Узаконить самострой иск в суд

Что признается самостроем

Согласно законодательным положениям, к самострою относят различные варианты построек, по разным причинам не согласованные с административными структурами населенного пункта, в пределах которого они расположены.

Распознать, что такое самострой, довольно легко. Есть ряд характеристик, свойственных объектам самостроя:

  1. Построен объект на земле, которая не была надлежащим образом оформлена в собственность владельца.
  2. Объект строительства появился на участке, чье целевое назначение не предполагало этот вариант использования.
  3. Построен дом, иное строение, в обход согласования у различных административных структур.
  4. Возведение объекта происходит с нарушением норм градостроения, иных требований (например, пожарная безопасность), в результате чего получить согласование застройки не удалось.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Любой из данных вариантов – серьезный повод обеспокоиться относительно будущего права собственности и права распоряжения имуществом. Чем быстрее решить вопрос с незаконным строением на частном участке, тем меньше проблем ждет владельца.

Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Узаконить самострой иск в суд

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Как пожаловаться на стройку: куда обращаться, образец

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Узаконить самострой иск в суд

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Как узаконить земельный участок самозахват

Самозахват земли представляет собой один из способов получить бесплатно участок в свое пользование. Но при этом требуется узаконивание надела и установление права собственности. Для этого требуется иметь на участке жилую постройку, используемую от трех и более лет, в зависимости от региона, где предстоит узаконивать самозахват.

В первую очередь необходимо точно установить, является ли этот участок неиспользуемым, и нет ли у него владельца. Земля не должна состоять на кадастровом учете, в противном случае собственник может предъявить свои права на неё. Тогда незаконному владельцу придется освободить территорию, а также решить судьбу строения, находящегося на ней.

Если земельный участок не имеет собственника, то необходимо обратиться в местный орган власти, к юрисдикции которого относится надел. Желательно предварительно заручиться поддержкой юристов, так как администрация, узнав о наличии свободной земли, может постараться перевести её в свою собственность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

На первом этапе пригодятся все справки, документы и свидетельские показания, способные подтвердить, что заявитель проживал на этом участке и обрабатывал его все эти годы. После написания заявления на участок прибудет специальная комиссия, состоящая из архитектора, представителя земельной палаты и технических инженеров. Они проведут оценку надела и определят его на генеральном плане.

Итоги заявления

После работы комиссии, есть три варианта развития событий:

  • Самозахват признается законным, и устанавливается стоимость земли – в этом случае текущему владельцу предстоит выкупить у государства права собственности на надел, согласно прописанной в договоре купли-продажи стоимости. Ценник устанавливается исходя из результатов оценки и земельного налога.
  • Самозахват признается законным, и земля передается по договору дарения. Наиболее редкий вариант, так как собственник, а это чаще всего именно местная власть, предпочитает продать новому владельцу участок.
  • Самозахват признается незаконным. Чаще всего власть отказывается передавать права собственности, если по территории участка планируется прокладывать коммуникации или возводить там иные постройки.

Узаконить самострой иск в суд

В последние годы процедура самозахвата существенно усложнилась, так как до этого действовала так называемая дачная амнистия, позволявшая получить права собственности в упрощенном порядке.

Если у земли обнаружится собственник, то дополнительно придется подавать исковое заявление в суд. После его рассмотрения будет выноситься дополнительное решение об узаконивании прав на участок.

Если самозахват был признан законным, тогда необходимо обратиться в регистрационную палату, представив все документы, оформленные комиссией. После этого сотрудники оформят кадастровый номер, выдадут паспорт на новый участок и переведут его в категорию, соответствующую целевому назначению.

Получить участок земли в собственность, не заплатив при этом за него, возможно, хотя и достаточно сложно…

Согласно текущим законам, дарственная может оформляться в простом письменном виде, не требуется даже удостоверения нотариусом…

С точки зрения законодательства самозахватом является занятие земельного участка без разрешения, оформленного в порядке, установленном законодательством.

Оформление прав на участок состоит из двух этапов: подготовительный, и следующий этап – подача документов в соответствующие органы для оформления прав на землю.

Подготовительный этап:

  1. Обратиться в отделение Росреестра напрямую или через многофункциональный центр, заказав выписку из государственного реестра прав на недвижимость. Выписка покажет, есть ли собственник у участка. Если регистрация не проводилась, значит, земля находится в государственной или муниципальной собственности. Значит, придется заниматься оформлением прав в органах власти.
  2. Узнать в местном органе, занимающимися земельными вопросами, есть ли у них ограничения по данному земельному участку (относится ли конкретный участок земли к категориям, которые не могут передаваться в аренду или собственность, например, когда участок относится к землям обороны и т.д.).
  3. Узнать, как приобрести нужный участок (только на аукционе с последующей покупкой или арендой, или с покупкой и арендой без аукциона, или с приобретением бесплатно, и какие основания для этого нужны).
  4. Если у земли есть собственник – частное лицо, то придется договариваться с ним о выкупе или об аренде земельного участка или безвозмездном использовании.

Практические шаги по оформлению самозахвата:

  1. Подать заявку о проведении аукциона. если нет оснований для получения участка бесплатно или без аукциона.
  2. Подготовить схему расположения земельного участка. акт разграничения участков (это называется кадастровая документация) отправить их на согласование границ, если составление документации еще не проводилось и отсутствует проект межевания местности.
  3. Внести задаток .

Узаконить самострой иск в суд

После проведения аукциона подписывается договор и уплачиваются деньги в срок, прописанный в договоре, которые перечисляются на счет администрации, затем договор с кадастровой документацией по заявлению сторон передается в Росрреестр или МФЦ. 

В результате покупатель или арендатор получает свидетельство о праве собственности или аренды:

  1. Лица, имеющие право получить землю бесплатно, без аукциона, оформляют только заявление, кадастровую документацию и подают заявление на регистрацию прав.
  2. В случае выкупа или получения земли в аренду без аукциона согласно специальной методике определяется цена договора, и оформляется договор купли-продажи или аренды, а в случае отсутствия также готовится кадастровая документация.

В каждом регионе правила оформления прав на землю имеют свои особенности. Особенности определяются и категорией земель (под строительство, сельское хозяйство и т.д.).

Полномочия на распоряжения землями имеют и федеральное правительство в лице своих органов, и власти регионов,(областей, республик, городов федерального значения), а также органы муниципалитета (обычно местные советы). В ст. ст. 9, 10, 11 Земельного Кодекса прописаны их полномочия по распоряжению землями.

В случае с землёй в городской черте нужно также обращаться за разрешением на оформление, заказывать кадастровую документацию и принимать участие в аукционе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Территория города разбивается на зоны, объединенные участками одного назначения (под жилое, производственное, промышленное строительство и т.д.). Для каждой зоны разрабатывается градостроительный регламент, правила землепользования. Эти документы должны учитываться при оформлении прав на землю.

Нельзя передавать в частную собственность пляжи, улицы, бульвары и другие земли, считающиеся землями общего пользования.

Узаконить самострой иск в суд

Согласно ст. 16 и 17 Земельного Кодекса, все земли, не имеющие формального собственника являются государственными. Это значит, что участок не может быть «ничейным» как считают многие граждане. Кроме того, права на землю могли быть оформлены кем-то еще до создания единого общегосударственного реестра прав на недвижимость, но сведения об этом не были в него внесены собственником по каким-то причинам.

Чаще всего такая ситуация происходит именно в сельской местности.

В случае отсутствия данных в реестре, сведения можно узнать:

  • в местной администрации сельского совета всегда велись записи о людях, проживающих в домах
  • в архиве, если в него отправлены на хранение документы из администрации

В советское время землями владели колхозы и совхозы, имевшие определенную свободу в их распределении. Работникам периодически выделялась земля, на ней строилось жилье, передававшееся в собственность за плату.

Затем колхозы и совхозы проходили реорганизацию, документы же о передаче земли остались на хранении этих предприятий или переданы были в местные архивы, поэтому теперь с запросом можно обратиться или к руководителю такого предприятия или в архив.

Предлагаем ознакомиться:  Как узаконить место для машины во дворе

Далее необходимо выкупить землю у лиц, имеющих на неё права или у местной администрации, если права на землю никому не передавались или же если владелец умер, но наследство никто не принимал, и земля вернулась в муниципальную собственность.

Штрафы

Штрафы за самозахват земли установлены ст. 7.1 КоАП. Это наказание распространяется на всех, кто занимает участок, не имея законного основания. Занятием участка может быть не только строительство, но и складирование материалов или использование участка для каких-то своих иных нужд.

Размер штрафа зависит от категории нарушителя:

  • гражданин: 1-1,5 %, но не меньше 5 тыс. руб.
  • должностное лицо: 1,5-2%, но не меньше 20 тыс. руб.
  • юридическое лицо: 2-3%, но не меньше 100 тыс. руб.

Если кадастровая цена не определена, то размеры штрафов следующие:

  • гражданин: 5-10 тыс. руб.
  • должностное лицо: 20-50 тыс.
  • юридическое лицо: 100 – 200 тыс.

Согласно общей части КоАП при назначении наказания (штрафа, в частности), допускается применение меньшего размера, чем указано в законе, если есть смягчающие обстоятельства. Одновременно с этим запрещается превышать максимальный размер штрафа, прописанный в законе.

В любой момент заинтересованное лицо (собственник в лице гражданина или администрации) вправе собрать документы и подать их в суд, чтобы тот обязал лицо, захватившее участок, освободить его.

Узаконить самострой иск в суд

В случае с частной собственностью есть только один выход: договориться о выкупе или взять в аренду. Если этого не сделать собственник вправе будет освободить участок за свой счет, а все траты за это взыскать с лица, захватившего участок.

В случае с государством или муниципалитетом можно попробовать подать документы на оформление прав на участок. Можно даже провести оформление без административного штрафа или иска.

Если штраф наложили, а после был еще подан иск, и пришлось освободить участок, то все равно эти факты не являются основанием для отказа в принятии документов на оформление прав на землю.

  1. Выяснить, в чьей собственности находится участок.
  2. Подать заявление на оформление земли в собственность в местную администрацию или в огранизацию управления земельными ресурсами и получить предварительное разрешение.
  3. Подготовить пакет кадастровой документации.
  4. Собранные документы приобщаются к заявлению и проходят проверку, после выносится решение в местном правительстве или в органе ответственном за принятие решения: передавать права заявителю на землю или нет.
  5. В случае обязательности проведения аукциона подать заявку на его проведение, подготовить документацию, внести задаток, после чего подписать договор об аренде или покупке земли.
  6. Договор подписывается, за этим следует оплата, ну а уже после регистрация прав на земельный участок.

Особенности ИЖС

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст.

Последовательность действий узаконить самострой

Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:

  • более простой вариант – административный порядок согласования;
  • при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.

Второй вариант процедуры – более затратный и сложный, применяется только тогда, когда вариант упрощенного согласования с администрацией не получился.

Обращаем внимание на Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ, согласно которого в ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка» были внесены изменения.

Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.

Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:

  • Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
  • Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
  • Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
  • Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
  • Оформление права на недвижимость по доброй воле.

Последствия неузаконенного самостроя

Несмотря на сложности процесса согласования строительства, лучше придерживаться установленных законом требований. В противном случае, собственника ожидают куда большие проблемы, чем просто запрет на возведение постройки. Помимо штрафа, который может достигать 1 миллиона рублей, владельцу могут вынести предписание о сносе.

Когда самовольное строительство привело к созданию ситуации, опасной для жизни окружающих, с риском для здоровья других граждан, либо объект нарушает права, собственника заставят снести строение в принудительном порядке.

Отсутствие достаточных знаний этапов строительства и игнорирование требований законодательства часто приводят к рассмотрению дела в суде, с серьезными издержками на подготовку к разбирательству. Кроме того, нет никаких гарантий, что судья примет решение в пользу собственника строительного объекта.

По этой причине настоятельно рекомендуется накануне начала стройки заручиться согласием надзорных органов и лишь затем заниматься строительством. Рассмотрение вопроса в суде требует юридической подготовки, знаний, как узаконить самовольную постройку, в соответствии с земельным, строительным, жилищным законодательством, и умения правильно аргументировать. По этой причине, если не удалось согласовать постройку в административном порядке, рекомендуется обратиться к опытному юристу.

Закон о самострое, активно обсуждаемый законодателями летом 2018 года, должен предельно ясно дать определения самовольным постройкам и регламентировать порядок их сноса. Кроме того, нарушителям предоставляется срок лот 3 месяцев до 3 лет на ликвидацию несоответствий, что исключает возможность быстрого сноса объектов.

Читайте статью 222 ГК РФ с новыми изменениями и дополнениями.

Законодатели также устанавливают ограничения, препятствующие сносу построек по усмотрению муниципалитета. К таким ситуациям относят постройки на земле, право собственности которой доказать не удалось, однако само строение возникло на участке еще до принятия ЗК РФ. Нельзя несогласованно снести здания, возведенные в отсутствие строительного разрешения до начала действия Градостроительного Кодекса (закон №73-ФЗ от 07.05.1998 года).

Узаконение самовольных построек: обзор судебной практики

Дела о самовольных постройках (в частности о сносе и признании права собственности на них) довольно часто становятся предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации, так как действующим законодательством вопрос о них является недостаточно урегулированным.

Предлагаем ознакомиться:  Образец формулировки договора пролонгации для новичков

Тем не менее, законодательные попытки урегулирования проблемы так называемых «самостроев» предпринимались регулярно. Наиболее масштабному урегулированию статья 222 ГК РФ подверглась в 2015 г. Федеральным законом N 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Узаконить самострой иск в суд

Тогда Гражданский кодекс был дополнен пунктом 4, в соответствии с которым были регламентированы условия и порядок сноса постройки органом местного самоуправления. При этом, изменялся порядок признания права собственности на самовольные постройки, согласно которому признание права собственности на такую постройку осуществлялось лишь при соблюдении ряда условий относительно прав на земельной участок, соответствия постройки планировке территории и отсутствия нарушения прав иных лиц.

Однако «де-факто» отдельные нюансы, возникающие при рассмотрении споров о сносе и признании права собственности, обобщались Верховным судом Российской Федерации в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»(утв.

Вместе с этим, за два года действия поправок к ГК РФ судебная практика по признанию права собственности на самовольные постройки выявила ряд проблемных моментов по разрешению споров, возникающих при практическом применении статьи 222 ГК РФ.

Судебная практика о самовольных постройках в 2017 г.: успеть в последний вагон

Большинство дел, рассмотренных Cудебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в 2017 г., касались признания строений самовольной постройкой и о сносе самовольных строений, а требование о признании права собственности на самовольную постройку рассматривалось в качестве встречного.

— при рассмотрении дела необходимо установить, являются ли допущенные при возведении самовольной постройки нарушения (в частности, нарушение муниципальных правил землепользования и застройки) существенными, могло ли их наличие служить основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку и, если могло, то требовали ли эти нарушения устранения и какими способами (определение по делу № 18-КГ17-21 от 21.03.2017 г., определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

— суду при новом рассмотрении необходимо установить соответствие типа возведенного самовольного строения целевому назначению земельного участка и возможность возведения на нём домов блокированной застройки (определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

Репрезентативной является тенденция Судебной коллегии в необходимости исследования оснований для признания права собственности самовольных построек, прослеживаемая и в деле №47-КГ17-18 о сносе самовольной постройки, признании отсутствующим права на земельный участок. Судебная коллегия указала на то обстоятельство, что согласно ч. 4 ст. 67 и ч. 4 ст.

198 ГК РФ при рассмотрении дела необходимо установить имеющие существенное значение для квалификации правоотношений сторон обстоятельства, связанные с местонахождением земельного участка, право на который возникло у ответчика на основании договора купли-продажи жилого дома, о сносе которого просит администрация.

Узаконить самострой иск в суд

Однако, всё же, несколько рассмотренных судебной коллегией дел имели отношение к признанию права собственности на самовольные постройки в качестве самостоятельного требования.

В деле № 18-КГ17-64 Судебная коллегия по гражданским делам указала на то, что суды пришли к неправильному выводу, неправомерно оставив без внимания фактические обстоятельства дела и их правильную юридическую квалификацию. Кроме исследования юридически значимых обстоятельств, рассмотрение которых требуется в делах о признании права собственности на самовольные постройки, предусмотренных ст.

Вместе с этим, краеугольным камнем рассмотрения дел о признании права собственности на самовольную постройку является также исследование вопроса о наличии у лица какого-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещного права на землю. На это судебная коллегия указала и в деле № 18-КГ17-64, подчеркнув это как основание для повторного рассмотрения в соответствующем суде.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Аналогичная правовая позиция высказана судебной коллегией и в деле № 66-КГ16-13, в котором суд апелляционной инстанции не учел, что постройки, размещенные полностью или частично за пределами красных линий, не могут быть признаны соответствующими проекту планировки территории и правилам землепользования и застройки.

Таким образом, в 2017 г. основное внимание Судебная коллегия по гражданским делам уделяла исследованию наличия каких-либо вещных прав на земельный участок под самовольной постройкой даже в делах о сносе самовольных построек.

(а) по сносу самовольной постройки в случае, если такая постройка создана или возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы.

(б) а также, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В то же время, указанный законопроект оставляет без внимания коллизию полномочий суда и органов местного самоуправления, связанную с разрешением проблемы сноса самовольной постройки или же приведения её в соответствие с параметрами, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки (абз. 2 ч. 2 ст. 222 ГК РФ в редакции указанного законопроекта).

закрытый перечень случаев сноса по решению органа местного самоуправления и упрощение судопроизводства по делам «самостроев»

Законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках) предусматривается ряд дополнений в ГК, в частности в ст. 222 ГК РФ, которыми изменяется само понятие «самовольной постройки».

Вместе с этим, законопроектом предлагается дополнить ст. 222 ГК РФ пунктами 31 и 32 в большей мере процедурного характера, несмотря на то, что судебная практика указала на необходимость уточнения условий признания права собственности самовольных построек.

Тем не менее, указанными изменениями предполагается, что компетенция в вопросе сноса или же приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями разделена между судом и органом местного самоуправления.

Законодатель поставил в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Законопроектом о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель значительно расширяет правовое регулирование самовольных построек, дает развернутое определение этого понятия в ст.222 ГК РФ, дополняет её механизмом возмещения в связи с утратой права собственности на приобретенный объект недвижимости в случае принятия решения о сносе самовольной постройки.

Законодательные меры, согласованные Правительством, направлены, в первую очередь, на упрощение судопроизводства по делам, касающимся так называемых «самостроев». Во вторую — законопроект призван упросить вопрос принятия органом местного самоуправления решения о сносе «самостроев», очерчен круг случаев, когда орган местного самоуправления вправе принять соответствующее решение.

Указанные изменения, в целом, должны положительно повлиять на правовое регулирование строительной отрасли, а также на рассмотрение дел о «самостроях» в суде, упорядочив судебную практику в данном вопросе. Законопроект детализирует круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольные постройки.

Вместе с этим, законодатель ставит в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В случае судебного рассмотрения дела о приведении постройки согласно требований законодательства, суд может обязать сторону получить разрешительные документы на постройку. Также видится, что в случае несоответствия постройки каким-либо строительно-техническим требованиям суд будет принимать решение исходя из результатов судебно-строительной экспертизы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector