Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Право собственности на атмосферный воздух

3. Содержание права собственности

  • Содержание
    права собственности как правового
    института

    составляют правовые

  • содержание
    права собственности как правоотношения

    составляют права и

обязанности
(у собственника есть субъективное право
собственности и обязанность содержать
объект, находящийся в его собственности,
в надлежащем состоянии).

Содержание
права собственности как субъективного
права
– это совокупность правомочий
собственника по владению, пользованию
и распоряжению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Правовые формы
реализации правомочий собственника
(осуществление прав)
– это то конкретное поведение собственника
(действия и бездействие), которое
направлено на осуществление (реализацию)
соответствующих правомочий.

Формы
реализации:

Правомочие
владения

– это юридически обеспеченная
возможность обладания объектом
собственности (в данном случае –
ресурсом) и удержания его у себя.

Следует
учитывать, что природные ресурсы
являются неотъемлемой частью природной
среды.

В отношении
некоторых объектов (например: водные
объекты, недра) правомочие владения
неприменимо в полной мере.

1)
через юридическое оформление права
собственности, которое показывает,
кто является обладателем соответствующего
ресурса

2)
в отношении частного собственника –
реализация может осуществляться
путём фактических действий (нахождение
в пределах объекта собственности;
установление границ, если это возможно).

Правомочие
пользования

– это юридически обеспеченная
возможность извлечения полезных
свойств природного ресурса и получения
дохода, выгоды.

1)
непосредственное использование в
процессе хозяйственной эксплуатации

Реализация
правомочий возможна только физическими
лицами, юридические лица реализуют
их через действия физических лиц.

2)
получение рентных платежей (ренты)

Когда собственник
сам не исполняет данное правомочие,
а передаёт его другому лицу, то он
имеет право на встречное предоставление
в виде выплаты рентных платежей.

Правомочие
распоряжения

– это юридически обеспеченная
возможность определения правовой
судьбы объекта.

1)
сделки

2)
управление (это деятельность, которая
имеет организационный характер, и
направлена на создание условий для
нормального функционирования).

Тема:
Право
природопользования и

правовые
формы использования природных ресурсов

Использование
природных ресурсов
– это деятельность физических и
юридических лиц, связанная с
непосредственным извлечением полезных
свойств природных ресурсов в процессе
хозяйствования и иного физического
воздействия на компоненты природной
среды в целях удовлетворения личных,
материальных и иных потребностей
человека (в том числе – получения
дохода, прибыли).

Примерно таким
же образом использование природных
ресурсов понимается и в ФЗ «Об охране
окружающей среды».

использование
природных ресурсов
– это эксплуатация природных ресурсов,
вовлечение их в хозяйственный оборот
(в том числе – все виды воздействия на
них в процессе хозяйственной и иной
деятельности).

Право собственности на атмосферный воздух

Природные ресурсы
– это элементы природы, имеющие
потребительскую ценность.

Потребительская
ценность –
это полезные свойства, изымаемые в
пользу общества.

Использование
природных ресурсов – это деятельность1)
способствующая удовлетворению
потребностей людей, и одновременно 2)
оказывающая определённое негативное
воздействие на состояние природной
среды.

Формы проявления
негативного воздействия при использовании
природных ресурсов:

  • истощение
    природных ресурсов

  • загрязнение
    природной среды (в том числе – образование
    отходов)

  • уничтожение
    природных объектов

  • порча
    природных ресурсов

  • изменение
    климата

  • генные
    изменения (изменение генома животных
    и даже человека) и др.

Рациональное
использование природных ресурсов
– это разумное использование, рассчитанное
на длительное время для достижения
максимального экономического эффекта
с наименьшими затратами в сочетании с
мероприятиями по сохранению определённого
количества и качества ресурса и нанесение
наименьшего ущерба природной среде.

Рациональное
природопользование подразумевает
(включает в себя) деятельность, а ={amp}gt;
и отношения по сохранению природной
среды, а именно – нанесение природной
среде наименьшего ущерба в процессе
использования природных ресурсов.

Охрану природы не следует выделять
как самостоятельный вид деятельности
и общественных отношений.

Цель использования
природных ресурсов – это изъятие их
либо их полезных свойств для
удовлетворения потребностей общества,
а цель охраны – предупредить негативные
последствия такового изъятия и
ликвидировать последствия, если они
наступят. Поэтому когда речь идёт о
предупреждении, то оно возможно именно
до или в процессе природопользования,
если природопользование является
неизбежным. В случаях, когда
природопользование не предполагается
либо запрещено – охрана природы
осуществляется исключительно в целях
поддержания экологического равновесия.
Поэтому рациональное использование
природных ресурсов рассматривается
как одна из форм охраны природы,
которая существует наряду с другими
(консервативной и восстановительной).

См. определение
понятия «охрана окружающей среды»
(ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно п.5 ст.2
ФЗ «Об охране окружающей среды»
отношения,
возникающие в области охраны и
рационального использования природных
ресурсов, их сохранения и восстановления,
регулируются соответствующим
природноресурсным законодательством.

1)
как правомочие собственника

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

2)
как правовой институт межотраслевого
характера

Право природопользования
– это система правовых норм, устанавливающих
условия, основания и порядок
непосредственного использования
природных ресурсов.

Это институт общей
части. Нормы данного института имеют
общий характер, т.е. они могут применяться
независимо от вида объекта, который
находится в использовании.

Данные нормы
содержатся в источниках различных
природноресурсных отраслей (земельного,
горного, водного, лесного, фаунистического
права).

3)
как субъективное право

Право природопользования
– это мера возможного поведения по
непосредственному извлечению полезных
свойств природных ресурсов для
удовлетворения различных потребностей
пользователя.

4)
как правоотношение

Право природопользования
– это общественное отношение,
урегулированное правовыми нормами и
возникающее на их основе между: с одной
стороны – природопользователем (который
имеет право использовать ресурс), с
другой стороны – собственником
природного ресурса и всеми иными лицами,
обязанными воздерживаться от нарушения
прав природопользователя.

Это так называемые
«абсолютно-относительные отношения».

Объектами права
природопользования являются
отдельные компоненты природной среды,
их части либо участки.

Право собственности на атмосферный воздух

Например:

  • участок
    лесофонда либо лес, не входящий в лесной
    фонд

  • животный
    мир в целом

  • атмосферный
    воздух в целом

  • участок
    недр и т.п.

Субъекты права
природопользования
– это только физические и юридические
лица.

Необходимо
также учитывать наличие общей и
специальной правосубъектности.
Общая правосубъектность определяется
в соответствии с гражданским
законодательством, специальная – в
соответствии с экологическим
законодательством.

Экологическое
законодательство может устанавливать
специальные условия, дополнительные
требования – наличие профессиональных
навыков. Обычно это выражается через
лицензирование.

Особенности
относительно правового статуса
физических лиц как субъектов общего
природопользования
– нижний предел возраста физического
лица, по достижении которого оно может
использовать свойства компонентов
природной среды для удовлетворения
своих биологических потребностей, не
устанавливается. Т.к.

речь идёт о
естественных правах человека (на жизнь,
на благоприятную окружающую среду и
т.д.), которые возникают с момента
рождения и осуществляются самостоятельно
до наступления совершеннолетия. Это
же, согласно ст.58 Конституции РФ,
относится и к обязанности каждого
бережно относиться к природе и сохранять
окружающую среду.

Характеристика
содержится в ст.12,
21
ФЗ «О недрах».

В соответствии
со ст.12
недра в границах территории РФ, включая
надземное пространство и содержащиеся
в недрах полезные ископаемые и иные
ресурсы, являются государственной
собственностью.

Вопросы владения,
пользования и распоряжения недрами
находятся в совместном ведении РФ и
субъектов РФ.

В соответствии
со ст.214 ГК РФ субъектами права
собственности являются РФ и субъекты
РФ.

Разграничение
между РФ и субъектами РФ: управление
недрами осуществляется совместно,
закон не требует разграничения права
государственной собственности по
объекту между РФ и субъектами РФ, т.е.
по конструкции установлена общая
совместная собственность РФ и субъектов
РФ.

Недостаток нормы:
в соответствии с ГК РФ такая собственность
может быть создана только в случаях,
прямо указанных федеральными законами.

1)
для гарантированного обеспечения
государственных потребностей РФ
стратегическими и дефицитными видами

ресурсов
недр, наличие которых

  • влияет
    на национальную безопасность РФ

  • обеспечивает
    основы суверенитета РФ, а также

2)
для выполнения обязательств по
международным договорам РФ

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

отдельные
участки недр получают статус участков
недр федерального значения

  • истощение природных
    ресурсов

  • загрязнение
    природной среды (в том числе – образование
    отходов)

  • уничтожение
    природных объектов

  • порча природных
    ресурсов

  • изменение климата

  • генные изменения
    (изменение генома животных и даже
    человека) и др.

Рациональное
природопользование подразумевает
(включает в себя) деятельность, а ={amp}gt;
и отношения по сохранению природной
среды, а именно – нанесение природной
среде наименьшего ущерба в процессе
использования природных ресурсов.

Охрану природы не
следует выделять как самостоятельный
вид деятельности и общественных
отношений.

Цель
использования природных ресурсов –
это изъятие их либо их полезных свойств
для удовлетворения потребностей
общества, а цель охраны – предупредить
негативные последствия такового
изъятия и ликвидировать последствия,
если они наступят. Поэтому когда речь
идёт о предупреждении, то оно возможно
именно до или в процессе природопользования,
если природопользование является
неизбежным. В случаях, когда
природопользование не предполагается
либо запрещено – охрана природы
осуществляется исключительно в целях
поддержания экологического равновесия.
Поэтому рациональное использование
природных ресурсов рассматривается
как одна из форм охраны природы,
которая существует наряду с другими
(консервативной и восстановительной).

Право собственности на атмосферный воздух

право
природопользования

право
общего природопользования

право
специального природопользования

Право общего
природопользования

Возникает на
основе закона в силу необходимости
поддержания нормального биологического
режима жизни человека, а в отношении
юридических лиц – в силу необходимости
их нормального функционирования
(выполнения их уставных задач).

Данное право, как
правило, не оказывает существенного
воздействия на природную среду и поэтому
возникает в явочно-регистрационном
порядке и не требует специального
разрешения.

Основанием
возникновения является факт рождения
человека, факт государственной
регистрации юридического лица.

Например: право
свободного передвижения по землям
общего пользования, свободное пребывание
граждан в лесу (ст.86 Лесного кодекса
РФ), право общего природопользования
без применения гидротехнических средств
и устройств.

Данное право может
быть ограничено только в случаях, прямо
предусмотренных федеральными законами.

Право специального
природопользования

Возникает на
основе закона и специального разрешения
(лицензия или иной разрешительный
документ) в силу необходимости вести
хозяйство или осуществлять иные виды
деятельности, оказывающие существенное
воздействие на состояние природной
среды. Данное право возникает в
разрешительно порядке.

Основание
возникновения – решение уполномоченного
органа, лицензия (или иной документ),
договор аренды (например, аренда водного
объекта) и соответствующая государственная
регистрация (если предоставляется
недвижимое имущество).

1)
право недропользования, предоставляемое
на определённый срок:

  • для
    геологического изучения – до 5 лет

  • для
    добычи подземных вод – до 25 лет

  • для
    добычи иных полезных ископаемых – на
    срок отработки месторождения

(определяется
в каждом конкретном случае в технической
документации).

Выделяется также
краткосрочное
пользование
(сроком до 1 года) – для добычи полезных
ископаемых, когда происходит смена
субъекта права недропользования
(ст.21.1 ФЗ «О недрах»).

Право собственности на атмосферный воздух

2)
право недропользования, предоставляемое
без ограничения срока:

  • для
    строительства сооружений, не связанных
    с добычей полезных ископаемых

  • для
    образования особо охраняемых
    геологических объектов.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

1)
решение Правительства РФ, принятое по
результатам проведения конкурса или
аукциона – если это касается участка
недр внутренних морских вод,
территориального моря или континентального
шельфа

2)
совместное решение федерального органа
управления Фондом недр (или его
территориального органа) и органа
исполнительной власти субъекта РФ,
принятое по результатам конкурса или
аукциона – для добычи полезных ископаемых
на соответствующей территории субъекта
РФ

3)
решения федерального органа управления
Фондом недр (или его территориального
органа), согласованное с органом
исполнительной власти субъекта РФ –
для геологического изучения участка
недр внутренних морских вод,
территориального моря или континентального
шельфа

4)
решение Правительства РФ, согласованное
с органом исполнительной власти субъекта
РФ – для цели захоронения радиоактивных,
токсичных и иных опасных отходов.

В случаях добычи
общераспространённых полезных ископаемых
и использования участков недр местного
значения в целях, не связанных с добычей
(например, при геологическом изучении),
основание и порядок приобретения права
пользования устанавливаются органами
представительной власти субъектов РФ.

5)
при переходе права пользования участком
недр в случаях, установленных федеральными
законами (правопреемство)

6)
вступившее в силу соглашение о разделе
продукции (в соответствии с ФЗ «Соглашение
о разделе продукции» 1997 г.).

Порядок выдачи
лицензии, а также проведения конкурсов
и аукционов устанавливаются ст.13, 13.1
ФЗ «О недрах».

Право собственности на атмосферный воздух

Лицензия выдаётся
как на каждый вид в отдельности, так и
на несколько видов (совмещённая
лицензия).

Права и обязанности
– устанавливаются ст.22 ФЗ «О недрах».

Недропользование
является платным. Виды платежей
установлены в разделе 5 ФЗ «О недрах»
(сбор за участие в конкурсе (аукционе),
непосредственно регулярные
платежи за пользование недрами, акцизы
и др.).

По ст.21
порядок
отнесения участков недр к объектам
федерального значения (в
том числе
отнесение их к федеральной собственности)
устанавливается федеральными законами,
т.е. должны быть соответствующие
федеральные законы, которые установят
порядок.

право
природопользования

Право собственности на атмосферный воздух

право
общего природопользования

право
специального природопользования

  • для геологического
    изучения – до 5 лет

  • для добычи
    подземных вод – до 25 лет

  • для добычи иных
    полезных ископаемых – на срок отработки
    месторождения

(определяется в
каждом конкретном случае в технической
документации).

  • для строительства
    сооружений, не связанных с добычей
    полезных ископаемых

  • для образования
    особо охраняемых геологических
    объектов.

  • влияет на
    национальную безопасность РФ

  • обеспечивает
    основы суверенитета РФ, а также

отдельные участки
недр получают статус участков недр
федерального значения

на основании
совместных решений федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ.

КРФ
Статья 42

Каждый
имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.

Экологический
вред —
любое ухудшение состояния окружающей
среды, произошедшее вследствие

нарушения
экологических требований, и связанное
с ним любое умаление охраняемого законом
материального и нематериального блага,
включая жизнь и здоровье человека,
имущество физических и юридических
лиц. Составными частями экологического
вреда являются ущерб, упущенная выгода
и моральный вред.

Экологический
ущерб проявляется
прежде всего в форме загрязнения
окружающей среды, порчи, уничтожения,
повреждения, истощения природных
ресурсов, разрушения экологических
систем. Вследствие данных нарушений
может быть причинен ущерб здоровью и
имуществу граждан и юридических лиц.
Экологический ущерб часто связан с
упущением выгоды, неполучением
природопользователем доходов, которые
он мог получить при обычных условиях.

Моральный
вред может
заключаться в нравственных переживаниях.
В экологическом праве, например,
уничтожение зеленых насаждений в городах
может рассматриваться как фактор
причинения морального вреда, что
соответственно должно служить основанием
для его возмещения. В суд могут
предъявляться иски на основании нарушения
права на благоприятную окружающую
среду.

Закон ≪Об
охране окружающей среды≫
предусматривает возмещение вреда,
причиненного здоровью граждан
неблагоприятным воздействием окружающей
среды. Вред окружающей среде согласно
Закону
≪Об
охране окружающей среды≫
причиняется ее загрязнением, истощением,
порчей, уничтожением, нерациональным
использованием природных ресурсов,
разрушением естественных экологических
систем
и другими нарушениями экологического
законодательства, В ст.

Предлагаем ознакомиться:  Кто имеет право заверять документы в организации

77 Закона ≪Об
охране окружающей среды≫
говорится о том, что вред,
причиненный окружающей среде, должен
быть возмещенв
полном объеме
юридическими и физическими лицами, по
вине которых был причинен вред окружающей
среде, здоровью и имуществу граждан.
Возмещение
причиненного вредапроизводитсядобровольно
или по решению суда или арбитражного
суда в соответствии с утвержденными
таксами
и
методиками исчисления размера ущерба,
а при их отсутствии по фактическим
затратам на восстановление нарушенного
состояния окружающей среды с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной
выгоды.

Законом предусматривается
возмещение вреда в натуре путем возложения
на ответчика обязанности по восстановлению
окружающей среды за счет его сил и
средств.При определении ущерба учитывается
прямой ущерб, связанный с разрушением
и снижением стоимости строений, жилых
и производственных помещений, оборудования,
имущества, и упущенная
выгода
от потери урожая, снижения плодородия
почв и иных вредных последствий.

Закон
устанавливает, что юридические и
физические лица вправе предъявлять иск
в суд или в арбитражный суд, а граждане
— в суд о прекращении экологически
вредной деятельности, причиняющей вред
здоровью и имуществу граждан, народному
хозяйству и окружающей среде. Решение
суда, арбитражного суда о прекращении
экологически вредной деятельности
является основанием для прекращения
ее финансирования банком.

Глава III. Охрана объектов животного мира и среды их обитания

  • право землепользования

  • право недропользования

  • право водопользования

  • право лесопользования

  • использование
    объектов животного мира

  • использование
    атмосферного воздуха.

1)
с октября 1917 до 60 – 70-х гг.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В 60-70-х гг. произошла
вторая кодификация советского
законодательства.

Право собственности на атмосферный воздух

Экологические
отношения регулировались в рамках
земельного законодательства и права.
Однако были и отдельные источники в
области ЭП:

  • Лесной кодекс
    РСФСР 1923 г.

  • Горный устав 1922
    г.

В 1960 году принят
закон СССР «Об охране природы» — это
первый кодифицированный документ, в
котором предметом регулирования
(объектом охраны) была природа в целом.
Этот закон декларировал охрану природы,
но не содержал механизма реализации,
т.е. носил отсылочный и бланкетный
характер.

2)
с 60 – 70-х гг. до 1991 г.

Совместное
постановление ЦК КПСС и Совета министров
СССР от 7 января 1988 года «О коренной
перестройке дела охраны природы в
стране». В нём предусматриваются меры
экономического регулирования охраны
природы (стимулирование природопользователей,
планирование и финансирование мероприятий
по охране природы).

Помимо данного
документа в этот же период проводится
вторая кодификация советского
законодательства. Принимаются:

  • «Основы
    законодательства о недрах» 1975 г.

  • «Основы земельного
    законодательства» 1968 г.

  • «Основы водного
    законодательства» 1970 г.

  • «Основы лесного
    законодательства» 1977 г.

В 1980–82 гг.
принимаются закон «Об охране атмосферного
воздуха» и закон

«О животном мире».
Эти акты закрепили выделение ресурсных
отраслей.

(общая
характеристика и его роль в развитии
экологического

и
иных отраслей законодательства)

Структура закона:
состоит из 16 глав, 84 статей (прежний
закон содержал из 14 разделов, 92 статей).

1)
данный закон содержит систему основных
понятий, которые применяются в нём и
иных источниках ЭП

2)
содержит систему принципов охраны
окружающей среды (в том числе и при
проведении экологической экспертизы)

3)
в нём содержатся положения, касающиеся
оценки воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду (ОВОС)

4)
дополнена система экологических
нормативов

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

5)
содержатся требования к субъектам
хозяйственной деятельности на всех
этапах данной деятельности

6)
содержатся (дополнены) положения об
экологическом образовании и культуре

7)
некоторые положения приведены в
соответствие с законодательством об
особо охраняемых природных территориях

Право собственности на атмосферный воздух

8)
исключены положения об административной
ответственности за экологические
правонарушения.

1)
понятия имеют в основном научный
характер и во многих из них содержатся
логические ошибки, которые затрудняют
их применение

2)
имеются противоречия между отдельными
принципами

Например: с одной
стороны – допускается хозяйственная
деятельность, которая не причиняет
окружающей среде существенного вреда,
с другой стороны – принцип презумпции
экологической опасности любой намеченной
хозяйственной деятельности.

3)
дублируются принципы из закона «Об
экологической экспертизе»

Право собственности на атмосферный воздух

4)
отсутствуют положения об экологическом
аудировании (экологическом аудите).

В данном законе
дано только определение экологического
аудита (ст.1), больше упоминаний нет.
Следовало бы перечислить случаи
обязательного экологического аудита.

5)
нормы имеют отсылочный (бланкетный)
характер к ещё не существующему
законодательству, что создаёт пробелы

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

6)
сокращено количество видов экономического
стимулирования охраны окружающей
среды, прородопользования. Нормы
декларативные. Не предусмотрено создание
и функционирование экологических
фондов (они упразднены).

7)
среди видов ответственности закон
называет имущественную ответственность.
Это название не отражает суть: речь
идёт о гражданско-правовой ответственности
за причинение вреда.

Вывод:
в целом прежний закон был лучше (в
частности с точки зрения его реального
действия).

5.
Законодательство о недрах, водное,
лесное, об охране и использовании
животного мира и об охране атмосферного
воздуха (общая характеристика)

Формы и субъекты
права собственности на особо охраняемые
природные территории (правильнее было
бы сказать – на природные комплексы
особо охраняемых природных территорий)
устанавливаются в зависимости от
значения той или иной территории.

1

государственные
природные заповедники

это территории
только федерального значения

являются объектом
права федеральной собственности

2

национальные парки

могут быть только
федерального значения

являются
объектом права федеральной собственности

Однако
территория национального парка может
включать в себя земли сельскохозяйственного
использования (назначения) ={amp}gt; если
такие участки не были изъяты при
создании парка, они могут находиться
в собственности субъекта федерации
или муниципальной собственности.

3

природные парки

только регионального
значения

при их создании
должна устанавливаться собственность
субъекта федерации

4

государственные
природные заказники

могут быть либо
федерального либо регионального
значения

федеральная
собственность либо собственность
субъекта федерации (в зависимости от
того, кто их создаёт)

5

памятники природы

имеют либо федеральное
либо региональное значение

федеральная
собственность либо собственность
субъекта федерации

6

дендрологические
парки и ботанические сады

имеют либо федеральное
либо региональное значение

федеральная
собственность либо собственность
субъекта федерации

7

лечебные природные
ресурсы, лечебно-оздоровительные
местности, курорты

Могут быть федерального,
регионального или местного значения

В
соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 года
«О лечебных природных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях
и курортах» данные объекты могут быть
федерального значения (тогда на них
устанавливается федеральная
собственность), а также регионального
и местного значения (тогда они находятся
в собственности субъекта федерации).

Право собственности на атмосферный воздух

Перечень категорий
не является исчерпывающим. Законы
субъектов РФ могут предусматривать и
иные категории территорий ={amp}gt; и иные
формы собственности на них.

КРФ
Статья 42

отходы
производства и потребления
— остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,
иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства
или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские
свойства;

размещение
отходов
— хранение и захоронение отходов;

хранение
отходов
— содержание отходов в объектах размещения
отходов в целях их последующего
захоронения, обезвреживания или
использования;

захоронение
отходов
— изоляция отходов, не подлежащих
дальнейшему использованию, в специальных
хранилищах в целях предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую
среду;

Право собственности на атмосферный воздух

использование
отходов
— применение отходов для производства
товаров (продукции), выполнения работ,
оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание
отходов
— обработка отходов, в том числе сжигание
и обеззараживание отходов на
специализированных установках, в целях
предотвращения вредного воздействия
отходов на здоровье человека и окружающую
среду;

Статья
51. Требования в области охраны окружающей
среды при обращении с отходами производства
и потребления

1.
Отходы производства и потребления, в
том числе радиоактивные отходы, подлежат
сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению,
условия и способы которых должны быть
безопасными для окружающей среды и
регулироваться законодательством
Российской Федерации.

2.
Запрещаются:

  • сброс
    отходов производства и потребления, в
    том числе радиоактивных отходов, в
    поверхностные и подземные водные
    объекты, на водосборные площади, в недра
    и на почву
    ;

  • размещение
    опасных отходов и радиоактивных отходов
    на
    территориях, прилегающих к городским
    и сельским поселениям, в лесопарковых,
    курортных, лечебно-оздоровительных,
    рекреационных зонах, на путях миграции
    животных, вблизи нерестилищ и в иных
    местах, в которых может быть создана
    опасность

    для окружающей среды, естественных
    экологических систем и здоровья
    человека;

  • захоронение
    опасных отходов и радиоактивных отходов
    на
    водосборных площадях подземных водных
    объектов, используемых в качестве
    источников водоснабжения
    ,
    в бальнеологических целях, для извлечения
    ценных минеральных ресурсов;

  • ввоз
    опасных отходов и радиоактивных отходов
    в
    Российскую Федерацию в целях их
    захоронения и обезвреживания
    .

3.
Отношения в области обращения с отходами
производства и потребления, а также
опасными отходами и радиоактивными
отходами регулируются соответствующим
законодательством Российской Федерации.

Статья
50. Охрана окружающей среды от негативного
биологического воздействия

1.
Запрещаются производство, разведение
и использование растений, животных и
других организмов, не свойственных
естественным экологическим системам,
а также созданных искусственным путем,
без разработки эффективных мер по
предотвращению их неконтролируемого
размножения, положительного заключения
государственной экологической экспертизы,
разрешения федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
государственное управление в области
охраны окружающей среды, иных федеральных
органов исполнительной власти в
соответствии с их компетенцией и
законодательством Российской Федерации.

Право собственности на атмосферный воздух

2.
При размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации и выводе из
эксплуатации опасных производственных
объектов, применении технологий,
связанных с негативным воздействием
микроорганизмов на окружающую среду,
должны соблюдаться требования в области
охраны окружающей среды, природоохранные
нормативы, в том числе нормативы предельно
допустимых концентраций микроорганизмов,
государственные стандарты и иные
нормативные документы в области охраны
окружающей среды.

  • право
    землепользования

  • право
    недропользования

  • право
    водопользования

  • право
    лесопользования

  • использование
    объектов животного мира

  • использование
    атмосферного воздуха.

Например:

  • с
    участием граждан (физических лиц)

  • с
    участием юридического лица.

Содержание права
природопользования как правоотношения
– это совокупность юридических прав
и обязанностей субъектов.

Права и обязанности
природопользователя зависят от того,
распространяются ли они на всех
природопользователей (т.е. независимо
от вида используемого объекта) либо в
зависимости от вида объекта.

Общие права и
обязанности
– выражены в Конституции РФ, федеральных
законах и повторяются в природноресурсных
законах.

Специальные
права и обязанности
– содержатся в природноресурсных
законах и отражают специфику используемого
компонента природной среды.

Законодатель в
основном определяет больше обязанностей,
чем прав (используя формулировку «и
иные права»).

Например:

  • участок лесофонда
    либо лес, не входящий в лесной фонд

  • животный мир в
    целом

  • атмосферный
    воздух в целом

  • участок недр и
    т.п.

  • с участием граждан
    (физических лиц)

  • с участием
    юридического лица.

Субъектом является
вменяемое дееспособное физическое
лицо (как правило, с 18 лет), сдавшее
испытания по охотничьему минимуму,
отметка о сдаче которых имеется в
государственном охотничьем билете
либо членском охотничьем билете

(билет выдаётся
на 5 лет).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

При охоте с
огнестрельным либо холодным оружием
должно быть разрешение (лицензия) на
его хранение, ношение и применение.

Также должна быть
лицензия либо путёвка, в которой
указывается время охоты, место, виды и
количество объектов охоты.

Глава III. Охрана объектов животного мира и среды их обитания

правового
режима использования недр.

Государственный
фонд недр.

Право собственности на атмосферный воздух

Правовой
режим использования природного ресурса
– это установленный правовыми нормами
порядок должного поведения
природопользователя по отношению к
используемому им природному ресурсу.

Недра
– это часть земной коры, расположенной
ниже почвенного слоя (а при его отсутствии
– ниже земной поверхности) на водоёмах
и водотопах и простирающийся до глубин,
доступных для геологического исследования
и освоения.

Недра
– это всё подземное пространство, в
том числе – находящиеся в нём полезные
ископаемые и природные ресурсы.

Государственный
фонд недр (ст.2 ФЗ «О недрах») включает
в себя:

  • используемые
    участки, представляющие собой
    геометризованные блоки недр и

  • неиспользуемые
    части
    недр в пределах территории РФ и её
    континентального шельфа.

Континентальный
шельф – это морское дно и недра подводных
окраин материка шириной 200 морских
миль.

Объектом права
недропользования является
участок недр в виде горного отвода,
т.е. геометризованный блок недр (имеющий
определённые границы, объём).

1)
пространственные контуры

2)
месторождения полезных ископаемых
(при их разработке и добыче)

3)
положение участка строительства и
эксплуатации подземного сооружения
(например, при строительстве метро)

4)
границы безопасного проведения горных
и взрывных работ (например: при
строительстве подземных переходов,
станций метро).

Участок недр –
это некая объёмная фигура, имеющая
границы.

Субъектами права
недропользования, по общему правилу,
могут быть субъекты предпринимательской
деятельности
(в том числе участники простого
товарищества, иностранцы, лица без
гражданства, иностранные граждане –
если федеральными законами не
предусмотрено иное).

1)
без применения взрывных работ осуществлять
добычу общераспространённых полезных
ископаемых (глина, песок, гравий) и
строительство подземных сооружений
для своих нужд на глубину до 5 метров

2)
устройство и эксплуатацию бытовых
колодцев и скважен на первый водоносный
горизонт, не являющихся источником
централизованного водоснабжения.

Для этого не
требуется специального разрешения.
Это право общего недропользования.

2)
в качестве пользователей недр при
ведении работ по добыче радиоактивного
сырья и захоронения радиоактивных
материалов, токсичных и иных опасных
отходов могут выступать только
юридические лица, зарегистрированные
на территории РФ и имеющие лицензию на
данные работы.

В соответствии с
ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 г.

Животный мир
– это совокупность живых организмов
всех видов диких животных, постоянно
или временно населяющих территорию
Российской Федерации и находящихся в
состоянии естественной свободы, а также
относящихся к природным ресурсам
континентального шельфа и исключительной
экономической зоны РФ (ст.1 ФЗ).

1)
это совокупность всех видов живых
организмов животного происхождения
(от простейших до сложных)

2)
территориальный признак: данные животные
находятся на территории РФ

К животному миру
относят также перелётных птиц и др.

3)
животные находятся в состоянии
естественной свободы

Микроорганизмы,
населяющие другие виды животных, не
являются самостоятельными объектами
животного мира.

Право собственности на атмосферный воздух

Объект животного
мира – это
организм животного происхождения
(дикое животное) или их популяция (ст.1
ФЗ).

Согласно ст.3 ФЗ
«О животном мире» отношения
в области охраны и использования
сельскохозяйственных и других
одомашненных животных, а также диких
животных, содержащихся в неволе,
регулируются другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ.

Сельскохозяйственные
животные – это крупный и мелкий скот.

ФЗ «О животном
мире» не распространяется на диких
животных, находящихся в неволе, т.е.
лишённых свободного состояния (например:
животные в зоопарке, в цирке), но
распространяется на животных, находящихся
в полувольных условиях (например, в
государственном природном заказнике).

Предлагаем ознакомиться:  О жалобах в Верховный суд по гражданским делам: образец, срок подачи, как в РФ

ФЗ «О животном
мире» не содержит понятия фаунистического
фонда, но в законах субъектов РФ
(например, в законе Свердловской области
от 27 марта
1996 г. N 16-ОЗ «Об охране животного мира
и использовании его ресурсов»)
такое понятие определено.

В ст.4
закона
Свердловской области сказано, что дикие
животные, обитающие на территории
Свердловской области, составляют
фаунистический фонд Свердловской
области, являющийся составной частью
фаунистического фонда Российской
Федерации.

1)
фонд охотничьих животных (тех, на которых
охотятся)

2)
животные, занесённые в Красную книгу
РФ и Красную книгу Свердловской области

Право собственности на атмосферный воздух

3)
иные животные, постоянно или временно
находящиеся на территории РФ

Согласно ч.1 ст.5
закона Свердловской области животный
мир в пределах территории Свердловской
области является государственной
собственностью. Вопросы владения,
пользования и распоряжения животным
миром в пределах территории Свердловской
области относятся к совместному ведению
РФ и Свердл. обл. и решаются в соответствии
с федеральным и областным законодательством.

Согласно
ч.2 ст.5 закона
Свердловской области рыбные
запасы рыбохозяйственных водоемов,
искусственно созданных для данных
целей, и расположенных на земельных
участках, находящихся в собственности
граждан и юридических лиц, не включаются
в состав фаунистического фонда, и
являются собственностью данных граждан
и юридических лиц.

«Рыбные
запасы замкнутых (непроточных) водоемов,
искусственно созданных в рыбохозяйственных
целях юридическими лицами и гражданами
на земельных участках, находящихся в
их собственности, пожизненном наследуемом
владении или бессрочном пользовании,
являются их собственностью. Такие
рыбные запасы не включаются в состав
фаунистического фонда Свердловской
области» (ч.2 ст.5 закона Свердл. обл.)

Возникает вопрос:
насколько правомерным является в законе
субъекта исключать рыбные запасы из
фаунистического фонда и вообще давать
определение фаунистического фонда?

Объектом
является
объект животного мира в целом, под
которым понимается дикое
животное либо популяция диких животных
(ст.1 ФЗ).

Субъекты

граждане (на основе именных разовых
лицензий) либо юридические лица (на
основе досрочной лицензии).

Понятие правовой
охраны животного мира закреплено в
ст.1 ФЗ «О животном мире».

1)
охрана видового разнообразия и
видообразия (ст.21, 25, 26 ФЗ):

  • создание особо
    охраняемых природных территорий

  • запрет на охоту
    и рыболовство

  • занесение в
    Красную книгу

2)
охрана среды обитания

3)
регулирование численности животных

4)
охрана животного мира при осуществлении
производственных процессов (особенно
это актуально для Дальнего Востока,
Сибири).

Инструкция
Роскомрыболовства 1995 года «О порядке
осуществления контроля за эффективностью
рыбозащитных устройств и проведении
наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных
сооружениях».

правового
режима использования недр.

Государственный
фонд недр.

  • используемые
    участки, представляющие собой
    геометризованные блоки недр и

  • неиспользуемые
    части
    недр в пределах территории РФ и её
    континентального шельфа.

Континентальный
шельф – это морское дно и недра подводных
окраин материка шириной 200 морских
миль.

В соответствии с
ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 г.

Животный мир
– это совокупность живых организмов
всех видов диких животных, постоянно
или временно населяющих территорию
Российской Федерации и находящихся в
состоянии естественной свободы, а также
относящихся к природным ресурсам
континентального шельфа и исключительной
экономической зоны РФ (ст.1 ФЗ).

1)
это совокупность всех видов живых
организмов животного происхождения
(от простейших до сложных)

Право собственности на атмосферный воздух

2)
территориальный признак: данные животные
находятся на территории РФ

К
животному миру относят также перелётных
птиц и др.

3)
животные находятся в состоянии
естественной свободы

Микроорганизмы,
населяющие другие виды животных, не
являются самостоятельными объектами
животного мира.

Объект животного
мира – это
организм животного происхождения (дикое
животное) или их популяция (ст.1 ФЗ).

Согласно ст.3 ФЗ
«О животном мире» отношения
в области охраны и использования
сельскохозяйственных и других одомашненных
животных, а также диких животных,
содержащихся в неволе, регулируются
другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ.

Сельскохозяйственные
животные – это крупный и мелкий скот.

ФЗ «О животном
мире» не распространяется на диких
животных, находящихся в неволе, т.е.
лишённых свободного состояния (например:
животные в зоопарке, в цирке), но
распространяется на животных, находящихся
в полувольных условиях (например, в
государственном природном заказнике).

ФЗ «О животном
мире» не содержит понятия фаунистического
фонда, но в законах субъектов РФ (например,
в законе Свердловской области от
27 марта 1996 г. N 16-ОЗ «Об охране животного
мира и использовании его ресурсов»)
такое понятие определено.

В ст.4
закона
Свердловской области сказано, что дикие
животные, обитающие на территории
Свердловской области, составляют
фаунистический фонд Свердловской
области, являющийся составной частью
фаунистического фонда Российской
Федерации.

1)
фонд охотничьих животных (тех, на которых
охотятся)

2)
животные, занесённые в Красную книгу
РФ и Красную книгу Свердловской области

Безвозмездное пользование

Это бесплатный
вид лесопользования.

Участки лесного
фонда предоставляются на основе договора
безвозмездного пользования.

Договор заключается
на срок до 49 лет.

Основанием
заключения договора является решение
органов государственной власти субъекта
РФ, принимаемое по представлению
территориального органа.

«Положение о
безвозмездном пользовании» 1998 года не
оговаривает, кто может выступать
субъектом – обычно это государственные
и муниципальные учреждения,
сельскохозяйственные предприятия,
граждане (население).

Договор заключается
в письменной форме и подлежит
государственной регистрации.

Отличительная
черта – осуществляется на срок до 1
года.

Участки лесного
фонда предоставляются по результатам
проведения лесного аукциона или на
основании решения органов государственной
власти субъекта РФ посредством выдачи
лесорубочных билетов (ордеров) или
лесных билетов.

Лесорубочные
билеты (ордера) и лесные билеты
– это документы, удостоверяющие право
пользования. Срок их действия составляет
1 год. Выдаются они на основании договора
аренды, безвозмездного пользования
или концессии и протокола аукциона
либо решения органа власти субъекта
РФ.

Особым
видом права пользования является
сервитут.

Виды
сервитута

публичный
сервитут

(ст.21,
86 Лесного кодекса)

Граждане
имеют возможность свободно пребывать
в лесах Лесного фонда и лесах, входящих
в Лесной фонд, если иное не установлено
ФЗ. В лесах обороны – нельзя.

частный
сервитут

Особенность
частного сервитута заключается в том,
что он ограничивает не право собственности,
а права первичных пользователей.

Правовая
классификация

лесов,
входящих в Лесной фонд

В соответствии с
экономическим, экологическим и социальным
значением лесного фонда, его местоположением
и выполняемыми им функциями производятся
разделение лесного фонда по группам
лесов и разграничение лесов первой
группы по категориям защитности. Ст.55
– 58 Лесного кодекса РФ.

В лесном фонде
выделяются леса первой, второй и третьей
групп.

1)
леса первой группы
– это леса, основным назначением которых
является выполнение водоохранных,
защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных функций, а также леса
особо охраняемых природных территорий.

В зависимости от
категорий защитности дифференцируется
порядок использования и охраны лесов
первой группы.

Право собственности на атмосферный воздух

Леса
первой группы разделяются на следующие
категории защитности (сами
категории выделяются по конкретизации
функций):

  • противоэрозионные
    леса

  • притундровые
    леса

  • орехово-промысловые
    зоны

  • лесоплодовые
    насаждения

  • леса
    государственных природных заповедников

  • леса
    национальных парков

  • леса
    природных парков

  • заповедные
    лесные участки и т.д.

В лесах первой
группы запрещается промысловая заготовка
древесины.

Леса первой группы
могут располагаться по всей территории
РФ.

2)
леса второй группы
– к ним относятся:

  • леса
    в регионах с высокой плотностью населения
    и развитой сетью наземных

транспортных
путей

  • леса,
    выполняющие водоохранные, защитные,
    санитарно-гигиенические,

оздоровительные
и иные функции, имеющие ограниченное
эксплуатационное значение

  • леса
    в регионах с недостаточными лесными
    ресурсами, для сохранения которых

требуется
ограничение режима лесопользования.

В
отличие от лесов первой группы допускается
использование лесов второй группы (в
том числе ограниченная заготовка
древесины).

Т.е.
выделяется 2 критерия:

  • функции

  • критерий
    местоположения (в основном европейская
    часть и Урал до Западной Сибири).

3)
леса третьей группы
– это леса многолесных регионов, имеющие
преимущественно эксплуатационное
значение.

При заготовке
древесины должно обеспечиваться
сохранение экологических функций этих
лесов.

1)
освоенные леса
(в основном предоставляются на праве
аренды лицам, которые

Право собственности на атмосферный воздух

2)
резервные леса
(не используются в данный момент).

Субъекты
права лесопользования:

  • граждане

  • юридические
    лица.

Концессия

Лесопользователь
должен соответствовать требованиям к
инвестору (в соответствии с законодательством
об инвестициях и иностранных инвестициях).

Субъекты
общего лесопользования – граждане.

Субъекты
специального лесопользования – граждане
и юридические лица.

Объектом
выступает
участок Лесного фонда или леса, не
входящего в Лесной фонд, границы или
местоположение которого устанавливаются
в порядке проведения лесоустройства.

Лесоустройство
осуществляет территориальный орган
управления лесным хозяйством (в данный
момент это лесхозы).

Право собственности на атмосферный воздух

Виды
права лесопользования:

  • общее
    лесопользование

  • специальное
    лесопользование

1)
заготовка древесины

2)
заготовка живицы за 3 – 5 лет до вырубки
(живица – это смола хвойных пород
деревьев)

3)
заготовка второстепенных лесных ресурсов
(например: кора, пни, ветки, новогодние
ёлки)

На
данные виды каждому лесопользователю
выдаётся лесорубочный билет либо
лесорубочный ордер на мелкооптовый
отпуск древесины либо на подготовку
сухостойной и малоценной древесины.

Порядок
использования для заготовки древесины
и живицы установлен «Правилами отпуска
древесины на корню в лесах РФ», утверждённых
Постановлением Правительства РФ от 1
июня 1998 г. Данный документ регулирует
также виды и способы рубок леса.

4)
побочное лесопользование
– это заготовки иной, не основной
продукции, второстепенных ресурсов.
Это промышленная заготовка лекарственных
и иных растений, грибов, ягод, шишек,
орехов, а также размещение ульев, пасек,
пастьба скота и сенокошение – данный
перечень не является исчерпывающим.

Устанавливается
на уровне специальных федеральных
органов исполнительной власти.

5)
для нужд охотничьего хозяйства

6)
для научно-исследовательских целей

7)
для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей
(например, размещение баз отдыха на
территории леса).

На 4 – 7 виды
лесопользователям выдаётся лесной
билет.

Данные виды
устанавливаются как в отношении лесного
фонда, так и в отношении городских лесов.

1)
нескольким лесопользователям

2)
одному лесопользователю для разных
целей.

1)
использовать по назначению

2)
возводить постройки

Право собственности на атмосферный воздух

3)
иные права, установленные законодательством,
договорами.

Обязанности
лесопользователей

1)
не оставлять недорубов (лесосек
с незаконченными рубками) и заготовленной
древесины в местах рубок по истечении
сроков ее заготовки и вывозки

2)
производить очистку от порубочных
остатков одновременно
с заготовкой древесины

3)
соблюдать «Правила пожарной безопасности
в лесах РФ», утверждённые Постановлением
СМ РФ от 9 сентября 1993 г. N 886 (с изменениями
от 27 декабря 1994 г.)

4)
производить лесовосстановительные
мероприятия за свой счёт, если в результате
лесопользования на
вырубках и площадях, на которых в
результате деятельности лесопользователей
уничтожен подрост или погибла
древесно-кустарниковая растительность
и т.д. (ст.83 Лесного кодекса)

Особенности
использования лесов,

Право собственности на атмосферный воздух

не
входящих в Лесной фонд

1)
леса, расположенные на землях обороны

2)
леса, расположенные на землях городских
поселений (городские леса).

Согласно ч.1 ст.5
закона Свердловской области животный
мир в пределах территории Свердловской
области является государственной
собственностью. Вопросы владения,
пользования и распоряжения животным
миром в пределах территории Свердловской
области относятся к совместному ведению
РФ и Свердл. обл. и решаются в соответствии
с федеральным и областным законодательством.

Согласно
ч.2 ст.5 закона
Свердловской области рыбные
запасы рыбохозяйственных водоемов,
искусственно созданных для данных
целей, и расположенных на земельных
участках, находящихся в собственности
граждан и юридических лиц, не включаются
в состав фаунистического фонда, и
являются собственностью данных граждан
и юридических лиц.

«Рыбные
запасы замкнутых (непроточных) водоемов,
искусственно созданных в рыбохозяйственных
целях юридическими лицами и гражданами
на земельных участках, находящихся в
их собственности, пожизненном наследуемом
владении или бессрочном пользовании,
являются их собственностью. Такие рыбные
запасы не включаются в состав
фаунистического фонда Свердловской
области» (ч.2 ст.5 закона Свердл. обл.)

Возникает
вопрос: насколько правомерным является
в законе субъекта исключать рыбные
запасы из фаунистического фонда и вообще
давать определение фаунистического
фонда?

Объектом
является
объект животного мира в целом, под
которым понимается дикое
животное либо популяция диких животных
(ст.1 ФЗ).

Субъекты

граждане (на основе именных разовых
лицензий) либо юридические лица (на
основе досрочной лицензии).

Особым видом права
пользования является сервитут.

Виды
сервитута

(ст.21, 86 Лесного
кодекса)

Граждане имеют
возможность свободно пребывать в лесах
Лесного фонда и лесах, входящих в Лесной
фонд, если иное не установлено ФЗ. В
лесах обороны – нельзя.

частный
сервитут

Особенность
частного сервитута заключается в том,
что он ограничивает не право собственности,
а права первичных пользователей.

Право собственности на атмосферный воздух

Правовая
классификация

лесов,
входящих в Лесной фонд

В соответствии с
экономическим, экологическим и социальным
значением лесного фонда, его местоположением
и выполняемыми им функциями производятся
разделение лесного фонда по группам
лесов и разграничение лесов первой
группы по категориям защитности. Ст.55
– 58 Лесного кодекса РФ.

В лесном фонде
выделяются леса первой, второй и третьей
групп.

1)
леса первой группы
– это леса, основным назначением которых
является выполнение водоохранных,
защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных функций, а также леса
особо охраняемых природных территорий.

Городские леса

Ст.133 ЛК

Право собственности на атмосферный воздух

Основное их
назначение
– обеспечить экологически благоприятную
обстановку в городе, отдых и оздоровление
населения.

Леса, расположенные
на землях городских поселений,
предназначены для отдыха населения,
проведения культурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий, а также для
сохранения благоприятной экологической
обстановки.

Для данных лесов
разрешаются все виды пользования.
Исключение: запрещается предоставлять
городские леса для нужд охотничьего
хозяйства, а также запрещается заготовка
древесины в порядке рубок главного
пользования. Разрешаются рубки ухода
и прочие (допускается
проведение в указанных лесах рубок
ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции
и обновления, прочих рубок).

В
лесной фонд и в леса, не входящие в лесной
фонд, не включается древесно-кустарниковая
растительность. Особенности
использования древесно-кустарниковой
растительности, не относящейся к лесам
– гл.19 ЛК РФ (самостоятельно).

Ст.133 ЛК

Основное их
назначение
– обеспечить экологически благоприятную
обстановку в городе, отдых и оздоровление
населения.

Леса, расположенные
на землях городских поселений,
предназначены для отдыха населения,
проведения культурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий, а также для
сохранения благоприятной экологической
обстановки.

Для данных лесов
разрешаются все виды пользования.
Исключение: запрещается предоставлять
городские леса для нужд охотничьего
хозяйства, а также запрещается заготовка
древесины в порядке рубок главного
пользования. Разрешаются рубки ухода
и прочие (допускается
проведение в указанных лесах рубок
ухода, санитарных рубок, рубок
реконструкции и обновления, прочих
рубок).

Предлагаем ознакомиться:  Подписала договор не прочитав

В
лесной фонд и в леса, не входящие в
лесной фонд, не включается
древесно-кустарниковая растительность.
Особенности
использования древесно-кустарниковой
растительности, не относящейся к лесам
– гл.19 ЛК РФ (самостоятельно).

3. Правовая охрана вод

ВК в
ст.1 определил понятие охраны водных
объектов. Данное понятие следует
рассматривать вместе с положениями
гл.11 ВК.

Охрана
водных объектов
– это деятельность, направленная на
сохранение и восстановление водных
объектов.

1)
охрана водных объектов от загрязнения
(понятие
загрязнения содержится в ст.1 ВК.

Загрязнение –
это сброс или поступление иным способом
в водные объекты, а также образование
в них вредных веществ, которые ухудшают
качество поверхностных и подземных
вод, ограничивают использование либо
негативно влияют на состояние дна и
берегов водных объектов).

2)
охрана водных объектов от засорения

Засорение водных
объектов –
это сброс или поступление иным способом
в водные объекты предметов или взвешенных
частиц, ухудшающих состояние и
затрудняющих использование водных
объектов (ст.1 ВК).

3)
охрана водных объектов от истощения

Истощение вод
– это устойчивое сокращение запасов
и ухудшение качества поверхностных и
подземных вод (ст.1 ВК).

ВК в
ст.1 определил понятие охраны водных
объектов. Данное понятие следует
рассматривать вместе с положениями
гл.11 ВК.

Охрана
водных объектов
– это деятельность, направленная на
сохранение и восстановление водных
объектов.

1)
охрана водных объектов от загрязнения
(понятие
загрязнения содержится в ст.1 ВК.

Загрязнение
– это сброс или поступление иным способом
в водные объекты, а также образование
в них вредных веществ, которые ухудшают
качество поверхностных и подземных
вод, ограничивают использование либо
негативно влияют на состояние дна и
берегов водных объектов).

2)
охрана водных объектов от засорения

Засорение
водных объектов
– это сброс или поступление иным способом
в водные объекты предметов или взвешенных
частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих
использование водных объектов (ст.1 ВК).

3)
охрана водных объектов от истощения

Истощение
вод – это
устойчивое сокращение запасов и ухудшение
качества поверхностных и подземных вод
(ст.1 ВК).

1)
установление и соблюдение экологических
нормативов воздействия хозяйственной
деятельности на водные объекты (например:
предельно допустимые концентрации
вредных веществ, предельно допустимые
сбросы, временно согласованные сбросы)

2)
соблюдение правового режима установленных
вокруг водных объектов водоохранных
зон и прибрежных защитных полос

Действует
Постановление Правительства от 23 ноября
1996 года, утвердившее «Положение о
водоохранных зонах водных объектов и
их прибрежных защитных полосах».

Водоохранная зона
– это территория, примыкающая к акваториям
рек, озёр и других поверхностных водных
объектов, на которой устанавливается
специальный режим хозяйственных и иных
видов деятельности с целью предотвращения
загрязнения, засорения и истощения
водных объектов, а также сохранения
среды обитания растительного и животного
мира.

В пределах водоохранной зоны
устанавливается прибрежная защитная
полоса (именно она непосредственно
примыкает к акватории рек, озёр и других
поверхностных водных объектов), в
пределах которой устанавливаются
дополнительные ограничения
природопользования. Размеры и границы
зависят от физико-географических,
почвенных и гидрологических условий с
учётом прогноза изменения береговой
линии;

Право собственности на атмосферный воздух

они утверждаются органами
исполнительной власти субъектов РФ по
представлению специально уполномоченного
органа управления Водным фондом;
составляют от 50 до 500 метров. Например:
для рек размеры и границы устанавливаются
с учётом протяжённости от истока реки
(если 10 км – 50 м в обе стороны).

Требования режима
(что запрещается):

  • проведение
    авиационно-химических работ

  • размещение
    складов ядохимикатов, удобрений и
    других химических веществ

  • строительство
    и эксплуатация животноводческих ферм

  • проведение
    порубок деревьев главного пользования

  • добыча
    полезных ископаемых без согласования
    со специально уполномоченными

органами

  • распашка
    земель в прибрежных защитных полосах

  • движение
    автотранспортных средств.

3)
особая
охрана водных объектов в твёрдом
состоянии и особо охраняемых водных
объектов (запрещается сброс химических
веществ и предметов, изъятие воды
допускается на основании установленных
лимитов).

1)
установление и соблюдение экологических
нормативов воздействия хозяйственной
деятельности на водные объекты (например:
предельно допустимые концентрации
вредных веществ, предельно допустимые
сбросы, временно согласованные сбросы)

2)
соблюдение правового режима установленных
вокруг водных объектов водоохранных
зон и прибрежных защитных полос

Действует
Постановление Правительства от 23 ноября
1996 года, утвердившее «Положение о
водоохранных зонах водных объектов и
их прибрежных защитных полосах».

Водоохранная зона
– это территория, примыкающая к
акваториям рек, озёр и других поверхностных
водных объектов, на которой устанавливается
специальный режим хозяйственных и иных
видов деятельности с целью предотвращения
загрязнения, засорения и истощения
водных объектов, а также сохранения
среды обитания растительного и животного
мира.

В пределах водоохранной зоны
устанавливается прибрежная защитная
полоса (именно она непосредственно
примыкает к акватории рек, озёр и других
поверхностных водных объектов), в
пределах которой устанавливаются
дополнительные ограничения
природопользования. Размеры и границы
зависят от физико-географических,
почвенных и гидрологических условий
с учётом прогноза изменения береговой
линии;

они утверждаются органами
исполнительной власти субъектов РФ по
представлению специально уполномоченного
органа управления Водным фондом;
составляют от 50 до 500 метров. Например:
для рек размеры и границы устанавливаются
с учётом протяжённости от истока реки
(если 10 км – 50 м в обе стороны).

Требования
режима (что запрещается):

  • проведение
    авиационно-химических работ

  • размещение складов
    ядохимикатов, удобрений и других
    химических веществ

  • строительство и
    эксплуатация животноводческих ферм

  • проведение порубок
    деревьев главного пользования

  • добыча полезных
    ископаемых без согласования со
    специально уполномоченными

Право собственности на атмосферный воздух

органами

  • распашка
    земель в прибрежных защитных полосах

  • движение
    автотранспортных средств.

3)
особая
охрана водных объектов в твёрдом
состоянии и особо охраняемых водных
объектов (запрещается сброс химических
веществ и предметов, изъятие воды
допускается на основании установленных
лимитов).

Статья
55. Охрана окружающей среды от негативного
физического воздействия

1.
Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
юридические и физические лица при
осуществлении хозяйственной и иной
деятельности обязаны принимать
необходимые меры по предупреждению и
устранению негативного воздействия
шума, вибрации, электрических,
электромагнитных, магнитных полей и
иного негативного физического воздействия
на окружающую среду в городских и
сельских поселениях, зонах отдыха,
местах обитания диких зверей и птиц, в
том числе их размножения, на естественные
экологические системы и природные
ландшафты.

2.
При планировании и застройке городских
и сельских поселений, проектировании,
строительстве, реконструкции и
эксплуатации производственных объектов,
создании и освоении новой техники,
производстве и эксплуатации транспортных
средств должны разрабатываться меры,
обеспечивающие соблюдение нормативов
допустимых физических воздействий.

3.
Запрещается превышение нормативов
допустимых физических воздействий.

4. Правовая охрана и защита лесов

Лесной кодекс
разграничивает понятия охраны и защиты
лесов.

Право собственности на атмосферный воздух

Охрана лесов
– это комплекс мер и мероприятий по
предупреждению, борьбе и ликвидации
последствий лесных пожаров и лесонарушений.

Защита лесов
– это комплекс различных мер и мероприятий
по предупреждению и борьбе с вредителями
(насекомыми) и болезнями леса.

В отличие от горного
и водного законодательства лесное
законодательство более чётко формулирует
обязанности лесопользователей по охране
леса от пожаров и защите от вредителей
и болезней. Ст.93, 99, 101 ЛК РФ.

Организация
проведения мероприятий возлагается на
Лесную охрану (Лесная охрана – это
специализированное подразделение МПР).

Лесной кодекс
разграничивает понятия охраны и защиты
лесов.

Охрана лесов
– это комплекс мер и мероприятий по
предупреждению, борьбе и ликвидации
последствий лесных пожаров и лесонарушений.

Защита лесов
– это комплекс различных мер и мероприятий
по предупреждению и борьбе с вредителями
(насекомыми) и болезнями леса.

В отличие от
горного и водного законодательства
лесное законодательство более чётко
формулирует обязанности лесопользователей
по охране леса от пожаров и защите от
вредителей и болезней. Ст.93, 99, 101 ЛК РФ.

Организация
проведения мероприятий возлагается
на Лесную охрану (Лесная охрана – это
специализированное подразделение
МПР).

6. Правовая охрана атмосферного воздуха

ФЗ от 4 мая 1999 года
в ст.1 содержит определение.

Атмосферный
воздух –
это жизненно важный компонент окружающей
природной среды, представляющий собой
естественную смесь газов атмосферы,
находящуюся за пределами жилых,
производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного
воздуха –
это система мер, осуществляемых органами
государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами в
целях улучшения качества атмосферного
воздуха и предотвращения его вредного
воздействия на здоровье человека и
окружающую природную среду.

Действуют
международные правовые документы по
охране озонового слоя:

  • Конвенция
    о трансграничном загрязнении воздуха
    на большие расстояния 1979 г.

  • Конвенция
    об охране озонового слоя и Манреальский
    договор к нему 1985 – 87 гг.

О
государственном учёте источников
воздействия на атмосферный воздух

О
порядке утверждения и принятия нормативов
воздействия на атмосферный воздух

1)
охрана атмосферного воздуха от загрязнения

2)
охрана атмосферного воздуха от физических
воздействий.

Тема:
Организационный
механизм охраны окружающей среды
(управление в экологической сфере)

ФЗ от 4 мая 1999 года
в ст.1 содержит определение.

Атмосферный
воздух –
это жизненно важный компонент окружающей
природной среды, представляющий собой
естественную смесь газов атмосферы,
находящуюся за пределами жилых,
производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного
воздуха –
это система мер, осуществляемых органами
государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами в
целях улучшения качества атмосферного
воздуха и предотвращения его вредного
воздействия на здоровье человека и
окружающую природную среду.

Действуют
международные правовые документы по
охране озонового слоя:

  • Конвенция о
    трансграничном загрязнении воздуха
    на большие расстояния 1979 г.

  • Конвенция об
    охране озонового слоя и Манреальский
    договор к нему 1985 – 87 гг.

О государственном
учёте источников воздействия на
атмосферный воздух

О порядке утверждения
и принятия нормативов воздействия на
атмосферный воздух

1)
охрана атмосферного воздуха от
загрязнения

2)
охрана атмосферного воздуха от физических
воздействий.

Право собственности на атмосферный воздух

Тема:
Организационный
механизм охраны окружающей среды
(управление в экологической сфере)

2) С 1991 года до настоящего времени

19 декабря 1991 года
принят закон РСФСР «Об охране окружающей
природной среды», 10 января 2002 года
принят ФЗ «Об охране окружающей среды».

Произошла третья
кодификация российского законодательства:

  • новая
    редакция закона «О недрах» (1995 г.)

  • ФЗ
    «О животном мире» (1995 г.)

  • Водный
    кодекс (1995 г.)

  • Лесной
    кодекс (1997 г.)

  • ФЗ
    «Об охране атмосферного воздуха» 1995
    г.

Т.е. произошло
изменение законодательства по отдельным
компонентам природной среды.

Причина этого:
новое государство, изменение природных
условий, природные ресурсы теперь могут
находиться в различных формах
собственности, природные ресурсы
активно включены в хозяйственно-экономическую
эксплуатацию.

Особенности
правового регулирования экологических
отношений в условиях федеративного
устройства РФ

Ст.71 – 76 Конституции.

Сравнить ст.71 и
ст.72 Конституции. Ни в оду из них не
включено законодательство о животном
мире. Это, по видимости, ошибка. Однако
это может привести к негативным правовым
последствиям – законодательство о
животном мире, поскольку не включено
ни в вопросы ведения РФ, ни в вопросы
совместного ведения, попадает в ведение
субъектов РФ.

Сравнить ФЗ «О
животном мире» и областной закон от 27
марта 1996 г. (с дополнениями 2001 г.) «Об
охране животного мира и использовании
его ресурсов».

Как правило,
определяется в каждом субъекте РФ
решением органов исполнительной власти
субъекта РФ.

3) место охоты

Охота разрешается
в охотничьих угодьях. Статус охотничьих
угодий определяется органами
исполнительной власти субъекта РФ.

4) способы охоты

Способы охоты
должны быть разрешёнными. Исключение
составляет охота в районах Сибири,
Крайнего Севера, Дальнего Востока
(субъект в данном случае – лицо с 14 лет
для охоты с огнестрельным оружием, не
требуется лицензии и разрешения, т.к.
охота осуществляется в родовых охотничьих
угодьях).

Рыболовство

См. самостоятельно

Рыболовство
регулируется в основном подзаконными
актами бывшего СССР законодательство
субъектов РФ (в Свердловской области
есть концепция развития рыболовства,
предусмотрено принятие специальных
законов, которых нет).

Относительно
любительского
рыболовства
нет ограничений по возрасту, но
предусмотрены ограничения по способу
и месту рыболовства.

Тема:
Правовая
охрана

отдельных
компонентов природной среды

1.
Эколого-правовые требования в сфере
природопользования.

Право собственности на атмосферный воздух

Понятие
правовой охраны природной среды.

Определение
понятия охраны природной среды содержится
в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей
среды – это
деятельность органов государственной
власти РФ, органов государственной
власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, общественных и иных
некоммерческих объединений, юридических
и физических лиц, направленная на
сохранение и восстановление природной
среды, рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов,
предотвращение негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду и ликвидацию ее
последствий (природоохранная
деятельность).

1)
сохранение и восстановление природной
среды

2)
рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов

3)
предотвращение негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду

4)
ликвидация последствий негативного
воздействия.

Под требованиями
в области охраны окружающей среды
(природоохранными требованиями)
понимаются
предъявляемые к хозяйственной и иной
деятельности обязательные условия
ограничения или их совокупность,
установленные законодательством,
природоохранными нормативами,
государственными стандартами и иными
нормативными документами в данной
сфере.

Право собственности на атмосферный воздух

1)
законодательством (на уровне РФ и
субъектов РФ)

2)
нормативно-технической документацией
(стандарты, нормативы).

Понятию «требования»
тожественны понятия «обязанности»,
«ограничения», «условия», «обременения»
и т.п.

Нормативно-техническая
документация устанавливает условия
по объекту деятельности, которые должен
соблюдать природопользователь. Объектом
выступают компоненты природной среды,
виды деятельности и т.д.

ФЗ «Об охране
окружающей среды» предусматривает
систему мер (мероприятий) организационного,
экономического и правового характера,
которые обеспечивают реализацию
установленных законодательством и
нормативно-технической документацией
требований. Например:

  • организационные
    меры – это меры в сфере управления

  • экономические
    меры – это меры в сфере экономического
    стимулирования и иного

экономического
регулирования

  • правовые меры –
    это меры юридической ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Порядок охраны
отдельных компонентов природной среды
– требования и меры – устанавливаются
поресурсным законодательством и
касаются охраны природных ресурсов и
охраны природной среды в целом в процессе
природопользования ={amp}gt; они обращены к
природопользователям, а также к органам
государственной власти и органам
местного самоуправления (п.5 ст.2 ФЗ «Об
охране окружающей среды»).

  • новая редакция
    закона «О недрах» (1995 г.)

  • ФЗ «О животном
    мире» (1995 г.)

  • Водный кодекс
    (1995 г.)

  • Лесной кодекс
    (1997 г.)

  • ФЗ «Об охране
    атмосферного воздуха» 1995 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector