Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Возмещение ущерба без дтп

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Какие произошли изменения в 2019 году

Наиболее серьезные поправки внесены в 40-ФЗ, регламентирующий ОСАГО. Касаются они тех происшествий, в оформлении которых необязательно задействовать сотрудников дорожной полиции. Как выплачивается страховка при ДТП по установленным правилам в этом случае? Можно отметить следующие нововведения:

  1. Увеличены выплаты при составлении европротокола до 100 тыс. рублей.
  2. В бланке извещения должны быть отражены сведения о разногласиях между участниками ДТП в отношении его обстоятельств либо об их отсутствии.

В 2019 году страховщики продолжают реализовывать введенные ранее нормы о замене денежных выплат натуральными, то есть организацией ремонта поврежденных ТС.

Оценка ущерба

В ДТП на дорогах страдают люди и ТС. Для получения потерпевшей стороной полноценной компенсации все потери нужно правильно классифицировать и определить их стоимостное выражение. Кто возмещает ущерб при ДТП, виновник или страховая компания, зависит от наличия у зачинщика происшествия сертификата ОСАГО и от размера выявленных убытков. Оценка ущерба ТС производится независимым экспертом, приглашенным компанией. Стоимость восстановления устанавливается с учетом:

  • характера неисправностей;
  • коэффициента износа;
  • возраста автомобиля;
  • пробега.

В 2019 году предельный размер компенсации для каждого поврежденного ТС – 400 тысяч рублей. Все, что свыше этой суммы, оплачивает виновник. Чтобы подстраховаться, можно оформить договор ДСАГО, вступающий в действие при недостатке лимита по обязательному полису.

Вред здоровью

Чтобы оценить в денежном выражении ущерб, причиненный травмами, полученными пострадавшими в ДТП, нужно посчитать:

  1. Все затраты на лечение, включая медикаменты, вознаграждение сиделки, восстановление в санатории и прочие.
  2. Упущенный доход за период утраты трудоспособности: зарплату, начисления по договорам об оказании услуг, предпринимательскую деятельность.

Представлением документов-оснований должна заниматься потерпевшая сторона.

Моральный ущерб

Если человек, признанный потерпевшим в ДТП, хочет компенсировать свои страдания, он вправе предъявлять претензии только виновному лицу в судебном порядке. Компенсация морального вреда при ДТП не входит в перечень допустимых возмещений по полису ОСАГО.

Перед обращением в суд для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2020 году необходимо получить экспертное заключение. Для этого предстоит обратиться в независимую компанию, у которой присутствует допуск к проведению подобных мероприятий. Эксперт должен полноценно установить степень нанесенного автомобилю урона.

Чтобы провести независимую экспертизу, потребуется подготовить пакет документов. В перечень нужно включить:

  • ПТС;
  • протокол, составленный на месте происшествия;
  • СТС;
  • удостоверение личности гражданина.
К сведению

Список бумаг может меняться в зависимости от внутренней политики выбранной организации. Проведение экспертизы занимает до 5 рабочих дней. Допустимо сокращение процесса до 1-2 суток. Однако ускоренная оценка повреждений может стоить дороже.

Что еще можно получить от страховой

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Возмещение ущерба без дтп

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Возмещение ущерба без дтп

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Возмещение ущерба без дтп

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Одно из первых и важных действий, которое следует выполнить участникам ДТП – известить организацию, оформившую полис. Для ОСАГО на это отводится пять суток, которые исчисляются со следующего после аварии дня. Речь идет не о подаче заявления, а об извещении, заполняемом полицией или участниками. Нарушение сроков не является основанием для отказа в выплатах. Для каско допустимый период для извещения устанавливаются в договоре.

Обстоятельства аварии определяют, какая страховая компания выплачивает ущерб при ДТП пострадавшему. Просить о компенсации своего страховщика допустимо при соблюдении трех условий:

  • количество участвовавших ТС не более двух;
  • ущерб причинен только автомобилям;
  • оба собственника имеют действующие сертификаты ОСАГО.

Если хоть один пункт этих требований не выполняется, нужно обращаться к страховщику виновника.

Компания перечислит потерпевшим в результате аварии, виновником которой является ее клиент, сумму, равную стоимости лечения, восстановления ТС, а также упущенную из-за нетрудоспособности прибыль. С апреля 2019 года поврежденные автомобили все чаще направляются на ремонт, а деньги получают заключившие договор со страховщиком СТО. Выплаты по ОСАГО при ДТП имеют максимальные пределы:

  • 500 тыс. руб. на одного пострадавшего;
  • 400 тыс. руб. на каждое поврежденное ТС.

Сумма выплат пострадавшим при ДТП, превышающая установленные законом лимиты может быть получена с виновника.

Срок возмещения материального ущерба при ДТП регламентируется ГК РФ. Если нужно возместить затраты на ремонт ТС, подать заявление страховщику допустимо в течение 2 лет после аварии. Если же пострадали люди, срок давности составит три года.

Нормативная база

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание материального ущерба с работника: основания, порядок, сроки судебного порядка

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Основные нормативные акты, регулирующие ДТП без страховки ОСАГО у пострадавшего:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. КоАП РФ.
  3. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
  4. «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждённое Банком России 19.09.2014 г. N 431-П.

Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу гражданской ответственности, возникающей вследствие дорожно-транспортного происшествия, с 2002 года является ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Поскольку рассматриваемые правоотношения отнесены к плоскости гражданского права, к ним применяется ряд статей ГК РФ (глава 48 ГК РФ; ст.1079).

Внимание

В случаях игнорирования водителем ТС установленного законом обязательства по заключению договора страховки гражданской ответственности, инспектор ГИБДД применяет нормы административного закона (ст.12.37 КоАП Российской Федерации).

После принятия в 2002 году ФЗ №40 он стал предметом многочисленных дискуссий, что повлекло за собой дачу Верховным Судом ряда разъяснений, закрепленных Положениями Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58.

К сведению

Непосредственное оформление полиса осуществляется в соответствии с утвержденными Банком России Правилами №431-П  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Окончание срока действия страховки можно прировнять к ее отсутствию. Поэтому, если у второй стороны в ДТП просроченный ОСАГО, проблему можно решить мирным путем, путем направления досудебной претензии или подачей иска в суд.

Как показывает практика, страховая компания возмещает ущербы даже за тех граждан, которые не вписаны в полис.

Однако, в дальнейшем, страховщик обратится к виновнику аварии с регрессным требованием возмещения выплаченных потерпевшему средств.

Исковое заявление о взыскании ущерба

Страховая компания производит выплаты только по действующему полису в пределах установленного лимита. Предъявлять требования лично к виновнику нужно в случае:

  • отсутствия ОСАГО;
  • превышения суммы фактических расходов на восстановление ТС или лечение над установленными лимитами;
  • причинения ущерба не во время движения;
  • допуска к управлению автомобилем лица, не вписанного в страховку;
  • желания потерпевшего получить компенсацию морального вреда.

Помимо этого, по решению суда можно произвести взыскание ущерба с виновника ДТП без учета износа. Единая методика оценки, которой пользуются страховщики, принимает во внимание амортизацию ТС. Потерпевшие в авариях считают это нарушением своих прав. Позиция Конституционного суда: разницу в оценках без учета и с учетом износа можно предъявить виновнику ДТП в судебном иске.

При необходимости получить полное либо частичное возмещение убытков потерпевший должен определиться, с кого взыскивать ущерб при ДТП: с собственника или с водителя. За вред, нанесенный транспортным средством, отвечает его владелец. Если он сможет доказать, что аварию совершили третьи лица, которые незаконно присвоили автомобиль, то будет освобожден от удовлетворения претензий потерпевших.

До того, как взыскать материальный ущерб с виновника ДТП после аварии, подается досудебная претензия о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП. В ней содержится предложение о добровольной выплате, указываются реквизиты для перечисления. Сумма определяется по результатам экспертизы, на которую виновник должен быть приглашен письмом или телеграммой.

Если суд удовлетворил иск потерпевшего в ДТП и обязал виновника выплатить определенную сумму, обе стороны получают решение. Ответчик может отказаться добровольно погашать задолженность, поэтому истцу следует обратиться в службу судебных приставов. Они вправе предпринять такие действия:

  • вынести постановление об удержании части трудовых доходов виновника ДТП;
  • списать деньги с его банковского счета;
  • арестовать имущество.

На время, пока не погашена задолженность, ответчику может быть запрещен выезд за границу.

Приказ МВД №664 от 23 августа 2017 года отменил потребность в выдаче справки о ДТП. Вся информация о произошедшем вносится в протокол. В документе отображается дата и время случившегося, место происшествия, список лиц, которые участвовали в аварии, перечень допущенных нарушений и их привязка к действующему законодательству.

Однако для успешного взыскания выплаты с виновника ДТП одного протокола мало. На основании согласованных со всеми участниками аварии сведений, фиксируются следующие данные:

  1. Схема движения. Документально отражается местоположение каждого лица на время происшествия.
  2. Вещественные доказательства. Они приобщаются к протоколу. Затем данные о них вносятся в опись.
  3. Фотографии или видеозаписи с места аварии.
  4. Показания свидетелей. Они могут помочь разъяснить произошедшие события.
  5. Видение событий сотрудником дорожной полиции. Информация фиксируется в рапорте.

В протоколе присутствует графа, в которой перечисляются допущенные нарушения. Виновного могут привлечь к гражданской или административной ответственности. Если основание отсутствует, дело не возбуждается. Информация об этом фиксируется в протоколе. Вместо стандартной справки сотрудник ГИБДД предоставляет иные документы:

  1. Копию протокола. Оформляется на месте аварии.
  2. Постановление о совершении правонарушения. Оформление документа производится в соответствии с административным регламентом.
  3. Решение о возбуждении административного производства по факту аварии или отказ выполнения процесса.

На основании опроса свидетелей обязательно фиксируется следующая информация;

  1. Скорость автомобиля. Если точное значение показателя неизвестно, указывается примерная цифра.
  2. Присутствие пассажира в автомобиле, наличие тяжёлого груза или иных особенностей.
  3. Расстояние до автомобиля в момент, когда потерпевший осознал опасность.
  4. Поврежденные узлы автомобиля и степень их поломки.
  5. Мнение о соответствии места аварии со схемой движения.
  6. Момент принятия водителем мер для защиты от столкновения. В этом пункте указывается, когда лицо попробовало затормозить или выполнить поворот рулём. Затем указывается примерный путь следования до столкновения.
Внимание

Обращаясь в 2020 году в суд для взыскания ущерба с виновника ДТП, потерпевший обязан приложить к иску весь вышеуказанный перечень документов и иных доказательств. Дополнительно стоит составить ходатайство об истребовании административного дела, которое было возбуждено по факту аварии. Главным доказательством выступает экспертное заключение. Оно составляется по результатам оценки поломки узлов автомобиля и стоимости работ, которые необходимы для их восстановления.

В ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года установлен максимальный лимит выплат. Так, компенсация вреда имуществу не может превышать 400000 руб. Если был нанесен вред здоровью человека, размер выплаты возрастает до 500000 руб. Однако компенсация покрывает ущерб не всегда. В результате гражданину приходится самостоятельно оплачивать приобретение и установку новых агрегатов. Поэтому размер реального ущерба представляет собой сумму фактически затраченных средств и выплату страховой компании.

Внимание

Получившуюся разницу можно взыскать с виновника происшествия. Процедура возмещения ущерба с виновника ДТП в 2020 году выполняется в судебном порядке. Чтобы выиграть дело, нужно предоставить справку от страховщиков выделивших средства на ремонт. Дополнительно потребуются документы из сервисного центра, фиксирующие реальную стоимость полного восстановления автомобиля. На основании представленных документов будет принято решение. Если оно положительное, виновника происшествия обяжут выплатить недостающую сумму.

Если ОСАГО отсутствует, взыскивать ущерб предстоит с виновника происшествия. Процедура предполагает выдвижение досудебной претензии. Если лицо отказывается платить добровольно, гражданин имеет право обратиться в суд. Предварительно предстоит подготовить доказательную базу и провести экспертизу.

Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.

У страховых компаний присутствует право выдвинуть встречные требования. Подобное допускается, если правонарушение было совершено в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. В этой ситуации действует регресс. Аналогичное правило применяется, если пострадавшему была предоставлена выплата, а у лица, виновного в случившемся, отсутствовала обязательная страховка. В 2020 году гражданин автоматически признается виновным в происшествии в следующих ситуациях:

  • автомобилем управляло лицо, которое не имеет прав или не смогло сдать экзамен на знание правил движения и вождения;
  • за рулём находился гражданин, который был лишён доступа к управлению авто;
  • у лица имелось водительское удостоверение, но оно было предоставлено на иную категорию транспортных средств;
  • гражданин преднамеренно скрылся с места происшествия.
Внимание

Если виновник случившегося не вписан в страховку, обязательно выдвигается встречный иск на возмещение убытков.

Сложнее получить компенсацию по ОСАГО, если её размер превышает страховую сумму или у виновника дорожного происшествия тоже нет страховки. Понятно, что возмещение нанесённого вреда ложится на того, кто стал его причиной, однако на практике не многие согласны добровольно выплачивать иногда довольно солидные суммы.

Решить этот вопрос можно, самостоятельно направив письменную претензию ответственной за ДТП стороне, а в случае отказа передав документы в суд.

Прежде чем начинать процесс по возмещению полученного ущерба, потерпевшему без полиса ОСАГО придётся самостоятельно, за свой счёт произвести оценку нанесённых транспортному средству повреждений.

Внимание

Необходимое условие – ответчик заранее уведомляется о планируемом оценочном осмотре в письменной форме. Извещение (телеграмма) должно содержать дату, время и адрес места проведения экспертизы.

Для составления досудебной претензии можно обратиться к специалисту, а также допустимо сделать это самому. При ДТП без страховки ОСАГО у пострадавшего, к документу предъявляются следующие требования:

  1. Чёткое, лаконичное описание произошедшей аварии, которая привела к полученному ущербу.
  2. Язык письма должен быть деловым, не допускаются оскорбления, угрозы, иные проявления негативных эмоций.
  3. Перечисляются нанесённые в результате ДТП повреждения (ссылка на заключение эксперта).
  4. Указывается точная сумма возмещения с обоснованием (перечень, что в неё включено).
  5. Имеет смысл указать период в течение которого должен поступить платёж, иначе будет направлено заявление в суд.
Предлагаем ознакомиться:  Как возместить моральный ущерб если вас оклеветали

Обязательно прикладываются копии всех относящихся к делу документов:

  • подтверждение права собственности или владения автомобилем;
  • протокол с места происшествия;
  • заключение эксперта о полученном ущербе;
  • реквизиты для перечисления денег;
  • иные отчёты о понесённых в связи с аварией расходах (чеки, квитанции).

Претензию рекомендуется передать способом, оставляющим свидетельство того, что документ был отправлен и получен адресатом. Например, с помощью почты – заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Практика показывает, что для большинства граждан мирный способ решения вопроса предпочтительнее, чем выяснение отношений с помощью суда, так как разбирательство требует дополнительных расходов.

Гражданин К.А.Н. обратился в суд с требованием о возмещении урона, полученного в ДТП, и судебных расходов.

Он указал, что произошло дорожное происшествие с участием двух автомобилей под управлением И.Н.В. и К.А.Н., в результате чего машины получили повреждения.

Вина И.Н.В. установлена постановлением судьи, которым ответчику назначено наказание в виде лишения водительских прав сроком на 1 год.

Заключением эксперта установлена стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца в размере ….. рублей.

Страховой компанией, в которой была застрахована гражданская ответственность И.Н.В., выплачено в счет возмещения ущерба ….. рублей.

Истец просит взыскать с ответчика сумму убытков в размере ….. рублей, которая состоит из стоимости восстановительного ремонта плюс оплата эвакуатора минус сумма, выплаченная страховой компанией. Кроме того:

  • государственная пошлина;
  • расходы на экспертизу;
  • услуги представителя;
  • оплата нотариальной доверенности;
  • почтовые расходы.

Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО?

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Доплата за ремонт

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Если машина на гарантии

Проблема как раз с тем, кто виноват в ДТП. И вот как рассуждал пострадавший.

Он ехал по трассе, никого не трогал. И тут в районе остановки перед ним разворачивается другая машина. В попытке уйти от столкновения водитель выруливает на встречку, но поздно. Там машины и сталкиваются.

Инспекторы ГИБДД сначала признали виновным того водителя, который перед разворотом не занял крайнюю полосу и нарушил п. 8.5 ПДД. За такое штрафуют на 500 рублей. Но этот водитель написал жалобу, потом еще. В итоге все сроки вышли, а виновника официально не установили.

Он посчитал, что вина при развороте не доказана. С крайней полосы маневр бы не получился. А еще, по его мнению, виноват был пострадавший водитель — он якобы пошел на обгон.

Дело разбирали долго, и положенный срок для административной ответственности истек. Дальше разбираться никто не стал. То есть официальной бумаги о том, кто виноват, нет. Сам по себе разворот — это не нарушение.

Если у виновника нет ОСАГО, можно потребовать возмещения ущерба с него напрямую. Это законный способ. Сначала пробуйте договориться мирно. Если не поможет — ищите грамотного автоюриста и идите в суд.

Адекватно оценивайте ситуацию. Может случиться так, что второй водитель докажет, что не виноват, и предъявит иск вам.

На всякий случай собирайте доказательства: схемы, экспертизы, протоколы. Всё пригодится. Но помните главное: это тот, кто причинил вред, должен доказывать свою невиновность. Вы доказывать его вину не должны. Это общее правило, но не все суды о нем помнят.

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

На практике за рулём автомобиля может находиться не его собственник. Законом допускается подобное, если хозяин автомобиля внёс гражданина в полис ОСАГО, или машина была передана на основании договора долгосрочной аренды лизинга. В этой ситуации ответственность по возмещению ущерба ложится на виновника происшествия.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Российский союз автостраховщиков разработал инструкции, определяющие порядок действий автовладельцев при ДТП. Эти правила выдаются каждой компанией вместе с полисом или высылаются электронной почтой на адрес клиента. Однако, бывают непредвиденные моменты, которые лучше обсудить с юристами.

Ситуации, когда в дорожных авариях получают смертельные травмы водители, нарушившие ПДД, не так уж и редки. Если есть человеческие жертвы, расследовать ДТП должны представители ГИБДД. У них можно поинтересоваться, имелся ли у погибшего полис ОСАГО, и какая компания заключала договор. Компенсация при ДТП пострадавшему выплачивается по стандартной схеме. Если размер ущерба превысит максимальный лимит, установленный законом, требование о доплате нужно будет предъявлять наследникам погибшего.

Опытные водители советуют в случае аварии первым делом смотреть на госномер второго участника. Это пригодится, если он решит уехать, не дожидаясь полиции. Потерпевший не должен гнаться за нарушителем, потому что он тоже будет считаться оставившим место аварии и лишится страховых выплат. Если не удалось запомнить номер, нужно записать как можно больше подробностей:

  1. В аварии повреждены только ТС. В такой ситуации потерпевший возмещение не получит.
  2. В ДТП пострадали люди. Расходы по их лечению оплатит РСА (Российский союз автостраховщиков). Ремонт автомобиля компенсирован не будет.

При обнаружении виновника его компания должна возместить расходы потерпевшего и РСА.

Заключая договор со страховщиком, собственник авто защищает свой имущественный интерес. В случае аварии, виновником которой он будет признан, компания обязуется возместить расходы потерпевших. Если у виновника ДТП нет ОСАГО, все затраты он должен нести самостоятельно. Система страхования автогражданской ответственности выстроена так, что расходы производит компания, выдавшая полис виновному. Если ее нет, платить возмещение некому. У потерпевшего есть три варианта действий:

  • договориться на месте ДТП;
  • получить деньги по досудебной претензии;
  • обратиться с иском в суд.

Даже если все обстоятельства складываются в пользу прямого возмещения, оно невозможно, потому что нет компании, к которой будет предъявлен регрессивный иск.

При оформлении полиса, по общим правилам, лицо, заключающее договор страхования с компанией, имеет право перечислить в соответствующем документе до пяти граждан, которые имеют равное право управлять автомобилем с покрытием их вины в случае ДТП.

Также страховщики часто предлагают ОСАГО с неограниченным количеством застрахованных граждан, т.е. любого водителя определенного ТС. Поэтому, отсутствие полиса ОСАГО у конкретного водителя еще не означает, что страховая компания не возместит нанесенный потерпевшему ущерб.

Внимание

В случае, когда страховой полис на авто имеется, однако гражданин, пребывающий за рулем в момент аварии, не вписан в него, страховая возместит ущерб с получением права регрессного требования от водителя.

Виновник имеет право обжаловать вынесенное постановление. Как правило, такое поведение спровоцировано уверенностью гражданина в отсутствии своей вины и желании привлечь в ответственности третью сторону.

Пострадавшему в представленном варианте следует обратиться к адвокату для доказательства в суде своей позиции. За недостаточностью доказательств, суд может отказать в сути жалобы и оставить предыдущее решение в силе. В таком случае потерпевший получит ранее предписанную денежную сумму.

Предлагаем ознакомиться:  Какой налог с выигрыша в лотерею в России
К сведению

Также суд имеет право направить дело на повторное рассмотрение. Здесь у пострадавшего появляется право на подачу в суд встречного обжалования.

Если пострадавший в дорожном происшествии водитель управлял чужим автомобилем и не был вписан при этом в договор страхования или ОСАГО нет совсем, события могут развиваться следующим образом:

  1. При наличии полиса ОСАГО владелец транспортного средства имеет право получить компенсацию ущерба в компании, где его приобретал. При этом страховщик получает право требовать возмещения расходов на оплату страхового случая у непосредственного участника аварии, то есть водителя пострадавшего автомобиля (ст. 14 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ).
  2. Собственник автомобиля, если у него нет ОСАГО, истребует покрытие убытков у виновной в аварии стороны через суд или в добровольном порядке.
  3. Если первые два варианта не сработают, хозяин машины может настоять на оплате своих потерь попавшим в ДТП водителем с помощью досудебной претензии или подав исковое заявление в суд.

Наиболее вероятный вариант – платить придётся участнику дорожного происшествия, даже если его вины в этом нет.

Истёкший срок действия ОСАГО равнозначен отсутствию полиса и ведёт к тем же последствиям:

  • штраф за управление автомобилем без страховки;
  • страховая компания откажется возмещать ущерб.

В таком случае для получения компенсации, пострадавший в ДТП предпринимает действия, как в случае, если страхового полиса ОСАГО нет.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Компенсация ущерба с виновника аварии с учетом износа или без учета износа

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

В новой редакции ФЗ №40 об ОСАГО говорится, что компенсация не будет предоставляться наличными. Деньги можно направить на проведение ремонта. Цена устанавливается в зависимости от степени износа поврежденных компонентов. Размер выплаты не может быть больше 400000 руб. Чем старше машина, тем меньшее количество денежных средств предоставит страховщик.

Однако выполнить реальный ремонт на предоставленную сумму практически невозможно. Поэтому лицо вынуждено производить оплату из личных средств. Недостающую сумму можно взыскать с виновника происшествия. Процедура выполняется после того, как ремонт будет осуществлен. Часть средств придётся оплатить самостоятельно.

Как возместить ущерб при ДТП без страховки ОСАГО у виновника?

Возмещение ущерба с виновника ДТП без страховки ОСАГО может осуществляться:

  1. виновным водителем добровольно;
  2. при полюбовной договоренности сторон или на этапе досудебного разбирательства;
  3. по решению суда.

Если стороны решили закрыть проблему прямо на месте аварии, они самостоятельно определяют размер необходимой к выплате суммы или могут обратиться к профессиональным независимым оценщикам, которые дают экспертную оценку состоянию пострадавшему автомобилю и делают заключение с указанием стоимости устранения неисправностей, полученных вследствие ДТП.

Внимание

Если ДТП оформлялось инспекторами, участники обязательно обращаются за независимой оценкой. Оказывают такую услугу юридические лица, имеющие государственную лицензию, дающую право заниматься соответствующей деятельностью.

Непосредственную оценку автомобиля производит профильный специалист, который определяет наличие повреждений, полученных транспортным средством при аварии, и актуальную рыночную стоимость услуг станций технического обслуживания по их ликвидации, а также цены на запчасти, которые следует заменить по причине участия машины в ДТП.

К сведению

В большинстве случаев независимая оценка проводится в течении трех дней с момента обращения граждан за представленной услугой. Стоимость независимой оценки составляет около 4-5 тысяч российский рублей (в зависимости от региона и самой фирмы, например, в Москве за представленную услугу нередко просят 7-8 тысяч рублей).

По результатам проведенной работы оценщик составляет акт с занесением в него всей необходимой информации, подтверждающей полученные повреждения и цену понесенного ущерба. Такой акт является официальным документом, прошивается, описывается, скрепляется печатью предприятия, проводившего экспертизу.

На основании полученного от фирмы оценщиков документа пострадавшая сторона составляет досудебную претензию и направляет ее виновному, который принимает или отклоняет требование.

В случае принятия, стороны определяют каким способом буду произведены расчеты (наличным, безналичным, единым платежом или несколькими частями).

Если же виновник отказывается выполнять предъявленные претензии, потерпевшему необходимо обратиться с исковым заявление о возмещении ущерба, полученного от собственника средства повышенной опасности без ОСАГО вследствие ДТП. Составить иск можно как самостоятельно, так и обратившись к адвокату. Второй вариант дает больше гарантий более быстрого рассмотрения дела и получения положительного результата.

После подачи в канцелярию суда соответствующего заявления, назначается дата слушания дела, на котором, на основании описанных обстоятельств, предоставленных сторонами доказательств, суд выносит свое решение. С полученным судебным документом истец идет в Федеральную службу судебных приставов, где открывается соответствующее производство и с виновного в ДТП водителя взыскиваются предписанные судом финансовые средства.

Что сказали суды?

👎 Городской и областной суды

Истец не доказал вину ответчика. Пусть ремонтирует машину за свой счет. Компенсации не будет

Дело № 33АП-6163/2016

В административном порядке вина водителя, который разворачивался, не доказана. Его за это не привлекали к ответственности, потому что прошли сроки.

Официальная экспертиза — это не доказательство. Ее сделали на основании показаний пострадавшего, а второго водителя не опросили.

Пострадавший водитель не смог доказать вину своего оппонента.

В возмещении ущерба за ремонт автомобиля суды отказали: 87 тысяч рублей пришлось платить из своего кармана.

👍 Верховный суд

Пострадавший и не должен ничего доказывать. Это ответчик пусть докажет, что не виноват. Суды ошиблись, а дело — на пересмотр

Определение ВС № 59-КГ17-5

Если кто-то причинил кому-то вред, он должен его возместить. С машинами так же. Нет страховки — плати сам.

По умолчанию считается, что водитель, из-за которого пострадала чужая машина, уже виноват. Вот он как раз должен доказать свою невиновность. Пока доказательств нет, вина считается доказанной.

Тот водитель, который требует компенсацию, ничью вину доказывать не должен.

Что делать, если моя машина пострадает в ДТП по вине другого водителя?

Если у виновника нет ОСАГО, можно потребовать возмещения ущерба с него напрямую. Это законный способ. Сначала пробуйте договориться мирно. Если не поможет — ищите грамотного автоюриста и идите в суд.

Адекватно оценивайте ситуацию. Может случиться так, что второй водитель докажет, что не виноват, и предъявит иск вам.

На всякий случай собирайте доказательства: схемы, экспертизы, протоколы. Всё пригодится. Но помните главное: это тот, кто причинил вред, должен доказывать свою невиновность. Вы доказывать его вину не должны. Это общее правило, но не все суды о нем помнят.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Какие аргументы были у водителя, который разворачивался? Почему он отказался возмещать ущерб?

Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО. Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.

Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП. Теперь износ будут считать только для ОСАГО. А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.

Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.

Как было раньше?

Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП.

Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ. Верховный суд поддерживал эту позицию.

Это хорошо или плохо?

Это хорошо для пострадавших из-за ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.

Это плохо для виновников ДТП. Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.

Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector