Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Сведения составляющие банковскую тайну

В каком порядке сведения составляющие банковскую тайну передаются в налоговые органы

О клиенте и корреспонденте Все сотрудники банка должны хранить тайну о сведениях, предусматриваемых кредитным учреждением, если это не идет вразрез с положениями федерального закона (ст. 26 Федерального закона № 395-1).
О счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентах Согласно ГК РФ, за сведениями о счетах и вкладах граждан являются:
  • данные о наличии счета или вклада в конкретном банке;
  • сведения о владельце счета;
  • информация о совершенных операциях.

Такая информация может быть найдена в:

  • выписках со счетов (в выписке из корреспондентского счета содержатся данные обо всех клиентах за определенный период по всем операциям кредитной организации – ссылки на платежные поручения, порядковый номер операции, суммы платежа, сальдо по счету, номер счета клиента);
  • первичных документах;
  • различных ведомостях;
  • кассовых документах.

Согласно тексту Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 № Ф04/4244-959/А46-2002, банковской тайной является информация о счетах любого вида и о банковском вкладе, включая данные о вкладах любого вида.

Об операциях Под {amp}lt;операцией{amp}gt; в статье 26 Федерального закона № 395-1 понимается операция, которая осуществляется банковским учреждением при исполнении своих обязательств, вытекающих из договоров банковского вклада и счета:
  • осуществление денежных переводов по поручению физлиц без открытия счетов (кроме почтовых переводов);
  • привлечение денег везли и организаций во вклады (на определенный срок и до востребования);
  • выдача банковских гарантий;
  • размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • открытие и ведение банковских счетов физлиц и организаций;
  • купля-продажа иностранной валюты (в наличной и безналичной форме);
  • осуществление расчетов по поручению организаций и физлиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денег, платежных и расчетных документов, векселей и кассовое обслуживание физлиц и организаций.

Понятие раскрывается Гражданским Кодексом РФ – ст. 848 ГК РФ указывает на то, что банк должен совершать для своего клиента операции, которые установлены банковскими правилами в соответствии с законом и применяются в банковской практике обычаями делового оборота (если только договором банковского счета не предусмотрено нечто иное).

Банковская тайна не только обеспечивает условия для эффективной работы гражданского оборота, который базируется на свободе его участников, и банковской системы, но и служит предоставлению гарантии основных прав граждан и интересов организаций и физлиц, защищаемых Конституцией РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 № 10-О).

В некоторых случаях предусматривается отступление от банковской тайны. Но такое отступление возможно лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы защитить основы конституционного строя, здоровья, нравственности, законных интересов и прав иных лиц, а также обеспечения безопасности государства и обороны страны (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Закон (ст. 26 Федерального закона № 395-1) предусматривает особый порядок и случаи, при наступлении которых сведения составляющие банковскую тайну могут быть переданы в распоряжение государственных органов и их должностных лиц (ч. 2 ст. 857 ГК РФ). В данной статье говорится о том, что справки по операциям и счетам ИП и ООО могут быть выданы:

  • самим предпринимателям и юридическим лицам;
  • Фонду социального страхования РФ;
  • Пенсионному фонду РФ;
  • судам и арбитражным судьям;
  • налоговой службе;
  • Счетной палате РФ;
  • таможенным органам России;
  • органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков.

Основанием для передачи сведений может служить законодательный акт о деятельности перечисленных ведомств. Информация может быть передана также органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, если имеется соответствующее согласие руководителя следственного органа.

Согласно указаниям статьи 86 НК РФ, банковские учреждения обязаны в течение 3 дней с даты получения мотивированного запроса ФНС предоставлять Федеральной налоговой службе следующие документы:

  • выписки по операциям на счетах компаний и ИП;
  • справки о наличии банковского счета;
  • справки об остатках средств на банковских счетах.

Форма и порядок предоставления банковскими учреждениями сведений по запросам ФНС утверждены Приказом ФНС РФ от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@. Данный документ устанавливает:

  1. Форму выписки по операциям на счете юридического лица (или ИП, адвоката, нотариуса – частных практиков).
  2. Порядок представления банками сведений о наличии в банке счетов и/или об остатках средств на счетах, а также об операциях на счетах по запросам ФНС.
  3. Форму справки об остатках денежных средств на счете ООО, ИП, нотариуса, адвоката.
  4. Форму справки о наличии счетов в банке у ООО, ИП, нотариуса, адвоката.

В Письме Минфина РФ от 12.01.2010 № 03-02-07/1-8 говорится о том, что Налоговый кодекс не дает банкам право отказывать налоговой службе в получении упомянутых документов после получения от ФНС мотивированного запроса. Основываясь на положениях п. 2 ст. 86 НК РФ, можно утверждать, что достаточной будет мотивировка «осуществление мероприятий налогового контроля». Такого мнения придерживается и Минфин РФ (Письмо от 12.03.2010 № 03-02-07/1-103).

Сведения составляющие банковскую тайну

Заметим, что, хотя статья 86 НК РФ и не предусматривает возможности получения налоговыми органами справок о наличии и движении средств по счетам граждан, правоприменительная судебная практика по данному вопросу сложилась, и судьи считают, что ФНС вправе требовать такие сведения в порядке ст. 93.1 НК РФ (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2009 № А74-996/08-Ф0206787/08). Также налоговая служба вправе запросить:

  • при проведении мероприятий налогового контроля (после вынесения решения о взыскании налога, в случае принятия решений о приостановлении/отмене операций по счетам) – справки о наличии счетов и/или об остатках средств на счетах, выписки по операциям на счетах ООО и ИП (ч. 2 ст. 86 НК РФ);
  • при проведении камеральной проверки (вне зависимости от вынесения решения о взыскании налога или о приостановлении/отмене приостановления операций по счетам) – выписки по операциям на счете ООО (Письмо Минфина РФ от 14.12.2010 № 03-02-07/1-593).

Вопрос №1: Что или кто является гарантом соблюдения банковской тайны?

Ответ: Согласно положениям ст. 26 Федерального закона № 395-1, гарантами соблюдения банковской тайны являются банк, Банк России, а также организация, которая осуществляет функции по обязательному страхованию вкладов (агентство по страхованию вкладов).

Вопрос №2: Будет ли банк прав, отказывая в предоставлении ФНС распечатки с расшифровкой операций по счету клиента, справки о движении средств и их остатках на начало и конец операционного дня, в течение которого имела место запись по счету, и копии документа, на основании которого совершалась дебетовая и кредитовая запись по данному банковскому счету?

Ответ: Банк будет не прав и привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Суды считают, что ФНС действует в пределах своей компетенции, запрашивая эти документы. См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2006 № А56-30710/2005.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько квадратных метров жилого помещения положено на одного человека по нормативам: минимальная площадь жилья на 1 человека

Судами общей юрисдикции по гражданским делам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут истребоваться на основании ст.57 ГПК РФ, как доказательства, имеющие значение по делу.

При этом сведения, составляющие банковскую тайну, как доказательства на основании ст.

57 ГПК РФ не могут истребоваться судом самостоятельно, а только лишь по ходатайству лиц, участвующих в деле, и в случае, когда представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно.

В ходатайстве лица, участвующего в деле, об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. На основании ходатайства лица, участвующего в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно.

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ не содержит ясного порядка истребования доказательств судом по уголовным делам, хотя ст.86 УПК РФ указывает, что собирание доказательств может осуществляться в ходе уголовного судопроизводства не только дознавателем, следователем, прокурором, но и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий.

Также ст.

234 УПК РФ указывает, что ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, т.е.

подразумевается, что сторона защиты вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств. Кроме того, ст.286 УПК РФ также говорит о том, что в ходе судебного следствия документы могут истребоваться судом.

Следовательно, в ходе уголовного судопроизводства суд вправе истребовать какие-либо сведения у кредитных организаций (в т.ч. и сведения, составляющие банковскую тайну) как самостоятельно, так и на основании ходатайства стороны защиты.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну налоговым и таможенным органам. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией налоговым и таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

В соответствии со статьей 86 Налогового Кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа.

Правовой смысл ст.86 НК РФ не предполагает представление конкретных подлинных документов (или копий с них). Речь в статье идет исключительно о справочной информации.

Когда же налоговые органы приходят к выводу, что в банке могут быть необходимые им документы, то эти документы действительно могут быть истребованы у банка, но на основании проводимой в отношении его проверки (встречной).

В соответствии со статьей 403 Таможенного Кодекса РФ к основным функциям таможенных органов относится таможенный контроль. Кроме того, ст.

408 ТК РФ дает достаточно широкие полномочия таможенным органам, в том числе и по получению информации, необходимой для выполнения своих функций и в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).

Таможенный кодекс прямо упоминает о том, что таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения не только о регистрации, имуществе, местонахождении, платежеспособности юридических лиц, но и об открытых банковских счетах, — что, несомненно, затрагивает информацию, составляющую банковскую тайну.

При упоминании таможенных органов при рассмотрении вопросов, касающихся банковской тайны, необходимо также обратиться к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г № 173-ФЗ (стт.

11,12,15), где таможенным органам также дается право получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам предварительного следствия. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам любых лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора.

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное следствие проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности, которые и являются органами предварительного следствия. Согласно ст.151 УПК РФ дознание также проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другими, которые являются органами дознания.

В соответствии со ст.5 УПК РФ дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Таким образом, при проведении предварительного расследования может осуществляться как предварительное следствие, так и дознание. Разница между ними заключается в том, что дознание проводится по менее общественно опасным преступлениям.

Например, расследование такого преступления, как незаконное предпринимательство, проводится органами внутренних дел как органом дознания, но если это преступление совершено организованной группой или причинило особо крупный ущерб, то производится предварительное следствие теми же органами внутренних дел, но как органами предварительного следствия. Можно привести еще множество других примеров. Таким образом, дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования и могут проводиться одними и теми же уполномоченными органами.

В то же время статья 26 Закона о банках разделяет органы дознания и предварительного следствия, предоставляя одним право на получение информации, составляющей банковскую тайну (органам предварительного следствия), а другим нет (органам дознания).

Если, например, осуществляется предпринимательская деятельность без регистрации и это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то органами внутренних дел проводится дознание, а если то же деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то теми же органами внутренних дел проводится предварительное следствие.

При этом при проведении дознания органы внутренних дел не имеют права требования на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, а в случае, если проводится предварительное следствие, — имеют. Между тем граница между дознанием и предварительным следствием очень условна, т.к. согласно ст.

150 УПК РФ дознание может проводиться по письменному указанию прокурора и по другим уголовным делам, прямо не отнесенным к подследственности органов дознания, а предварительное следствие — по уголовным делам, не отнесенным к подследственности органов предварительного следствия.

Таким образом, в части разделения органов, проводящих предварительное расследование, на органы предварительного следствия и органы дознания норма статьи 26 Закона о банках неудачна и нуждается в изменении.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам внутренних дел.

Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С одной стороны, содержащееся здесь понятие «в соответствии с законодательством Российской Федерации» делает отсылку к содержащимся в Федеральных законах «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» правам органов внутренних дел на получение информации.

Предлагаем ознакомиться:  Составить брачный договор между супругами образец

С другой стороны, указанная норма содержит нижеследующие ограничения по кругу предмета и оснований запроса информации — функции по выявлению, предупреждению и пресечению только налоговых преступлений и ограничения по кругу запрашивающих субъектов – подразделения МВД РФ, в обязанности которого входят указанные функции.

Статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» функции выявления, предупреждения и пресечения преступлений относятся к задачам оперативно-розыскной деятельности.

Налоговыми преступлениями являются преступления, составы которых предусмотрены статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного Кодекса РФ, отнесенные к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

Указом Президента РФ в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). В соответствии с п.п.

22, 29 Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2003 г № 634, оперативно-розыскная деятельность по преступлениям в сфере экономической деятельности относится к функциям данного управления.

Таким образом, указанные в статье 26 Закона о банках функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений относятся к сфере Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

В связи с этим представляется уместным привести вывод из консультации, данной Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч. 3 статьи 26 Закона о банках. В соответствии с указанной консультацией поступивший в банк запрос органа внутренних дел о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в рамках ч. 3 ст. 26 Закона о банках, должен:

— быть направлен в банк подразделением ФСНП МВД РФ и подписан его руководителем либо лицом, исполняющим функции руководителя данного подразделения;

— быть оформлен в соответствии с п.17 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 марта 1999 г;

— содержать ссылки на статьи 2 и 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также на статью 11 Закона «О милиции»;

— содержать ссылку на письменное указание начальника органа внутренних дел на проведение проверки сведений о налоговом преступлении (проведение в отношении их оперативно-розыскных мероприятий) и на номер, присвоенный данным сведениям, в соответствии с п.п. 2.2 и 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г.

Помимо указанных требований к запросу органа внутренних дел, представляется, что в связи с ограниченностью круга правонарушений, при выявлении, предупреждении и пресечении которых банки должны выдавать информацию, относящуюся к банковской тайне, такие запросы также должны содержать обязательную ссылку на соответствующие статьи УК РФ, содержащие состав налоговых преступлений (198, 199, 199.1, 199.2).



  • данные о наличии счета или вклада в конкретном банке;
  • сведения о владельце счета;
  • информация о совершенных операциях.
  1. Форму выписки по операциям на счете юридического лица (или ИП, адвоката, нотариуса — частных практиков).
  2. Порядок представления банками сведений о наличии в банке счетов и/или об остатках средств на счетах, а также об операциях на счетах по запросам ФНС.
  3. Форму справки об остатках денежных средств на счете ООО, ИП, нотариуса, адвоката.
  4. Форму справки о наличии счетов в банке у ООО, ИП, нотариуса, адвоката.
  • при проведении мероприятий налогового контроля (после вынесения решения о взыскании налога, в случае принятия решений о приостановлении/отмене операций по счетам) — справки о наличии счетов и/или об остатках средств на счетах, выписки по операциям на счетах ООО и ИП (ч. 2 ст. 86 НК РФ);
  • при проведении камеральной проверки (вне зависимости от вынесения решения о взыскании налога или о приостановлении/отмене приостановления операций по счетам) — выписки по операциям на счете ООО (Письмо Минфина РФ от 14.12.2010 № 03-02-07/1-593).

Что относится к банковской тайне?

Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:

  • Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
  • Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
  • Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
  • Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
  • Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.

К БТ не могут относится следующие сведения:

  • Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
  • Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
  • Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
  • Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
  • Документация, подтверждающая платежеспособность.
  • Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
  • Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
  • Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
  • Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.

ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.

Что относится к банковской тайне —как отвечает на подобный вопрос закон о банках и иные федеральные законы, узнайте из нашего материала.

Банки вправе запрашивать у своих клиентов информацию по внутреннему банковскому перечню. В их состав могут попасть:

  • сведения о присутствии или отсутствии юрлица по месту регистрации;
  • данные о лицах, действующих от имени юрлица без доверенности;
  • номера контактных телефонов, электронных адресов, адреса сайта;
  • цель установления деловых отношений с банком (осуществление операций в рублях или валюте, размещение денег в депозиты, кредитование, операции с ценными бумагами и др.);
  • цель финансово-хозяйственной деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • деловая репутация клиента;
  • состав высшего органа управления;
  • информация о коллегиальном органе управления клиента;
  • сведения о величине уставного капитала (в том числе оплаченного);
  • данные о бенефициарных владельцах;
  • сведения о наличии лицензий.
Предлагаем ознакомиться:  Положение о предоставлении отпусков педагогическим работникам

Часть данных о клиенте изначально находится в открытом доступе. Например, размер уставного капитала или список лиц, действующих от имени юрлица без доверенности — эта информация размещена на сайте ФНС (сведения из ЕГРЮЛ). Такая информация не может составлять БТ.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну?

Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:

  • Кредитные структуры.
  • Организации, занимающиеся аудитом.
  • Платежные системы.
  • Банковские агенты по платежам.
  • Операционные центры.
  • Страховые компании.

Сведения составляющие банковскую тайну

Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

https://www.youtube.com/watch?v=QdmsmO4iTiw

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

  • тайна банковского счета и банковского вклада, а также неразглашение информации об операциях по счету и сведений о клиенте гарантируется банком;
  • составляющие банковскую тайну сведения могут быть сообщены:
    • самим владельцам счета (клиентам);
    • бюро кредитных историй;
    • по запросам государственных органов (в случаях, установленных в ст. 26 закона о банках).

В размещенной ниже таблице перечислены:

  • основные получатели секретных банковских сведений;
  • особенности получения ими данной информации;
  • ссылки на соответствующие кодексы и законы.

Государственный орган — получатель сведений

Ответственность за разглашение банковской тайны

  • Гражданская. Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
  • Административная. Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
  • Уголовная. Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.

Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

  • штрафные санкции до 1,5 млн. руб. или в сумме зарплаты осужденного за 3 года;
  • запрет на работу на определенных должностях или в определенной сфере до 3 лет;
  • обязательные работы на 5 лет;
  • арест и ограничение свободы на 7 лет.

Банковская тайна — это информация об операциях, счетах и вкладах

Банковской тайне (БТ) посвящены:

  • ст. 26 закона о банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-1;
  • ст. 857 ГК РФ;
  • федеральные законы, в которых отражена специфика законного представления относящихся к БТ сведений.

Все служащие кредитных организаций обязаны держать в тайне (ст. 26 закона 395-1):

  • информацию об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов;
  • иные сведения, установленные этой кредитной компанией (если это не противоречит федеральному закону).
  • расшифровку операций по счету;
  • данные о банковском счете и вкладе;
  • сведения о клиенте.

О характере и особенностях составляющих БТ сведений расскажем в следующем разделе.

Банковский вклад — это переданная банку денежная сумма с целью получения владельцем дополнительного дохода. Банковский вклад является для россиян доступным инвестиционным инструментом.

С помощью такого вклада можно решить сразу несколько задач:

  • приумножить сбережения;
  • защитить их от инфляции;
  • обеспечить сохранность денежных средств от посягательств на них третьих лиц;
  • избежать ненужных трат и сэкономить часть средств (благодаря их временной недоступности по условиям вклада).

Размещая свои деньги в банке, клиент рассчитывает на сохранение без утечек данных о вкладе. Их разглашение фактически означает для кредитного учреждения потерю клиента, а возможно и иные негативные последствия (лишение лицензии, вероятность уголовного наказания).

Доступ к информации о вкладе может происходить только:

  • по требованию вкладчика;
  • в силу закона.

Такие условия определены в Гражданском кодексе — подробнее в следующем разделе.

Какие сведения включает в себя банковская тайна?

Среди особенностей относимой к БТ информации можно назвать следующие:

  • сведения должны быть получены банком в процессе осуществления им банковского обслуживания своих клиентов;
  • обязанность по сохранности и неразглашении БТ возлагается на банк как одно из установленных законом условий договора банковского счета (п.1 ст.432 ГК РФ);
  • объем подпадающих под режим БТ сведений определяется не только федеральными законами и ГК РФ, но и самим банком.

В разряд БТ могут попасть такие данные:

  • о счете или вкладе (реквизиты, тип, сумма на счете и др.);
  • о клиенте (банковские реквизиты юрлица, паспортные данные физлиц);
  • об условиях кредитных договоров (условия получения и погашения кредита, проценты и иные нюансы);
  • о собственности и уровне доходов клиентов;
  • иные сведения (гражданство и дата рождения физлица, его IP-адрес и др.).

О документе, содержащем сведения о доходе физлиц, расскажет материал «Справка о заработной плате — образец и бланк в 2017 году».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector