедуры победитель может уклониться от подписания контракта, под предлогом наступления у участника размещения заказа обстоятельств, влекущих невозможность заключения им контракта. Федеральный закон дает этому прецеденту название – «уклонение от подписания контракта», причем заметим, что уклониться также может и сам заказчик, об этом чуть позже.

2)     Желание одной из сторон прекратить действие контракта до срока, прописанного в тексте договора, также может иметь место. Законами Российской Федерации предусмотрены правовые обоснования такой возможности.

Давайте рассмотрим, какие последствия влекут за собой уклонение от подписания контракта и его расторжение.

Конкурс/ Аукцион/Запрос предложений Запрос котировок
Заказчик получает право заключить контракт с участником, занявшим второе место.При этом предусмотрено, что этот участник признается победителем в случае его согласия заключить контракт. В случае, если от заключения контракта уклонился и второй участник, то процедура признается несостоявшейся и проводится заново. В случае, если от заключения контракта по результатам электронного аукциона уклонился и второй участник, аукцион признается несостоявшимся и проводится заново. Заказчик вправе заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника – с участником запроса котировок, предложение по цене контракта которого содержит лучшее условие, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия. При этом в запросе котировок, в отличие от конкурса, электронного аукциона и запроса предложений, в Законе указано, что заключение контракта для этих участников является обязательным.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector