Реорганизация путем преобразования

Выбор организационно-правовой формы при преобразовании

Возможность осуществления реорганизации юридических лиц путем преобразования предусмотрена ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. К таким случаям, в частности, относится преобразование бюджетных учреждений, унитарных предприятий и т.д.

Преобразование юридического лица подразумевает смену организационно-правовой формы, и правопреемником становится вновь созданное юридическое лицо. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Перечень документов, предоставляемых при регистрации юридического лица, реорганизуемого путем преобразования, установлен в ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Необходимо также обратить внимание на действие лицензий и сертификатов. Так, например, при реорганизации образовательного учреждения оно вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

Следует учитывать, что законодательством предусмотрены правила преобразования юридических лиц из одной организационно-правовой формы в другую. Юридическое лицо может быть преобразовано только в тут организационно-правую форму, которая для него предусмотрена законом.

Реорганизация путем преобразования

Например:

  1. Хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере) и общества (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество) одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК и законами о хозяйственных обществах. Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме преобразования не допускается.
  2. Производственный кооператив по решению его членов, принятому единогласно, может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
  3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.
  4. Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.
  5. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
  6. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.
  7. Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
  8. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
  9. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.
  10. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
  11. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.
  12. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

При выборе той или иной организационно-правовой формы следует иметь в виду, что организация должна соответствовать требованиям к данной организационно-правовой форме по размеру уставного капитала и количеству участников в ней. Например, минимальный размер уставного капитала ООО и НАО составляет 10 000 рублей, а ПАО – 100 000 рублей. Количество участников ООО должно быть не более 50 человек, в товариществе на вере не более 20 человек и т.д.

Налоговые последствия реорганизации в форме преобразования

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

Ст. 50 НК РФ гарантирует юридическим лицам со стороны государства соблюдение прав и законных интересов. При реорганизации компании новые налоговые обязательства не появляются, но ранее возникшие также не отменяются. В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ бремя уплаты налогов переходит к правопреемнику. Исключением могут быть случаи, которые связаны с проведением реорганизации в форме выделения с учётом некоторых оговорок.

Налоги, в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ, правопреемник должен будет уплачивать независимо от того, информирован ли он о наличии задолженности перед бюджетом у старой компании, или нет.

Сотрудники налоговой не смогут оштрафовать правопреемника за ошибки предшественника в случае, если до процесса реорганизации у него не были обнаружены какие-либо нарушения.

Компания, которая подлежит ликвидации, обязана составить заключительную бухгалтерскую отчётность на ту дату, которая будет предшествовать дате внесения записи о проведении реорганизации. Вновь созданное юридическое лицо обязано предоставить вступительную отчётность, то есть перенести бухгалтерские показатели из заключительной отчётности компании-предшественника.

После проведения преобразования режим упрощенного налогообложения или единого налога на вмененный доход может использоваться только в том случае, если правопреемник подаст соответствующее заявление в налоговую. Это нужно сделать в пятидневный срок с момента создания компании.

После проведения реорганизации путём преобразования деятельность старого юридического лица прекращается, и создаётся новая компания. Происходит смена реквизитов фирмы. Из единого госреестра исключается присвоенный индивидуальный номер налогоплательщика преобразуемой компании, после чего правопреемник получает свой ИНН.

Реорганизация компании, проводимая в форме преобразования, рассматривается с юридической, экономической и макроэкономической точки зрения.

Предлагаем ознакомиться:  Договор найма для субсидии - скачать образец договора найма жилого помещения

С экономической точки зрения меняется внутренняя структура, менеджмент и организационно-правовая структура созданной компании, а все иные сферы деятельности остаются прежними.

С макроэкономической точки зрения баланс компании не меняется, поэтому преобразование будет для неё нейтральным процессом.

Для владельцев бизнеса, которые хотели бы расширить свою деятельность и достигли максимума участников, изменение организационно правовой-формы будет полезным. Но не во всех случаях преобразование компании будет свидетельствовать о грядущем укрупнении компании.

Возможные схемы преобразования

------------------------¬                   ------------------------------¬
¦Общество с ограниченной ------------------{amp}gt;¦Открытое акционерное общество¦
¦ ответственностью ¦ L------------------------------
L------------------------

Схема 1

------------------------¬                   ------------------------------¬
¦Общество с ограниченной ------------------{amp}gt;¦Закрытое акционерное общество¦
¦ ответственностью ¦ L------------------------------
L------------------------

Схема 2

         --------------------------------------------------------¬
¦ Частное учреждение ¦
L--------T-----------------T--------------------T--------
----------- ¦ L--------¬
¦/ ¦/ ¦/
---------------¬ -----------------------------¬ ------------------¬
¦ Фонд ¦ ¦ Автономная некоммерческая ¦ ¦ Хозяйственное ¦
L--------------- ¦ организация ¦ ¦ общество ¦
L----------------------------- L------------------

Схема 3

----------------------------¬                  ---------------------------¬
¦Федеральное государственное -----------------{amp}gt;¦Государственное учреждение¦
¦ унитарное предприятие ¦ L---------------------------
L----------------------------
----------------------------------------------------¬
¦ Согласие собственника ¦
L----------------------------------------------------

Схема 4 Неприемлемые схемы преобразования

------------------------¬                         ------------------------¬
¦ ОАО ------------------------{amp}gt;¦ ЗАО ¦
L------------------------ L------------------------

Схема 1

Согласно п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст.

20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (ст.

75 Закона N 208-ФЗ). Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Так как реорганизации юридического лица не происходит, в орган государственной регистрации представляются документы о внесении изменений в учредительные документы акционерного общества.

--------------------¬                          ---------------------------¬
¦ Частное учреждение -------------------------{amp}gt;¦Некоммерческое партнерство¦
L-------------------- L---------------------------

Схема 2

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ.

В силу п. 2 ст. 17 Закона N 7-ФЗ частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

ФАС Уральского округа в Постановлениях от 19.01.2006 N Ф09-3681/05-С4 и от 09.06.2005 N Ф09-5225/04-ГК-С4, рассматривая вопросы, связанные с преобразованием государственных учреждений, отметил, что установленный п. 2 ст. 17 Закона N 7-ФЗ (в ранее действовавшей редакции, относившейся к частным учреждениям;

-----------------------¬                           -----------------------¬
¦ ФГУП --------------------------{amp}gt;¦ ОАО ¦
L----------------------- L-----------------------
----------------------------------------------------¬
¦ Без решения собственника ¦
L----------------------------------------------------

Схема 3

В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Взаимоотношения с дебиторами и кредиторами

Поскольку обязательства по исполнению договорных отношений переходят к правопреемнику, то контрагенты вправе требовать исполнения обязательств у правопреемника.

Кроме того, исходя из содержания ст. 1241 ГК РФ, переход исключительного права на средство индивидуализации к другому лицу осуществляется в порядке универсального правопреемства без заключения договора.

Однако целесообразно перезаключить договоры с правопреемником в целях минимизации рисков по исполнению обязательств.

Вместе с тем возникает вопрос в отношении исполнения обязательств по государственным контрактам. В Письме Минэкономразвития России от 29.01.2010 N Д22-81 говорится о том, что в соответствии с ч. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ о госзакупках при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования.

Причины реорганизации

Чаще всего присоединение применяют для того, чтобы компании могли, объединив уставные цели, достичь наиболее эффективного результата по использованию активов.

Юридическое лицо обычно планирует проведение реорганизации, исходя из нескольких причин:

  • падение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. При помощи реорганизации можно будет модернизировать производства и оборудования. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции;
  • поглощение бизнеса. Более сильная компания с целью увеличения конкурентоспособности поглощает другую;
  • разделение бизнеса. В случае, если учредители не могут между собой договориться, то они вправе разделить свои активы;
  • вывод активов из оборота юридического лица. Сделать это без нарушения закона нелегко. Но при создании нового юридического лица можно передать ему часть активов;
  • передача активов третьим лицам. Этот вариант целесообразен в случае запрета на совершение сделок первоначально созданному юридическому лицу;
  • использование специальных режимов налогообложения или применение налоговых льгот. Это приводит к увеличению объёмов производства и общей прибыли компании.

Вопросы налогообложения при реорганизации путем преобразования

Обратите внимание, что при реорганизации в форме преобразования закрытого акционерного общества (ЗАО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО) идентификационный номер налогоплательщика ЗАО при снятии его с учета в налоговом органе признается недействительным, а вновь возникшему ООО присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика (Письмо Минфина России от 12.05.2010 N 03-02-07/1-232).

Правопреемник наследует от своего предшественника не только обязанность по уплате всех налогов. По некоторым из них он должен еще и отчитаться перед инспекцией, в частности по налогам, для которых налоговый период установлен как год (налог на прибыль, на имущество и т.д.) (Письма ФНС России от 06.07.

Предлагаем ознакомиться:  Обманным путем завладел

Реорганизуемая в порядке преобразования организация, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности которой внесена, например, 2 марта 2010 г., должна представить в налоговый орган по месту учета итоговую декларацию за период с 1 января 2010 г. до дня завершения реорганизации, то есть за период с 1 января по 1 марта 2010 г.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций установлен период с момента создания и до 31 декабря текущего года (ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Квартальная отчетность считается промежуточной, составляется нарастающим итогом с начала отчетного периода и представляется в течение 30 дней по окончании квартала (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.05.2009 N 16-15/047057).

По общим правилам, установленным в пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику в процессе преобразования не признается реализацией, то есть стоимость основных средств не учитывается при исчислении налога на прибыль (п. 3 ст. 251 НК РФ).

Правила определения последнего и первого налоговых периодов для реорганизуемых (вновь созданных) юридических лиц не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговым периодом является не год, а квартал, например в отношении НДС. В этом случае изменение отдельных налоговых периодов при реорганизации предприятия производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Правопреемник представляет декларацию по НДС за налоговый период, в котором зарегистрировано вновь созданное в результате преобразования юридическое лицо, в налоговый орган по месту своего учета.

Для целей исчисления НДС передача в результате реорганизации имущества и имущественных прав правопреемнику не признается объектом налогообложения (пп. 1, 3, 7 п. 2 ст. 146 НК РФ). Таким образом, реорганизованное (унитарное) предприятие при передаче правопреемнику (ОАО) имущества и имущественных прав не начисляет НДС и не восстанавливает налог, принятый к вычету по указанным объектам (п. 8 ст. 162.1 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 162.1 НК РФ, независимо от формы реорганизации суммы «входного» налога, предъявленные (но не принятые к вычету) реорганизованной организацией и подлежащие учету у правопреемника, принимаются к вычету правопреемником (в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ). Вычет может быть предоставлен на основании счетов-фактур (их копий), выставленных унитарному предприятию.

Также следует рассмотреть частный вопрос преобразования с одновременным увеличением уставного капитала. Данный вопрос рассматривался Минфином России в Письме от 15.02.2010 N 03-03-06/1/69. Ведомство указывает, что согласно пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций.

Для налогоплательщиков — участников ООО данная норма не применяется. У налогоплательщиков — участников ООО при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале без изменения долей участников, как, например, при распределении нераспределенной прибыли прошлых лет, возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль организаций.

Порядок реорганизации путем преобразования

Процедура реорганизации в порядке преобразования включает в себя в несколько этапов.

  • учредители должны принять решение о реорганизации на общем собрании собственников. На этом же собрании согласовывается устав компании, обсуждаются условия проведения, участники принимают решение об обмене вкладами и долями в уставный капитал будущей компании;
  • в трёхдневный срок о начале процедуры нужно письменно проинформировать налоговую. Получив уведомление, налоговый орган делает запись в едином госреестре юридических лиц о начале процедуры реорганизации;
  • дважды (раз в месяц) для кредиторов в СМИ делается сообщение о проводимой реорганизации. Получив сообщения, кредиторы в месячный срок после последнего объявления имеют возможность потребовать досрочного погашения долгов;
  • избрание руководства компании. По закону, у предприятий, имеющих разную организационную форму, разная структура. В обязанности совета учредителей входит определение состава менеджеров, поручение руководству завершения всех действий по регистрации преобразования (получение требований кредиторов о выполнении обязательств, составление реестра контрагентов, сумм, которые требуется уплатить);
  • составление актов сверки и подписание их с партнёрами;
  • погашение кредиторской задолженности до завершения процедуры;
  • проведение учёта имущества, долговых и других обязательств;
  • составление и утверждение передаточного акта. В случае отсутствия данного документа государственный орган вправе отказать в регистрации реорганизации. В акте обязательно указание следующих сведений:
    • общей информации о предприятии;
    • отчёта о результатах финансовой деятельности;
    • передаточного баланса;
    • пояснений;
  • передача всех вышеперечисленных документов после их оформления на регистрацию в государственный орган;
  • ликвидация юридического лица.

Прекращение деятельности компании подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. После его получения осуществляются действия в следующем порядке:

  • снятие с учёта в налоговой инспекции, во внебюджетных фондах, органе статистики;
  • закрытие всех счетов;
  • уничтожение печати.

После этого вновь созданным юридическим лицом совершаются следующие действия:

  • повторная постановка на учёт во всех учреждениях в качестве нового юридического лица;
  • изготовление печати;
  • открытие счёта.

Перерегистрация ККТ

В Письме Минфина России от 21.08.2009 N 03-01-10/2-100 рассмотрена ситуация, когда фирма реорганизует дочерние компании в форме преобразования. По мнению финансового ведомства, вновь созданное юридическое лицо — правопреемник реорганизованной компании не вправе использовать контрольно-кассовую технику, которая была зарегистрирована на предшественника, без перерегистрации.

Перерегистрация и снятие ККТ с учета осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ.

Необходимый перечень документов

  • Юридическая консультация на всех этапах реорганизации путем преобразования;
  • подготовка всех необходимых документов – Устава, решения о преобразовании;
  • подача заявления с пакетом документов в налоговую службу;
  • получение документов в налоговой службе;
  • уничтожение старой и изготовление новой печати;
  • присвоение кодов статистики правопреемнику;
  • постановка на налоговый учет и присвоение ИНН правопреемника;
  • постановка на учет во внебюджетные фонды правопреемника;
  • государственная регистрация выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций (для АО);
  • подача уведомления в ЦБ РФ России о реорганизации и погашении акций реорганизованного общества (для АО);
  • раскрытие информации для АО;
  • переоформление прав на недвижимое и движимое имущество, существующие патенты, товарные знаки, лицензии и другие документы;
  • представление интересов в суде при необходимости.
Предлагаем ознакомиться:  Правила безопасности при покупке квартиры — ДомКлик

Регистрация преобразования после ликвидации предприятия производится после передачи в налоговую службу следующих документов:

  • заявления установленной формы (Р12001) с подписью заявителя. Такое заявление должно представляться для каждой вновь созданной компании;
  • в комплекте документов реорганизуемого предприятия необходимо наличие:
    • ИНН;
    • кодов статистики;
    • устава;
    • выписки из реестра юрлиц;
    • свидетельства ОГРН.

Необходимо предоставить два экземпляра следующих документов.

  • решения учредителей о реорганизации предприятия;
  • квитанции (чека) для подтверждения уплаты госпошлины;
  • передаточного акта, содержащего всю необходимую информацию;
  • справки, подтверждающей отсутствие задолженности перед пенсионным фондом;
  • бухгалтерского баланса (копии) за последний период отчётности;
  • сведений о кредиторской задолженности;
  • контактных данных.

Для вновь созданной компании необходимо наличие следующих сведений:

  • полного и сокращённого наименования;
  • кодов видов деятельности;
  • юридического адреса;
  • размера уставного капитала с указанной формой уплаты;
  • сведений о руководителе с указанием наименования его должности;
  • сведений о главном бухгалтере;
  • сведений об учредителях и их долях в уставном капитале;
  • информации о банке, в котором планируется открытие счёта;
  • контактных данных.

После предоставления вышеперечисленных документов и необходимой информации производится регистрация реорганизации предприятия налоговыми органами.

Судебная практика

Основным вопросом, встречающимся в судебной практике, является вопрос определения стоимости долей, перешедших обязательств и т.д.

Если участник при реорганизации в виде преобразования захочет выйти из его состава, то действительная стоимость его доли будет соответствовать части стоимости чистых активов, пропорциональной размеру его доли. Действительная стоимость доли будет определяться на основании бухгалтерской отчетности за год, в течение которого было подано заявление.

При преобразовании происходит полное правопреемство обязательств. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.1999 N Ф08-2241/99 пришел к выводу, что поскольку при реорганизации юридического лица путем его преобразования происходит полное правопреемство, вновь созданное юридическое лицо становится обладателем всех вещных прав правопредшественника.

Суд не принял доводы о том, что при преобразовании одного юридического лица в другое имеет место не универсальное (т.е. полное), а сингулярное правопреемство (т.е. частичное, согласно ст. 384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали на момент перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором).

В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2008 по делу N А40-46600/07-51-296 отмечено, что форма реорганизации, за исключением реорганизации в форме разделения или выделения, подразумевает (в соответствии со ст. ст. 58 и 59 ГК РФ) универсальное правопреемство (Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.

2008 N 09АП-3785/2008-ГК данное Решение было оставлено без изменения). Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 02.08.2007 по делу N А60-8477/2007-С2 указал, что правопреемство при реорганизации в форме выделения носит не универсальный (как, к примеру, при преобразовании), а сингулярный характер.

Судами также рассматриваются вопросы уплаты налогов при реорганизации в так называемый спорный период. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2009 N Ф04-77/2009(19279-А75-46) суд отмечает, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Сроки проведения реорганизации путем преобразования

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ государственная регистрация компании, созданной в процессе реорганизации путём преобразования, происходит после внесения записи в единый госреестр юридических лиц.

Заявление формы Р12003 рассматривается в течение трёх рабочих дней, и в этот же срок вносится изменение в госреестр. Заявление формы Р12001 о госрегистрации юридических лиц, созданных при помощи реорганизации путём преобразования, рассматривается в течение пяти рабочих дней.

Проведение реорганизации путём преобразования, слияния, разделения, выделения имеет отличительные особенности. Поэтому для осуществления данной процедуры лучше воспользоваться помощью наших юристов. В таком случае профессиональные специалисты окажут перечень необходимых услуг и проведут реорганизацию в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Это позволит исключить возможные риски, связанные с нарушением порядка проведения процедуры и отказом в регистрации преобразования компании.

Подведем итоги

1. Необходимость соблюдения процедуры реорганизации, в том числе уведомления всех дебиторов/кредиторов.

2. Возможные сложности в переоформлении первичных документов (актов, счетов-фактур), а также в перезаключении договоров.

3. Необходимость перерегистрации ККТ.

Вместе с тем в некоторых случаях преобразование дает новые возможности для юридических лиц, например акционирование федеральных государственных унитарных предприятий ведет к отмене особого порядка согласования сделок. Также преобразование иногда преследует такую цель, как увеличение уставного капитала.

На заметку. Учет основных средств при преобразовании

В Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-01/21 даются разъяснения относительно учета основных средств и переоценки при реорганизации путем преобразования.

Отмечается, что налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Формирование в бухгалтерском учете информации по операциям, связанным с реорганизацией организации, регламентируется Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01).

Пример: если переоценка основных средств проведена и завершена в 2010 г., то результаты переоценки основных средств должны быть отражены в бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2011 г.

Е.В.Шестакова

К. ю. н.,

руководитель

группы налогообложения УФПС

г. Москвы — ФГУП «Почта России»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector