Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Раздел VI. Защита государственной тайны Статья 20. Органы защиты государственной тайны

Организация
доступа должностного лица или гражданина
к сведениям, составляющим государственную
тайну, возлагается на руководителя
соответствующего органа государственной
власти, предприятия, учреждения или
организации, а также на их структурные
подразделения по защите государственной
тайны. Порядок доступа должностного
лица или гражданина к сведениям,
составляющим государственную тайну,
устанавливается нормативными документами,
утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.*25.

1)
     
     Руководители
органов государственной власти,
предприятий, учреждений и организаций
несут персональную ответственность за
создание таких условий, при которых
должностное лицо или гражданин знакомятся
только с теми сведениями, составляющими
государственную тайну, и в таких объемах,
которые необходимы ему для выполнения
его должностных (функциональных)
обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Средства
защиты информации должны иметь сертификат,
удостоверяющий их соответствие
требованиям по защите сведений
соответствующей степени
секретности.
     
     Организация
сертификации средств защиты информации
возлагается на федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации,
федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
обеспечения безопасности, и федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области обороны, в соответствии с
функциями, возложенными на них
законодательством Российской Федерации.

Сертификация осуществляется на основании
требований государственных стандартов
Российской Федерации и иных нормативных
документов, утверждаемых Правительством
Российской Федерации (часть в редакции,
введенной в действие с 1 июля 2003 года
Федеральным законом от 30 июня 2003 года
N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие
с 1 июля 2004 года Федеральным законом от
29 июня 2004 года N 58-ФЗ, — см.

Финансирование
деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления
бюджетных предприятий, учреждений и
организаций и их структурных подразделений
по защите государственной тайны, а также
социальных гарантий, предусмотренных
настоящим Законом, осуществляется за
счет средств федерального бюджета,
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов,
а остальных предприятий, учреждений и
организаций — за счет средств, получаемых
от их основной деятельности при выполнении
работ, связанных с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну (часть в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см.

предыдущую редакцию).
     
     Средства
на финансирование государственных
программ в области защиты государственной
тайны предусматриваются в федеральном
бюджете Российской Федерации отдельной
строкой.

     Контроль
за расходованием финансовых средств,
выделяемых на проведение мероприятий
по защите государственной тайны,
осуществляется руководителями органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений
и организаций, заказчиками работ, а
также специально уполномоченными на
то представителями Министерства финансов
Российской Федерации.

Если осуществление
этого контроля связано с доступом к
сведениям, составляющим государственную
тайну, то перечисленные лица должны
иметь допуск к сведениям соответствующей
степени секретности (часть дополнена
с 1 января 2005 годаФедеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ- см. предыдущую редакцию).

Верховный
Совет Российской Федерации

     
постановляет:

     1.
Ввести в действие Закон
Российской Федерации «О государственной
тайне»с момента его
опубликования, за исключением положений
части первойстатьи
17и части первойстатьи
27указанного Закона о предоставлении
предприятиям, учреждениям и организациям
лицензий на проведение работ с
использованием сведений, составляющих
государственную тайну, которые ввести
в действие не позднее 1 января 1995
года.

     2.

Предложить
Президенту Российской Федерации:

     до
1 октября 1993 года возложить функции по
координации мероприятий в области
защиты государственной тайны на
соответствующую межведомственную
комиссию;

     до 1 ноября
1993 года утвердить Перечень должностных
лиц, наделяемых полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне;

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

до
1 января 1994 года представить в Верховный
Совет Российской Федерации проект
государственной программы обеспечения
защиты государственной тайны в Российской
Федерации на 1994-1995 годы, в которой
предусмотреть меры по правовому и
организационному обеспечению механизма
реализации указанного Закона.

     3.

Правительству Российской Федерации до
1 января 1994 года внести в Верховный Совет
Российской Федерации предложения о
приведении законодательных актов
Российской Федерации в соответствие с
указанным законом.

     4.
Комитету Верховного Совета Российской
Федерации по вопросам обороны и
безопасности организовать изучение и
обобщение практики применения указанного
Закона и подготовить на этой основе
предложение по его совершенствованию.

Председатель
Верховного Совета
Российской
Федерации
                                                                    Р.И.Хасбулатов

    
    Москва,
Дом Советов России
21 июля 1993 года
N
5486-1

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений  

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

1.
Палаты Федерального Собрания (абзац в
редакции, введенной в действие с 9 октября
1997 года Федеральным законом  от 6
октября 1997 года N 131-ФЗ, — см. предыдущую
редакцию):
     
     осуществляют
законодательное регулирование отношений
в области  государственной тайны
(абзац в редакции, введенной в действие
с 9 октября 1997 года Федеральным законом
 от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, — см.

предыдущую редакцию);
     
     рассматривают
статьи федерального бюджета в части
средств, направляемых на реализацию
государственных программ в области
защиты государственной тайны (абзац в
редакции, введенной в действие с 9 октября
1997 года Федеральным законом  от 6
октября 1997 года N 131-ФЗ, — см.

предыдущую
редакцию);

     абзац
исключен с 9 октября 1997 года Федеральным
законом  от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
— См. предыдущую редакцию;

     определяют
полномочия должностных лиц в аппаратах
палат Федерального Собрания по обеспечению
защиты государственной тайны в палатах
Федерального Собрания (абзац в редакции,
введенной в действие с 9 октября 1997 года
Федеральным законом  от 6 октября
1997 года N 131-ФЗ, — см.

предыдущую
редакцию);
          
     абзац
исключен с 9 октября 1997 года Федеральным
законом  от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
— См. предыдущую редакцию.
     
     2.
Президент Российской Федерации:

     утверждает
государственные программы в области
защиты государственной тайны;

     утверждает
по представлению Правительства Российской
Федерации состав, структуру межведомственной
комиссии по защите государственной
тайны и положение о ней;*4.2.

2)

     утверждает
по представлению Правительства Российской
Федерации Перечень должностных лиц
органов государственной власти,
наделяемых полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне, а
также Перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне;*4.2.3)

     заключает
международные договоры Российской
Федерации о совместном использовании
и защите сведений, составляющих
государственную тайну;

определяет
полномочия должностных лиц по обеспечению
защиты государственной тайны в
Администрации Президента Российской
Федерации (абзац в редакции, введенной
в действие с 9 октября 1997 года Федеральным
законом  от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию);

     в
пределах своих полномочий решает иные
вопросы, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их
засекречиванием или рассекречиванием
и их защитой (абзац в редакции, введенной
в действие с 9 октября 1997 года Федеральным
законом  от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию).*4.2.6)

3.
Правительство Российской
Федерации:
     
     организует
исполнение Закона Российской Федерации
«О государственной тайне»;

     представляет
на утверждение Президенту Российской
Федерации состав, структуру межведомственной
комиссии по защите государственной
тайны и положение о ней;

     представляет
на утверждение Президенту Российской
Федерации Перечень должностных лиц
органов государственной власти,
наделяемых полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне;

устанавливает
порядок разработки Перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне;
*4.3.4)
     
     организует
разработку и выполнение государственных
программ в области защиты государственной
тайны;

     определяет
полномочия должностных лиц по обеспечению
защиты государственной тайны в аппарате
Правительства Российской
Федерации;

устанавливает
порядок предоставления социальных
гарантий гражданам, допущенным к
государственной тайне на постоянной
основе, и сотрудникам структурных
подразделений по защите государственной
тайны (абзац в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 годаФедеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см.

предыдущую редакцию);
*4.3.7)

     устанавливает
порядок определения размеров ущерба,
наступившего в результате несанкционированного
распространения сведений, составляющих
государственную тайну, а также ущерба,
наносимого собственнику информации в
результате ее засекречивания;

     заключает
межправительственные соглашения,
принимает меры по выполнению международных
договоров Российской Федерации о
совместном использовании и защите
сведений, составляющих государственную
тайну, принимает решения о возможности
передачи их носителей другим
государствам;

в
пределах своих полномочий решает иные
вопросы, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их
засекречиванием или рассекречиванием
и их защитой (абзац дополнительно включен
с 9 октября 1997 года Федеральным законом
 от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).
     
     4.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления во
взаимодействии с органами защиты
государственной тайны, расположенными
в пределах соответствующих
территорий:
     
     обеспечивают
защиту переданных им другими органами
государственной власти, предприятиями,
учреждениями и организациями сведений,
составляющих государственную тайну, а
также сведений, засекречиваемых
ими;

Предлагаем ознакомиться:  Неисполнение решения суда что грозит

обеспечивают
защиту государственной тайны на
подведомственных им предприятиях, в
учреждениях и организациях в соответствии
с требованиями актов законодательства
Российской Федерации;
     
     устанавливают
размеры предоставляемых социальных
гарантий гражданам, допущенным к
государственной тайне на постоянной
основе, и сотрудникам структурных
подразделений по защите государственной
тайны на подведомственных им предприятиях,
в учреждениях и организациях;

Невозможность продолжения работы – следствие отказа в допуске к тайне

Обратите внимание!Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.99 № 83

Прекращение допуска работника к государственной тайне объективно влечет за собой невозможность продолжения работы и прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Статья 83 ТК РФ закрепляет, что по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, трудовой договор подлежит прекращению. Другими словами, работодатель обязан уволить работника при наличии любых обстоятельств, предусмотренных данной статьей.

Само по себе рассматриваемое основание прекращения трудового договора не связано с виной работника, однако прекращение допуска к государственной тайне может наступать как вследствие виновных действий работника, так и по иным обстоятельствам.

Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст. 22 и 23 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль

Межведомственный
контроль за обеспечением защиты
государственной тайны в органах
государственной власти, на предприятиях,
в учреждениях и организациях осуществляют
федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
обеспечения безопасности, федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области обороны, федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области внешней разведки, федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации,
и их территориальные органы, на которые
эта функция возложена законодательством
Российской Федерации (часть в редакции,
введенной в действие с 1 июля 2003 года
Федеральным законом от 30 июня 2003 года
N 86-ФЗ;

в редакции, введенной в действие
с 1 июля 2004 года Федеральным законом от
29 июня 2004 года N 58-ФЗ, — см. предыдущую
редакцию).*31.1)
     
     Органы
государственной власти, наделенные в
соответствии с настоящим Законом
полномочиями по распоряжению сведениями,
составляющими государственную тайну,
обязаны контролировать эффективность
защиты этих сведений во всех подчиненных
и подведомственных им органах
государственной власти, на предприятиях,
в учреждениях и организациях, осуществляющих
работу с ними.

Контроль
за обеспечением защиты государственной
тайны в Администрации Президента
Российской Федерации, в аппаратах палат
Федерального Собрания, Правительства
Российской Федерации организуется их
руководителями (часть в редакции,
введенной в действие с 9 октября 1997 года
Федеральным законом  от 6 октября
1997 года N 131-ФЗ, — см.

Допуск как дополнительное условие договора

Расторжение трудового договора по данному обстоятельству возможно только в том случае, если выполнение трудовых обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностной инструкцией или должностным регламентом. Кроме того, соответствующее условие обязательно должно быть включено в трудовой договор в качестве дополнительного условия в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ. В противном случае увольнение по данному основанию будет незаконным.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ФГУП «Особое конструкторское бюро противопожарной техники» (ОКБ ПТ) о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Между истицей и ответчиком был заключен контракт, в соответствии с п. 1 которого она была назначена на должность начальника планово-экономического отдела (ПЭО). Позднее приказом № 43 ее уволили в связи с прекращением допуска к государственной тайне.

Б. не согласилась с увольнением по данному основанию, так как заключенный с нею контракт не предусматривал допуска к государственной тайне. При приеме на работу ее не ознакомили с Положением, согласно которому она могла выполнять функции начальника ПЭО только при наличии допуска формы № 2. По ее мнению, действительным мотивом увольнения явилось недовольство директора ОКБ ПТ И. тем, что она сообщила о недостатках в работе предприятия в вышестоящую организацию.

Решением Тверского областного суда исковые требования Б. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ОКБ ПТ поставило вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения (определение Верховного Суда РФ от 13.04.04 № 35-Г04-5).

В соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор расторгается в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Согласно ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Восстанавливая истицу на работе, суд правомерно указал: в трудовом договоре истицы не была указана в качестве условия обязанность иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это условие не вносилось в трудовой договор ни при приеме на работу, ни в течение всего периода нахождения ее в трудовых отношениях с ответчиком. То есть истице не вменялась в обязанности работа со сведениями, составляющими государственную тайну, не оформлялся и допуск к таким сведениям, поэтому увольнение не могло быть произведено по причине прекращения допуска к государственной тайне, которого у нее не было. Доказательств того, что вышеуказанное условие предусматривалось, ответчик не представил.

Поскольку ответчик произвел увольнение без законного основания, решение суда о восстановлении истицы на работе в ранее занимаемой должности по нормам ч. 1 ст. 394 ТК РФ является правильным. При этом суд правомерно обязал ответчика оплатить весь период вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе в соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ.

Цитируем документ

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне»

Предлагаем ознакомиться:  Как узаконить самострой в упрощеном порядке и через суд

Допуск
должностного лица или гражданина к
государствен­ной тайне может быть
прекращен по решению руководителя
органа государственной власти,
предприятия, учреждения или организации
в случаях:

  1. расторжения с ним
    трудового договора (контракта) в связи
    с проведением организационных и (или)
    штатных мероприя­тий;

  2. однократного
    нарушения им взятых на себя предусмотрен­ных
    трудовым договором (контрактом)
    обязательств, связанных с защитой
    государственной тайны;

  3. возникновения
    обстоятельств, являющихся согласно
    статье 22 Закона «О государственной
    тайне» основанием для отказа должностному
    лицу или гражданину в допуске к
    государственной тайне.

Прекращение
допуска должностного лица или гражданина
к государственной тайне является
дополнительным основани­ем для
расторжения с ним трудового договора
(контракта), ес­ли такие условия
предусмотрены в трудовом договоре
(кон­тракте).

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Прекращение
допуска к государственной тайне не
освобож­дает должностное лицо или
гражданина от взятых ими обяза­тельств
по неразглашению сведений, составляющих
государст­венную тайну.

Статья 32. Прокурорский надзор*32)

Надзор
за соблюдением законодательства при
обеспечении защиты государственной
тайны и законностью принимаемых при
этом решений осуществляют Генеральный
прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры.
     
     Доступ
лиц, осуществляющих прокурорский надзор,
к сведениям, составляющим государственную
тайну, осуществляется в соответствии
со статьей
25 настоящего Закона.

Президент
Российской
Федерации
                                       Б.Ельцин

    
    Москва,
Дом Советов России
21 июля 1993 года
N
5485-1

Цитируем документ

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне»

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства)

или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Пункт 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 870

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Должностные
лица и граждане, виновные в нарушении
законодательства Российской Федерации
о государственной тайне, несут уголовную,
административную, гражданско-правовую
или дисциплинарную ответственность в
соответствии с действующим
законодательством.*26.1)
     
      Соответствующие
органы государственной власти и их
должностные лица основываются на
подготовленных в установленном порядке
экспертных заключениях об отнесении
незаконно распространенных сведений
к сведениям, составляющим государственную
тайну (часть дополнительно включена  с
9 октября 1997 года Федеральным  законом
от 6 октября 1997 года N
131-ФЗ).

____________________________________________________________________
     Часть
вторая предыдущей редакции с 9 октября
1997 года считается частью третьей
настоящей редакции — Федеральный  закон
от 6 октября 1997 года N
131-ФЗ.
____________________________________________________________________
    
               
     Защита
прав и законных интересов граждан,
органов государственной власти,
предприятий, учреждений и организаций
в сфере действия настоящего Закона
осуществляется в судебном или ином
порядке, предусмотренном настоящим
Законом.

Законодательство
Российской Федерации о государственной
тайне основывается на Конституции
Российской Федерации,Законе
Российской Федерации «О безопасности»и включает настоящий Закон, а также
положения других актов законодательства,
регулирующих отношения, связанные с
защитой государственной тайны.

Разглашение тайны

Рассматриваемой нормой не охватывается разглашение государственной тайны работником, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае разглашения государственной тайны работник может быть уволен по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (в т. ч. государственной), т. е. в соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Следует заметить: ст. 81 ТК РФ, в отличие от рассматриваемой нормы, не предусматривает обязанности работодателя прекратить трудовые отношения с работником, а лишь наделяет его правом расторгнуть трудовой договор. Более того, в отношении некоторых категорий работников при увольнении по инициативе работодателя предусмотрены дополнительные гарантии, вплоть до запрета увольнения по данному основанию.

Например, беременная женщина не может быть уволена по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (ч. 1 ст. 261 ТК РФ).

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

*
Название статьи в редакции, введенной
в действие с 9 октября 1997 года Федеральным
законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, — см.
предыдущую редакцию.
     
     Отнесение
сведений к государственной тайне и их
засекречивание — введение в предусмотренном
настоящим Законом порядке для сведений,
составляющих государственную тайну,
ограничений на их распространение и на
доступ к их носителям (часть  в
редакции, введенной в действие с 9 октября
1997 года Федеральным законом  Федеральным
законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, — см.

предыдущую редакцию).

     Отнесение
сведений к государственной тайне и их
засекречивание осуществляется в
соответствии с принципами законности,
обоснованности и своевременности (часть
 в редакции, введенной в действие с
9 октября 1997 года Федеральным законом
 от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, — см.

предыдущую редакцию).

Предлагаем ознакомиться:  Список документов для регистрации права собственности на недвижимость

     Законность
отнесения сведений к государственной
тайне и их засекречивания заключается
в соответствии засекречиваемых сведений
положениям статей
5и7настоящего Закона и законодательству
Российской Федерации о государственной
тайне (часть  в редакции, введенной
в действие с 9 октября 1997 года Федеральным
законом  от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ,
— см.

предыдущую редакцию).

     Обоснованность
отнесения сведений к государственной
тайне и их засекречивания заключается
в установлении путем экспертной оценки
целесообразности засекречивания
конкретных сведений, вероятных
экономических и иных последствий этого
акта исходя из баланса жизненно важных
интересов государства, общества и
граждан (часть  в редакции, введенной
в действие с 9 октября 1997 года Федеральным
законом  от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ,
— см.

предыдущую редакцию).

     Своевременность
отнесения сведений к государственной
тайне и их засекречивания заключается
в установлении ограничений на
распространение этих сведений с момента
их получения (разработки) или заблаговременно
(часть  в редакции, введенной в действие
с 9 октября 1997 года Федеральным законом
 от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, — см.
предыдущую редакцию).

о
чрезвычайных происшествиях и катастрофах,
угрожающих безопасности и здоровью
граждан, и их последствиях, а также о
стихийных бедствиях, их официальных
прогнозах и последствиях;

     о
состоянии экологии, здравоохранения,
санитарии, демографии, образования,
культуры, сельского хозяйства, а также
о состоянии преступности; *7.1.

2)

     о
привилегиях, компенсациях и социальных
гарантиях, предоставляемых государством
гражданам, должностным лицам, предприятиям,
учреждениям и организациям (абзац в
редакции, введенной в действие с 1 января
2005 годаФедеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию); *7.1.

3)

     о
фактах нарушения прав и свобод человека
и гражданина;

     о
размерах золотого запаса и государственных
валютных резервах Российской
Федерации;

     о состоянии
здоровья высших должностных лиц
Российской Федерации;

     о
фактах нарушения законности органами
государственной власти и их должностными
лицами.

Должностные
лица, принявшие решение о засекречивании
перечисленных сведений либо о включении
их в этих целях в носители сведений,
составляющих государственную тайну,
несут уголовную, административную или
дисциплинарную ответственность в
зависимости от причиненного обществу,
государству и гражданам материального
и морального ущерба. Граждане вправе
обжаловать такие решения в суд.

Оформление допуска и его прекращение

Допуск граждан к государственной тайне на территории России и за ее пределами осуществляется руководителями организаций в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050. Этим же постановлением утвержден Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору).

В соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в перечисленных случаях.

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором работает указанный гражданин. Заключение утверждается руководителем организации. Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности.

Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к документам особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Гарантии при увольнении

Обратите внимание!Так как прекращение трудового договора вследствие прекращения допуска к государственной тайне не является увольнением по инициативе работодателя, то и на увольняемых по данному основанию работников не распространяются гарантии, установленные для случаев увольнения по инициативе работодателя

Следует отметить, что норма ст. 23 Закона о государственной тайне не носит императивного характера и предусматривает не обязанность руководителя прекратить допуск работника к государственной тайне, а лишь возможность его прекращения. Представляется, что подобный подход не соответствует характеру отношений, возникающих в связи с защитой государственной тайны, однако позволяет в каждом отдельном случае учесть возможные особенности наступления условий прекращения допуска.

Действующим законодательством предусматривается ряд гарантий работникам, увольняемым по рассматриваемому основанию.

Прежде всего, предусматривается обязанность работодателя предложить работнику другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом состояния его здоровья. Уволить работника можно, только если он в письменном виде отказался от перевода на предложенную работу или невозможно предоставить ему такую работу в связи с ее отсутствием.

В то же время следует помнить, что на увольняемых по данному основанию работников не распространяются гарантии, установленные для случаев увольнения по инициативе работодателя. Так, на основании прекращения допуска к государственной тайне трудовой договор может быть прекращен с беременными женщинами, а также в период временной нетрудоспособности работника и в период его пребывания в отпуске.

Для иллюстрации рассмотренного случая приведем пример дела из судебной практики Верховного Суда РФ.

Цитируем документ

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства)

или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Пункт 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 870

Обратите внимание!По п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор может прекращаться и с беременными женщинами, а также в период временной нетрудоспособности работника и в период его пребывания в отпуске

Е. была уволена с должности главного бухгалтера администрации района распоряжением главы администрации от 24.03.03 по ст. 83 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, Е. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, сославшись на то, что уволена она незаконно – в период беременности. Решением районного суда от 21.05.03 с ответчика в пользу истицы взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила представление заместителя генерального прокурора РФ, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям (определение № 26-Впр05-4).

При удовлетворении иска Е. о восстановлении на работе судебные инстанции исходили из того, что не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами (п. 1 ст. 261 ТК РФ). Однако, поскольку увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка судебных инстанций на п. 1 ст. 261 ТК РФ, запрещающий расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной.

При увольнении по данному основанию выплата выходного пособия работнику Кодексом не предусмотрена. Однако трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи, когда при прекращении трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие и указывается его размер (ч. 4 ст. 178 ТК РФ).

Например, выходное пособие при увольнении выплачивается в том случае, когда прекращение допуска к государственной тайне не обусловлено виновными действиями работника и не связано с исполнением работником должностных обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора с работником в качестве основания его прекращения записывается: «…прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, пункт 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». Аналогичные записи делаются в трудовой книжке и в личной карточке работника (унифицированная форма № Т-2).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector