Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

Условия бесплатного предоставления наделов земли

Нужно различать две самостоятельные стадии предоставления участка вне аукциона:

  • предварительную или факультативную, необходимую в отношении целинных земель (начинается подачей прошения о предварительном согласовании);
  • основную (начинается подачей прошения о предоставлении участка).

1. Силами и средствами заинтересованного лица готовится схема расположения участка. Это необходимо, если он не состоит на кадастровом учете в ГКН, а проект межевания территории не утвержден.

2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании. Заявитель вправе, но не обязан прилагать к нему документы, которые могут быть получены компетентным органом от других госструктур и органов самоуправления.

3. Индивидуально-правовой акт о предварительном, неокончательном согласовании принимается, если (одно из двух):

  • на момент подачи прошения участок не образован и проект межевания территории, в границах которой образуется участок, не утвержден;
  • необходимо уточнение границ объекта со смежными землями п. 3 ст. 25 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

4. Если решение компетентного органа было положительным, то для образования либо уточнения границ участка силами и средствами заявителя проводятся кадастровые работы.

5. Вновь образованный объект ставиться на учет в ГКН. В отношении уже существующего участка в госкадастр вносятся сведения касательно уточненных границ.

6. Проводится регистрация права собственности на предоставляемый участок за территориальной общиной, региональным образованием или государством в ЕГРП. В отношении участков, право публичной собственности на которые между территориальной общиной и государством не разграничено, госрегистрация не нужна.

7. Обращение в компетентный орган с заявлением о предоставлении участка. По выбору заинтересованного лица заявление может иметь традиционную письменную или электронную форму. Обращаться в компетентный орган можно посредством почтовой связи или портала госуслуг. Способы подачи оцифрованных заявлений регламентированы Приказом Минэкономразвития № 7 от 14.01.15 г.

8. Установление права собственности или пользования путем заключения договора о продаже, аренде, постоянном пользовании. В случаях, когда законодатель допускает предоставление участка на разных правовых основаниях, вид прав выбирает заявитель.

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

Процедура предварительного согласования имеет юридического значение. Принятие соответствующего решения или даже сам факт подачи заявления (кроме случаев, когда оно рассмотрено и последовал отказ) делает невозможным предоставление участка стороннему лицу, его выставление на аукцион и т.п.

Физическому лицу, заинтересованному в получении публичных земель, нужно определиться, какого вида заявление подавать. Если участок уже поставлен на учет в ГКН либо утвержден проект межевания территории, можно сразу писать заявление о предоставлении в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.

Если границы объекта необходимо уточнить, такому обращению предшествует процедура предварительного согласования (ст. 39.15 ЗК РФ).  Заявление о предоставлении включает в себя:

  • сведения о гражданине (ФИО, постоянное место жительство, реквизиты удостоверяющего личность документа, налоговый код, средства обратной связи);
  • кадастровый номер участка;
  • ссылка на обстоятельства, позволяющие получить объект вне аукциона (оговорены ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 ЗК РФ);
  • вид права (собственность, пользование, аренда), об установлении которого просит заявитель;
  • цель землепользования;
  • если предоставление участка обосновывается заменой ранее изъятого для публичных нужд, то реквизиты решения об изъятии;
  • если участок предоставляется для размещения объекта, предусмотренного документами территориального планирования, – ссылка на решение, которым она утверждена.

Если обращению о предоставлении участка предшествовала процедура предварительного согласования, никаких дополнительных бумаг прилагать не нужно, поскольку у компетентного органа они уже есть.

В их числе документы, подтверждающие право заявителя на получение участка вне аукциона.

Как получить право собственности на земельный участок, подробно оговаривается в законах РФ.

Предоставление в собственность бесплатных земельных наделов гражданам страны регулируется законами Земельного и Гражданского кодексов РФ, а также Федеральными законами России.

Статьями и пунктами законодательных документов регулируется порядок предоставления земли в собственность гражданина, условия на которых осуществляется процедура, определяются категории имеющих право на получение участков лиц, а также устанавливается перечень необходимых для заключения соглашений документов.

  1. ФЗ № 171-1 вступившим в действие 23.06.2014 года внесены изменения в ЗК РФ и некоторые законодательные акты, которые учитывают различные варианты предоставления наделов земли для всех категорий населения РФ. Изменения вступили в силу 01.03.2015 года.
  2. Согласно внесенным дополнениям в статью 39.5 ЗК РФ установлен порядок предоставления участков многодетным семьям, стоящим на учете, а также имеющим основания для становления на учет и нуждающимся в улучшении условий проживания.
  3. Статья 39.5 ЗК РФ п. 5 регулирует порядок предоставления земельных участков находящихся в муниципальной собственности. При этом этим участком пользуются на протяжении 5 лет, работают на территории муниципалитета и используют предоставленный им надел согласно предназначению.
  4. ФЗ № 112 предоставляет получение права собственности на земельный участок для возведения жилья и организации подсобных хозяйств.
  5. О том, кто может получить земельный участок в собственность бесплатно, говорится в ФЗ РФ № 5 от 12.01.1995 года, а также закон РФ № 4301-1 от 15.01.1993 года.

Важно! Законодательная база, определяющая возможности бесплатного предоставления участков довольно широка, но она позволяет местным администрациям вносить изменения в региональные законы с учетом условий и особенностей регионов. Поэтому перечень лиц, могущих получить землю в собственность, условия и порядок получения их варьируется от региона к региону.

Подробнее о порядке предоставления земельного участка бесплатно можно узнать в этой статье, а о нормах предоставления, административном регламенте и региональных программах читайте здесь.

На то, как получить землю в собственность местными и государственными администрациями земельных участков будет зависеть от некоторых особенностей, включающих в себя количество имеющихся в наличии свободных земель, их состояние и возможность для определенного целевого применения.

Для этого существует особенная процедура получения аренды земельных участков муниципальной собственности, связанная с соблюдением следующих условий.

  1. Одним из важных условий, как получить земельный участок в собственность, является прописка и время проживания в данном регионе. Согласно законодательству, чтобы получить землю бесплатно человек должен прожить в районе запрашиваемого земельного надела не меньше 5 лет.
  2. Вторым обязательным условием, влияющим на решение о предоставлении земли, является отсутствие в собственности граждан других участков, а при выделении территории на строительство дома – отсутствие собственного жилья.
  3. Для определенной категории лиц, которые взяли землю в аренду, обязательным условием является строительство на участке в течение пяти лет жилого дома, бесплатное приобретение участка в собственность тесно связано с оформлением здания.
  4. Условия предоставления надела земли учитывают и категорию граждан, их род занятий, финансовые возможности, специальность, льготное обеспечение (о том, какие льготы учитываются при предоставлении участка, можно узнать тут).
  5. Получить земельный участок в собственность бесплатно могут граждане, которые взяты на учет местными органами власти по одному определенному региону и имеют возможность предоставить все требующиеся от него документы.

Внимание! Условия к бесплатному выделению земельных территорий в разных регионах страны могут иметь существенные отличия, которые обусловлены не только географическим расположением местности, но и возможностью местных администраций предоставлять свободные земельные наделы населению.

Порядок получения земельного участка в собственность предусматривает ряд производимых действий, которые регулируются законами РФ и помогают решить вопрос выделения земель в законодательном правовом поле.Соблюдая данные шаги, вы приблизитесь к тому, как получить землю в собственность бесплатно от государства (всё сказанное ниже справедливо и для порядка предоставления земель из муниципальной собственности):

  1. обратиться в местную администрацию с вопросом о предоставлении бесплатного надела земли для той цели, под которую предусматривается взять участок. Если в местном административном управлении предусмотрена очередь, необходимо встать на учет.

    Если очередь отсутствует и в распоряжении властей есть свободные наделы, можно получить их перечень и выбрать подходящий вариант.

  2. Следующий шаг предусматривает написание на имя главы администрации заявления с просьбой предоставить земельный участок с указанием цели его использования.

    В заявлении указывается перечень документов, которые предоставляются в местную администрацию вместе с прошением. Перечень необходимой документации на предоставление земли включает в себя следующие документы:

    • Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформыпаспорт (копия паспорта);
    • свидетельство о браке;
    • свидетельства о рождении детей;
    • справка о составе семьи;
    • справка, полученная в домоуправлении о метраже жилой площади;
    • выписка из домовой книги;
    • справка из Росреестра об отсутствии земельных наделов.
  3. Чтобы знать, как получить документ на право собственности на землю, нужно обязательно собрать вышеперечисленные бумаги.

    Важно! На принятие решения администрацией предоставляется 30 дней.

  4. О вынесении решения гражданина информируют письменным постановлением разрешающим выделение участка либо аргументированным письменным отказом на основании тех пунктов, которые указаны в законодательстве.
  5. Положительное решение в некоторых установленных законодательством случаях предусматривает оформление договора, который необходим для выделения земли некоторым категориям граждан. Договор содержит в себе пункты, регулирующие весь процесс пользования землей. Основные пункты соглашения предусматривают такие разделы:
    • дата и место подписания;
    • наименование субъектов заключивших сделку;
    • наименование объекта аренды;
    • имущество;
    • страхование;
    • период действия договора;
    • права и обязанности сторон;
    • целевое назначение надела;
    • условия использования;
    • существенные ограничения пользования землей;
    • условия и сроки передачи земли в пользование;
    • ответственность сторон;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • заключительные положения;
    • адресные реквизиты сторон с подписями.
  6. Каждый раздел может быть дополнен необходимыми для полноты соглашения подпунктами.

  7. Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформыСледующий шаг предполагает межевание территории, которая подразумевает под собой установление границ земельного надела. Межевание проводится в установленный местной администрацией день, после чего производится выдача постановления о его проведении.
  8. Обращение в кадастровый отдел является новым шагом в процедуре оформления земли, на которую также предусмотрен определенный законом тридцатидневный период. Земля за это время регистрируется, на участок составляются схемы, чертежи, выписывается кадастровый паспорт на земельный надел.

    Весь процесс стоит некоторой суммы, гражданину, по всей видимости, придется раскошелиться на 6-7 тысяч рублей.

  9. Заключенный с администрацией договор подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Дата регистрации договора является днем, когда пользователь земельного надела вступает в свои права.
Предлагаем ознакомиться:  Как узнать собственника земельного участка по кадастровому номеру и адресу бесплатно

Виды бесплатно предоставляемых земельных участков

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

Законодательными актами РФ установлено, что все земли, которые выделяются гражданам для организации своих хозяйств, принадлежат к категории земель сельскохозяйственного значения.

Законом предусматривается целевое использование наделов, для которых устанавливаются определенные способы использования земли:

  • участок для возведения жилого дома и хозяйственных построек. Варианты предоставления таких территорий весьма разнообразны. На определенных условиях могут заключаться договора, которые предполагают последующий бесплатный переход земли в собственность после постройки здания.

    Варианты выделения территорий для возведения жилых зданий предполагает также закон для организации ЛПХ, а также законодательные нормы, регулирующие порядок получения участков гражданами, которые имеют востребованные в сельской местности профессии;

  • Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформытерритория для занятия садоводством. Выделяется лицам, желающим заняться выращиванием фруктовых деревьев.

    Строительство дома на участке с таким целевым предназначением не предусмотрено (подробнее о том, какие ещё земли выделяются не для строительства, читайте здесь);

  • надел земли для выращивания сельскохозяйственных культур. Территория выделяется под огород и не предполагает возведение любых построек;
  • земельная территория для ведения животноводства. Территория земли выделяется для разведения скота. Договором предусматривается возведение укрытий и построек для животных. Жилищное строительство не разрешается;
  • надел для занятия фермерством. Земли выделяются на основании предоставленных местным администрациям бизнес-планов, располагающих необходимыми расчетами и предусматривающие доходность земель, а также природоохранные методы защиты территорий;
  • участок для проведения дачного строительства. Небольшие наделы, выделяемые гражданам для собственных потребностей с возможностью сооружения на участках небольших временных жилых строений.

Справка. Решения о предоставлении бесплатных земельных территорий можно получить, обратившись в городскую администрацию или местные муниципальные органы власти. Очень важно определиться с целевым назначением запрашиваемого участка и опираться на регулирующий процедуру предоставления закон.

Подробнее о предоставлении земельных участков под жилищное строительство и сельскохозяйственные потребности читайте здесь, а об особенностях получения участка под ИЖС для жилых домов, дачного и садового хозяйства можно узнать тут.

Основания для отказа

В индивидуально-правовом акте о предварительном согласовании указываются условный номер участка в ГКН, его площадь, адрес. По согласованию с заявителем компетентный орган вправе утвердить схему расположения, отличающуюся от начальной. Решение также содержит сведения о:

  • заявителе;
  • составе необходимых для образования объекта кадастровых работ;
  • категории вновь образуемого участка или необходимости смены его категориальной принадлежности;
  • видах разрешенного использования участка или отнесении его к определенной территориальной зоне (если объект будет подпадать под действие градостроительного регламента);
  • иных значимых обстоятельствах, оговоренных ст. 39.15 ЗК РФ.

Состав сведений, содержащихся в решении о предоставлении участка, границы которого подлежат уточнению в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер (поскольку речь идет об участках, состоящих на учете в ГКН, этот номер доподлинно известен);
  • площадь объекта;
  • ссылка на необходимость уточнения границ как условие его получения;
  • указание на право гражданина обратится за корректировкой границ в ГКН от имени субъекта властных полномочий без доверенности.

Решение о предварительном согласовании действительно на протяжении двух лет (п. 14 ст.39.15 ЗК РФ). За это время нужно провести кадастровые работы, образовать участок или уточнить его границы.

Сведения, внесенные в ГКН по результатам процедуры предварительного согласования, имеют временный характер: если по прошествии 2 лет они не заменены постоянными, участок считается свободным и может быть передан другому лицу, выставлен на аукцион, разделен, объединен с другими и т.д.

Правовые основания решения об отказе в предварительном предоставлении земли оговорены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ:

  • невозможность утверждения представленной схемы расположения запрашиваемого участка из-за несоответствия проекту планировки, совпадения границ с уже существующим участком (полный перечень оснований в п.16 ст.11.10 ЗК РФ);
  • невозможность предоставления запрашиваемого участка вследствие его передачи в аренду или пользование, изъятия или резервирования для публичных нужд, а также по ряду иных причин, оговоренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Отказ должен быть обоснованным. Решение содержит полный перечень оснований для отказа. Если перечисленные в нем основания отпали или устранены, заинтересованное лицо может обратиться с аналогичным прошением повторно.

Это малозначимое, на первый взгляд, положение на практике оберегает граждан от произвола чиновников. Выискивать новые причины для отказа в предварительном согласовании при каждом повторном обращении они не могут.

Администрация городской или местной муниципальной власти, после рассмотрения заявления о предоставлении бесплатного надела земли может отказать в выделении участка, но решение должно быть письменно аргументированным и предоставляться в течение 30 дней с момента написания заявления.

Аргументация отказов регулируется статьей № 39.16 ЗК РФ, которая указывает на официальные причины, вносящие свои коррективы в получение гражданином земельных наделов в собственность.

Закон гласит, что кроме несоблюдения условий договора, неточностей в поданных гражданином документах, а также других предусмотренных статьей случаях основные аргументы официального отказа могут быть такими:

  • на территорию подана заявка другим гражданским лицом;
  • размеры запрашиваемой земли превышают максимальный предел для этой местности (поэтому должны быть обязательно оговорены минимальные размеры земельных участков предоставляемых гражданам в собственность);
  • документ содержит не правдивые данные;
  • у администрации отсутствует возможность предоставить территорию указанных в заявлении размеров.

Справка. В случае несогласия с аргументацией местных администраций против получения земли в собственность гражданин имеет право обратиться в суд. Во многих случаях избежать официального отказа помогает осведомленность заинтересованных в предоставлении наделов лиц о наличии свободных участков земли. Такую справку можно получить, обратившись в Росреестр или найти необходимую информацию на официальном сайте организации.

Более детально об основаниях для отказа в предоставлении земли, а также о том, как оспорить это решение, можно узнать здесь.

Граждане, мечтой которых является бесплатное приобретение земельных наделов, несомненно, добьются поставленной перед собой цели, чтобы получить право собственности на землю. Законодательство гласит, как можно получить землю в собственность, а часть решений по этому вопросу возлагает на себя государство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Предлагаем ознакомиться:  Законные способы снизить налог на земельный участок и платить меньше

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Письменное обращение физического лица включает:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер запрашиваемого участка;
  • дату, порядковый номер решения об утверждении проекта межевания территории (если был);
  • планируемая цель землевладения/землепользования;
  • кадастровый номер участка, из которого формируется испрашиваемый объект (если актуально);
  • ссылка на наличие хотя бы одного из оговоренных ст. 39.3, 39.5, 19.6, 39.10 ЗК РФ оснований предоставления участка во внеконкурсном порядке;
  • при наличии у заявителя выбора ссылка на вид запрашиваемого права;
  • если участок предоставляется взамен изъятого, ссылка на этот факт, реквизиты решения об изъятии;
  • если участок запрашивается для размещения объектов, строительство которых оговорено документами территориального планирования, ссылка на решение об утверждении проекта планировки.

К заявлению прилагаются:

  • документальные подтверждения обоснованности запроса участка из публичных земель во внеконкурсном порядке (перечень правоустанавливающих документов для каждого случая оговорен Приказом Минэкономразвития № 1 от 12.01.15 г.);
  • если предоставляемый участок не образован – схема расположения;
  • применительно к лесным угодьям – схема предоставления.

Компетентная муниципальная или госструктура рассматривает обращения в два этапа. На протяжении первых 10 суток с даты регистрации во входящей корреспонденции разрешается вопрос о возможности рассмотрения заявления по сути.

Основания для возвращения документов заинтересованному лицу:

  • обращение в неуполномоченный орган;
  • отсутствие персональных данных заявителя (ФИО, постоянного места жительства, данные общегражданского паспорта или иного удостоверяющего документа);
  • отсутствие документов, которые положено прилагать к заявлению, в числе ключевых – бумаги, подтверждающие права на внеконкурсное получение участка, схема расположения, доверенность представителя.

Текст сопроводительного письма компетентного органа должен содержать исключительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании. Отказ не препятствует повторному обращению с аналогичным заявлением после исправления недочетов. Однако промедление может иметь негативные последствия.

Прошения о предварительном согласовании рассматриваются в порядке регистрации во входной корреспонденции. Если в органе местного самоуправления или госструктуре на рассмотрении уже находится заявление в отношении участка, границы которого совпадают с запрашиваемым хотя бы частично, чиновники приостанавливают рассмотрение заявления, поступившего позже.

Заинтересованное лицо, заявление которого поступило позже, может рассчитывать на положительное решение только в случае, если предыдущему заявителю будет отказано. Период, на который рассмотрение обращения приостанавливалось, в общий срок обработки заявления (30 дней) не включается.

Предлагаем ознакомиться:  Росреестр банкротство физических лиц

Если участок, получение которого запросил заявитель, не образован и схема межевания территории отсутствует, к обращению прилагается схема расположения объекта. Для внесения сведений о местоположении объекта в ГКН нужно, чтобы схема была электронным документом.

Граждане вправе подавать бумажный вариант. Бремя преобразования обычной схемы в электронную ложиться на плечи чиновников. Взимание дополнительной платы или продление процедуры обработки заявления для оцифрования бумажной схемы недопустимо.

Особенности процедуры предоставления участков для рассматриваемых целей описаны ст. 39.18 ЗК РФ. Прежде чем обращаться к компетентным органам в общем порядке, заинтересованным лицам следует убедиться в отсутствии у них оснований для использования льготной процедуры (актуально для отдельных категорий заявителей, обладающих правом на первоочередное/внеочередное получение участков).

Компетентный орган на протяжении 30 суток рассматривает заявления о предоставлении участков для:

  • индивидуальной жилищной застройки;
  • ведения личного подсобного хозяйства;
  • садоводства, дачного хозяйства;
  • деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

По результатам рассмотрения обращения властный субъект либо:

  • публикует извещения о предоставлении объекта;
  • отказывает в предоставлении земли на одном из оснований, оговоренных ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче  земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

Предоставление земельного участка: общие положения

Обретение права на имущество разных видов регламентировано преимущественно Гражданским кодексом РФ. Распространенные основания появления права собственности на землю у частных лиц:

  • разного рода сделки;
  • универсальное правопреемство (для физических лиц – наследование, для юридических – реорганизация);
  • обращение взыскания на имущество за долги.

В числе оснований возникновения вещных прав на землю законодатель указывает «предоставление». Его особенности сводятся к следующему.

  • Предоставляться могут только земли, находящиеся в публичной (федеральной, региональной, муниципальной) собственности. Переход права на участок от одного частного владельца к другому предоставлением не является.
  • Частное лицо может инициировать предоставление земли в одностороннем порядке.

Субъект властных полномочий, действующий от имени территориальной общины или государства, при отсутствии оговоренных Земельным кодексом России оснований для отказа обязан предоставить землю просителю. Отказ или уклонение подлежит обжалованию в суд. Этим предоставление принципиально отличается от гражданско-правовых сделок, для заключения которых требуется взаимное волеизъявление сторон.

  • Предоставление – универсальный термин. Публичные земли предоставляются частным лицам в собственность, аренду, пользование. Причем, в ряде случаев – безвозмездно.
  • Земельный кодекс РФ допускает предоставление уже образованных (поставленных на учет в ГКН и ЕГРП) участков и целинных земель.

В последнем случае в ходе согласовательных процедур земельный участок, конечно, образуется. Территориальные границы, на которые распространяются правомочности землевладельца, землепользователя или арендатора должны быть четко обозначены.

Однако первичные решения о предоставлении зачастую принимаются на этапе, когда участка как такого еще нет. Недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ признаются только образованные и поставленные на учет в ГКН земельные участки. Целинные земли изъяты из гражданского оборота.

  • По общему правилу публичные земли предоставляются по результатам аукциона. Исключение сделано для случаев, когда у заинтересованного лица уже есть определенная связь с предоставляемым участком (например, здесь расположена принадлежащая ему недвижимость) и когда земля предоставляется для использования в целях, которые считаются в России приоритетными – ведение фермерского, личного подсобного/дачного хозяйства, огородничества и т.п.

Решение о предварительном согласовании предоставления участка. Отказ в предварительном предоставлении участка

Компетентный орган рассматривает заявление о предоставлении в 30-дневный срок. В пределах первых 10 суток оно может быть возвращено заявителю без рассмотрения, как не соответствующее требованиям. Это не препятствует повторному обращению.

В течение последующих 20 суток заявление рассматривается по сути. По результатам рассмотрения прошения компетентный орган предпринимает одно из таких действий:

  • готовит и направляет заявителю договор (вид зависит от запрашиваемого права);
  • принимает решение о безвозмездной передаче гражданину участка в собственность или бессрочное пользование;
  • мотивированно отказывает.

Проект договора, уже подписанный компетентным органом, выдается гражданину на руки или направляется по указанному им в заявлении адресу. В течение 30 суток с момента получения заявитель обязан подписать проект и вернуть контрагенту.

Пропуск срока критичен и препятствует заключению договора в будущем. Как и каждая сделка с недвижимостью, договор подлежит госрегистрации в ЕГРП.

Извещения о предоставлении участка. Варианты развития ситуации после публикации извещения

Состав сведений, содержащихся в извещении, определен законодателем предельно ясно. Такой подход обусловлен юридическим значением уведомления и влиянием результатов его обнародования на дальнейший ход процедуры:

  • если после оглашения о предоставлении участка о своем намерении выкупить его в компетентный орган заявили другие претенденты, организуется аукцион;
  • если других желающих не выявилось, участок передается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.

Публичное уведомление должно содержать сведения о:

  • целях предстоящего землепользования;
  • правах физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств заявить в компетентный орган о намерении выкупить участок в течение 30 суток с момента публикации извещения;
  • способе подачи заявлений о выкупе и месте их приема;
  • периоде, на протяжении которого можно подать заявление о намерении;
  • местоположении предоставляемого участка, его кадастровом номере и площади;
  • в случае если участок предстоит образовать, сведения о решении, которым утвержден проект межевания территории и адресе интернет-сайта, на котором с ним можно ознакомиться;
  • приемные часы и место ознакомления со схемой расположения участка, если она представлена на бумажном носителе.

Физические лица и фермерские хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на искомый участок, вправе заявить о намерениях его покупки или получения в пользование в течение 30 суток. Если по истечении этого срока обращений не зафиксировано, компетентный орган продолжает реализацию согласовательных мероприятий.

  • Если участок из публичных земель не образован или его границы подлежат уточнению, выносится решение о предварительном согласовании. Оно признается основанием для последующей передачи заинтересованному лицу участка вне торгов в порядке, оговоренном ст. 39.17 ЗК РФ.
  • Если названных препятствий к предоставлению участка нет, то готовится проект договора. Он подлежит обоюдному подписанию сторонами и госрегистрации в ЕГРП.

Если в течение 30 суток со дня обнародования извещения поступило хотя бы одно сообщение о намерении получения участка в собственность или аренду, компетентный орган отказывает первому заявителю и начинает подготовку к аукциону в порядке ст. 39.11 ЗК РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector