Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
(бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
(доб. 215, бесплатно)

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Понятие налоговой проверки

Как известно, любой бизнес (как индивидуальный предприниматель, так и любое юридическое лицо) работает на на свой страх и риск, поэтому не может быть бесконтрольной со стороны государства.

По вопросам налогов такую контрольную функцию осуществляют налоговые органы.

Одной из форм контроля является налоговая проверка.

Налоговая проверка — это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Из этого определения следует, что для классификации проверки как налоговой, необходимо одновременное соблюдение нескольких условий, а именно:

  1. Проверка должна проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

  2. Целью проверки должен быть контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

  3. Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Выездная налоговая проверка

Налоговые органы определили целый ряд признаков, при наличии которых у любой единицы бизнеса шансы быть проверенной повышаются.

В Налоговом кодексе РФ нет понятия выездной налоговой проверки — статья  89 НК РФ содержится лишь перечень признаков проверки, с помощью которых мы и ответим на вопрос — что такое выездная налоговая проверка:

  1. Выездная проверка проводится (по общему правилу) по месту нахождения налогоплательщика. И только если у налогоплательщика нет помещения, где можно разместить налоговых инспекторов на время проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

  2. Предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (пункт 2 статьи 89 НК).

  3. Проверка проводится в течение 2 месяцев уполномоченными должностными лицами налогового органа на основании решения налогового органа, оформленного по определенной форме.

    Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

  4. Проверочные действия состоят из анализа документов — как представленных налогоплательщиком, так и запрошенных во время провдеения проверки.

  5. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки (текущий год в данные период не входит).

Вывод: выездная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя и длящаяся в течение двух месяцев с момента вынесения такого решения путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и (или) запрошенных у налогоплательщика.

При этом налоговые органы не вправе:

  • проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года;

  • проверять периоды, превышающие три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, за исключением случаев, указанных в статье 89 НК.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Решение о проведении
выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту
нахождения организации или по месту жительства физического лица
(п.2
ст.89 Налогового кодекса РФ).Решение о проведении
выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке,
предусмотренном статьей
83 Налогового кодекса РФ, к категории крупнейших
налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший
постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего
налогоплательщика (п.2
ст.

89 Налогового кодекса РФ).Решение о проведении
выездной налоговой проверки организации, получившей статус
участника проекта по осуществлению исследований, разработок и
коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года
N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый
орган, осуществивший постановку этой организации на учет в
налоговом органе.

Решение о проведении
выездной налоговой проверки консолидированной группы
налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший
постановку на учет ответственного участника этой группы (п.2
ст.89.1 Налогового кодекса РФ).Решение о проведении
выездной налоговой проверки иностранной организации выносит
налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет
в налоговом органе, за исключением случаев постановки на учет
иностранной организации в связи с открытием ей счетов в банках на
территории Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать
следующие особенности. По налогу на добавленную стоимость решение о
проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом,
в который иностранная организация согласно п.7
ст.174 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые
декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся
на территории Российской Федерации обособленных подразделений
иностранной организации.

По налогу на прибыль организаций решение о
проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом,
в который иностранная организация согласно п.4
ст.307 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые
декларации и уплачивать налог в части налоговой базы и суммы
налога, рассчитанной отдельно по каждому отделению либо по
нескольким отделениям в части деятельности в рамках единого
технологического процесса, или в других аналогичных случаях.

Указанные решения
подписываются руководителем (заместителем руководителя)
соответствующего налогового органа.В
решении о проведении выездной налоговой проверки необходимо
указывать сведения о том, что один из сотрудников налоговых
органов, которым поручается проведение проверки, является
руководителем проверяющей группы.

Руководитель проверяющей группы
организует работу проверяющей группы, дает в письменной форме
сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и
обязательные указания и уполномочен совершать действия,
установленные Налоговым кодексом
РФ и Рекомендациями.В
решении о проведении проверки организации, имеющей обособленные
подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо
указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту
нахождения обособленных подразделений.

Руководитель проверяющей
бригады организует работу бригады, дает задания, обязательные
указания сотрудникам, участвующим в проведении проверки, и
уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и
Рекомендациями.В
решении о проведении проверки организации, отнесенной в порядке,
предусмотренном ст.

83
Налогового кодекса РФ, к категории крупнейших
налогоплательщиков, имеющей обособленные подразделения, кроме
руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о
руководителях проверяющих бригад по месту нахождения организации и
по месту нахождения обособленных подразделений.Во избежание негативных
последствий в случае выбытия проверяющих по объективным причинам
(например, увольнение, отпуск по уходу за ребенком, продолжительная
болезнь, смерть) не рекомендуется формировать проверяющую группу в
составе единственного сотрудника налогового органа.

Руководителю проверяющей
группы (бригады) необходимо изучить материалы предпроверочного
анализа и наметить мероприятия налогового контроля, необходимые для
подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора
доказательственной базы.Руководитель проверяющей
группы (бригады) на основании Заключения, составленного по
результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников
проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС
составляет программу проведения выездной налоговой проверки,
согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

Программа проверки должна
быть разработана в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке,
а также предусматривать перечень и последовательность необходимых
действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому
предполагаемому факту налогового правонарушения. В программе
следует установить примерные сроки проведения мероприятий с
указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.


выработка и согласование основных направлений проведения
предстоящей проверки;-
составление аналитической схемы выявления предполагаемых
правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;-
организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты
жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного
совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписывается
участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних
дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.Внесение изменений и
дополнений в ранее принятое Решение о проведении выездной
(повторной выездной) налоговой проверки в части изменения
проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.

В
случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого
лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав
проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются
должностные лица налогового органа по новому месту нахождения
(месту жительства) проверяемого лица. С указанной целью налоговый
орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки,
подготавливает и направляет запрос о выделении должностных лиц для
проведения проверки в налоговый орган по новому месту нахождения
налогоплательщика-организации.

Не допускается внесение
изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, в
результате которого действие документа прекращается либо
аннулируется и т.п., за исключением смерти проверяемого физического
лица.Внесение иных изменений в
решение о проведении выездной налоговой проверки не
допускается.

Решение о внесении
изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки
подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового
органа и заверяется печатью налогового органа.Решение о проведении
выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику, а в случае
проверки консолидированной группы налогоплательщиков —
ответственному участнику этой группы.

Факт ознакомления
налогоплательщика с решением о проведении выездной налоговой
проверки отражается на экземпляре решения о проведении выездной
налоговой проверки, остающемся на хранении в налоговом органе,
путем заполнения налогоплательщиком (его представителем) отметки «С
решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с
указанием соответствующей даты.

В
случае невозможности вручения решения о проведении выездной
налоговой проверки его экземпляр направляется по почте заказным
письмом по адресу, указанному в учредительных документах
налогоплательщика либо ответственного участника консолидированной
группы налогоплательщиков, а также по адресу регистрации его
руководителя.

Не позднее следующего
рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим
проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки,
соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительным
письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого
обособленного подразделения.Решение о проведении
выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя
(уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного
обособленного подразделения непосредственно после прибытия
проверяющей группы на объект проверки.

Проведение выездной
налоговой проверки в части филиала (представительства) и иного
обособленного подразделения, в случае проверки организации в целом,
не может быть начато ранее проведения проверки в части головной
организации.Предъявление вместе со
служебными удостоверениями решения о проведении выездной налоговой
проверки организации является основанием доступа должностных лиц,
проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в
помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо
или против воли проживающих в них физических лиц).

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Если исходить из положений статей 88 — 101 Налогового кодекса РФ, то камеральную налоговую проверку можно представить в виде непрерывного процесса, состоящего из последовательно идущих друг за другом следующих этапов:

  1. Прием документов.

  2. Проведение налоговой проверки.

  3. Оформление результатов налоговой проверки.

  4. Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по результатам такого рассмотрения.

Но этапы выездной проверки можно выявить опытным путем.

На основе собранной в ходе мероприятий налогового контроля и полученной из различных источников информации о налогоплательщиках, с учетом камерального анализа их налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, финансово-экономических показателей их деятельности выбираются те налогоплательщики, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах.

Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников. Информация из внутренних источников — это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п.

Выездная проверка направлена на выявление уклонений от налогообложения. Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой поэтому нет ничего удивительного в том, что выездная проверка должна заканчиваться доначислением. Если выездная проверка прошла безрезультатно – значит, инспекторы провели плохой предпроверочный анализ и вышли на проверку неподготовленными.

Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.

При планировании и подготовке выездной проверки определяется объем недостающей информации о налогоплательщике и о его деятельности, решается вопрос о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

Проверка назначается, составленным по определенной форме, решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физ. лица.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 89 НК решение о проведении выездной налоговой должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

  • периоды, за которые проводится проверка;

  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Отсутствие любого из этих обязательных реквизитов может повлечь признание проверки и ее результатов незаконными.

Учитывая, что целью проведения любой проверки является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов, проверка состоит из ряда мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения, если у сотрудников налоговых органов есть достаточные основания полагать, что оно совершено налогоплательщиком или могло быть им совершено.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Истребование у налогоплательщика документов в соответствии со ст. 93 НК РФ.

  2. Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках согласно ст. 93.1 НК РФ.

  3. Проведение выемки (ст. 94 НК РФ).

  4. Осмотр территории, помещений, документов и предметов (ст. 92 НК РФ).

  5. Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).

  6. Вызов налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

  7. Опрос свидетелей (ст. 90 НК РФ).

  8. Привлечение экспертов (ст. 95 НК РФ), специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ).

  9. Использование других прав, предоставленных НК РФ.

Основной обязанностью налогоплательщика при проведении выездной проверки является обеспечение возможности должностным лицам, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом надо иметь в виду, что проверяющие не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (с учетом изложенных в пункте 5 статье 93 НК оговорок).

Окончание выездной налоговой проверки оформляется справкой о проведенной проверке (форма по КНД 1165010), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается налогоплательщику или его представителю.

Дата, указанная в этой справке, считается днем окончания выездной налоговой проверки.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке имеет важное процессуальное значение и является точкой отсчета срока, отведенного для окончательного оформления результатов выездной налоговой проверки путем составления соответствующего акта.

Оформление результатов налоговых проверок осуществляется в порядке статьи 100 НК и заключается в составлении акта налоговой проверки по окончании выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки акт составляется по установленной форме в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов независимо от того, обнаружены или нет какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах.

В акте налоговой проверки указываются:

  1. дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

  2. полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

  3. фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

  4. дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

  5. дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

  6. перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

  7. период, за который проведена проверка;

  8. наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

  9. даты начала и окончания налоговой проверки;

  10. адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

  11. сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

  12. документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

  13. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи НК.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 15 рабочих дней с момента его получения.

Если проверкой выявлены факты нарушения налогового законодательства, то по результатам проверки налоговым органом выноситя решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель ИФНС выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС устанавливает:

  1. Совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах.

  2. Образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.

  3. Имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  4. Обстоятельства:

По результатам рассмотрения должно быть принято Решение по результатам проверки.

Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, отведенного на предоставление возражений.

1. Общие положения

  • Занижение размера выручки.

  • Завышение расходов.

  • Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Полезные ссылки по теме «Выездная налоговая проверка»

  1. Что такое налоговая выгода

  2. Контрольная закупка

  3. Налоговые проверки

  4. Камеральная проверка

  5. Выездная проверка

  6. Проверка кассовой дисциплины

  7. Возражения на акт налоговой проверки

  8. Общие рекомендации о том, как себя вести при проверках

  9. Проверка контрагента на добосовестность

  10. Полицейская проверка

  11. Что должна содержать жалоба на действия сотрудников налоговых органов

  12. Как написать жалобу

  13. Планы проверок бизнеса на 2019 год

  14. Порядок ведения кассовых операций

  15. Когда можно работать без ККТ и ККМ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector