Понятие МФП
Общественные отношения сегодня имеют динамичный и состязательный характер и соблюдать уравновешенность баланса становится все сложнее. Международное финансовое право нацелено на сдерживание, сглаживание экономических последствий негативного характера в отношениях между государствами.
МФП является молодой правовой отраслью, вместе с торговым и инвестиционным правом образует центральное звено международного экономического права.
Все отношения, связанные с трансграничным движением финансовых потоков, с платежно-расчетными операциями, предоставлением кредитов, валютными и межбанковскими операциями, предоставлением финансовой помощи, противодействием легализации доходов и финансированию терроризма регулирует МФП. Это отношения публичного характера, так как выпуск национальных денег и контроль за их обращением являются прерогативой государства.
Самыми распространенными являются кредитные и расчетные договоры. Из многосторонних соглашений можно выделить Женевские конвенции разных лет. Суть конвенций в том, что государства договариваются о некоторых обязательных моментах, чтобы обеспечить единообразие обращения финансов в этих странах.
МФП — подотрасль международного экономического права, которая осуществляет регулирование отношений публичных субъектов (страны, международные компании), возникающие по поводу следующих проблем:
- трансграничное движение финансовых ресурсов, потока двустороннего и многостороннего уровня;
- внутренние правовые режимы, в составе которых движутся финансовые ресурсы между лицами на частном правовом уровне мировой финансовой системы;
- организация, принципы построение и функционирование мирового финансового порядка в области права
Предмет правоотношений в международной финансовой системе включает права и обязанности стран, которые проявляются в области обеспечения потоков финансов; правового статуса вещей и лиц (денежные единицы, прочие финансовые инструменты, банки и др.); порядке и формах мировых расчетов; проблемах действия платежного баланса; условиях обратимости валют; предоставления кредитов; долговых обязательств; финансовой взаимопомощи и др.
В систему МФП включаются международно-правовые институты, в числе которых мировое валютное и кредитное право; международное долговое и платежное право; мировое налоговое и бюджетное право; институт, осуществляющий регулирование отношений в области борьбы с отмыванием преступного дохода и др. Также сюда входит межотраслевой институт международного правового регулирования финансовых услуг, который частично включен в состав международного торгового права.
МФП тесно связан, соприкасаясь и пересекаясь, с международным инвестиционным правом.
Институциональное ядро глобальной финансовой системы представляет собой Международный валютный фонд. С его помощью страны способны поддерживать относительное равновесие в платежных балансах. МВФ и группа развитых стран подписали в 1962 году Генеральное соглашение о займах — «General Arrangements to Borrow», которое с регулярностью подлежит пересмотру.
В соответствии с ним государства-участники могут предоставить Фонду займы с целью дополнительного кредитования стран-участников с помощью механизма МВФ. В 1997 году (в силу вступило в 1998 году) Советом управляющих было утверждено Новое соглашение о займах (New Arrangements to Borrow), которое заключалось между МВФ и его членами (25 участников) для того, чтобы привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Эти 2 документа действуют одновременно.
Офшорные финансовые центры
Ведущая роль в обеспечении международно-правового режима мировой финансовой системы принадлежит международным финансовым организациям. Их можно назвать институциональной основой системы.
Функция контроля сводится к проведению регулярных консультационных мероприятий индивидуального или многостороннего характера. Фонд имеет право осуществлять экономическую экспертизу государства по своему усмотрению. После анализа рассматриваемой ситуации Фонд разрабатывает программу мероприятий по стабилизации обменных курсов национальной валюты. На основе этой программы Фонд ведет переговоры с правительством страны, которая контролируется.
Техническая помощь предоставляется МВФ на безвозмездной основе, если внедряются эффективные элементы экономической политики. Если экономические трудности государства-члена являются серьезными, то МВФ осуществляет спец. программу помощи, направленную на финансовое оздоровление. Другими словами предоставляет стабилизационные займы с жесткими условиями выполнения предписаний Фонда.
- снижающим уровень бедности в стране;
- по сокращению государственного внешнего долга.
Система финансового участия МВФ разработана, она сложна. Каждое государство при присоединении к МВФ должно оплатить квоту в подписном капитале. Через определенный период времени проводится новая подписка на капитал, и государство должно оплатить новую квоту. Размер квоты зависит от ВВП государства и его доли в мировой экономике. Юридическая связь между государством и Фондом устанавливается через квоты.
Квота четко показывает размер участия страны в капитале МВФ. Страны могут оплачивать квоту частями, первый взнос должен соответствовать 25% установленной квоты. Платежи могут осуществляться деньгами либо СДР (специальными правами заимствования). Остальная часть оплачивается по мере требования МВФ.
Квота наделяет государство определенным число голосов при принятии решений. Базисных голосов 250, они есть у каждого государства – члена. Дополнительные голоса присваиваются за участие в подписках на капитал.
Величина квоты определяет лимит государства, объем заимствований не должен превышать оплаченной квоты, исключения допускаются при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
Все СДР образуют резервный фонд, средства фонда хранятся в виде записей, обеспеченных золотым или валютным содержанием. СДР обладают ликвидностью, государства -участники могут рассчитываться ими между собой и с МВФ.
Зарегистрированные компании имеют право проводить торговые, финансовые операции на льготных условиях. Льготными налоговыми преимуществами пользуются физические лица.
МВФ была разработана программа, оценивающая соответствие деятельности оффшоров международным нормам в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Проверяется на соответствие банковская, страховая деятельность, оборот ценных бумаг в офшорных зонах. По итогам оценки всех полученных данных МВФ предлагает соответствующие мероприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма является сегодня актуальным направлением в межгосударственном общении и сотрудничестве.
Создание ФАТФ относится к 1989 году, на совещании стран «Большой семерки в Париже было принято решение создать такую группу». Членами ФАТФ являются более 30 государств, входит и Российская Федерация, присоединившаяся в 2003 году, и две большие международные организации Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. ФАТФ контактирует с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, ЕБРР, МВФ, Интерполом и пр.
Центральными банками ведущих мировых стран в 1930 году была сформирована международная организация, называемая Банком международных расчетов (БМР). В ее основе было Гаагское соглашение центральных банков 5 стран, конвенция между ними и Швейцарией, назначающая штаб-квартиру БМР в Базеле. В число членов БМР входят центральные банки шестидесяти стран. С 1996 года Отечественный Центральный банк принимает участие в БМР, а БМР сотрудничает с МВФ.
После формирования БМР формальный юридический характер приобретают и регулярные встречи, на которых собираются представителей центробанков ведущих мировых держав. Появляются и процедурные правила, образуются комитеты (например, комитет по банковскому надзору, глобальной финансовой системе и др.).
ОСновной задачей этого Комитета является выработка правил, которые способны увеличить надежность банков, прогнозировать их работу. В 1987 году Комитет завершил многолетнюю работу в области гармонизации нормативных актов, посвященных надзору за банками и требованиям к их активам (капиталу банков). В следующем году приняли документ, который неофициально называется «Соглашение по адекватности (достаточности) капитала».
Оно известно, как нормы «Базель-I», используемые более чем в 100 странах. В 2004 году принимается документ, названный «Международная гармонизация измерений и стандартов капитала (пересмотренная редакция)». Его название «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» или «Базель-2». Через 6 лет Базельский комитет объявляет, что готов к принятию документ «Базель-3» и его реализация может начаться через несколько лет.
В соответствии с решением, принятом на совещания на высшем уровне государств «Большой семерки», в 1989 году формируется Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания денег». Ее более известным названием является аббревиатура ФАТФ (FATF – Financial Action Task Force on Money Laundering). Она представляет собой межправительственную компанию, основная цель которой состоит в разработке совместной политики стран в области борьбы с «отмыванием денег», мошенничеством в финансовой сфере, содействии этой политике. Члены ФАТФ представлены около 30 странами, в числе которых находится и наша страна.
В ЕС формируется своя (региональная) валютная система и финансовое право. Оно активно развивается в настоящее время. На постсоветском пространстве большое внимание уделяли формированию и укреплению соответствующего финансового правопорядка. Страны, входящие в состав СНГ, заключили договор о формировании Платежного союза;
создали Межгосударственный банк СНГ, а позже Евразийский банк развития. Также в рамках этого союза поставили цель создать валютный союз (на фоне создания таможенного союза и движения в сторону экономического союза и единого экономического пространства); оформить и осуществить взаимодействие многостороннего уровня по линии центробанков и министров финансов. В этом процессе гармонизируется и унифицируется национальное законодательство, часть которого касается валютно-финансового регулирования.
Международные финансовые организации
Договор о МВФ представляет собой базовый многосторонний источник в международном финансовом праве, нормы которого, включая внутреннее право Фонда, формируют международный правовой институт. Его называют «правом МВФ». Важная статья Договора о МВФ — ст. IV, обязывающая страны-участники сотрудничать друг с другом и с МВФ для того, чтобы обеспечить упорядоченность валютных режимов и содействовать стабильному валютному курсу.
Договор о МВФ юридически закрепляет принцип конвертируемости национальной валюты по текущим операциям (в рамках внешней торговли). В соответствии с 8 статьей Договора странам-участникам МВФ запрещено принимать участие в дискриминационных валютных соглашениях, применяя практику множественности курса валют.
Страны принимают обязанность сотрудничать как друг с другом, так и с МВФ в области собственных резервов. Здесь имеется в виду выполнение задачи, касающейся совершенствования мирового надзора за ликвидностью и превращения специальных прав заимствования (СДР) в базовый актив международной валютной системы.
В 1944 году вместе с МВФ создается Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который призван заключать со странами-членами несколько видов соглашений:
- соглашение о гарантиях, в соответствии с которыми Банком гарантируется размещение инвестиций;
- соглашение о распределении долей участия в инвестиционных проектах;
- соглашение о предоставлении крупного кредита развивающимся государствам (например, строительство различных объектов в этих государствах).
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
На правах филиала в систему МБРР включены международные компании: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.