Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов российской федерации

Налоговые правоотношения: субъекты, объект, содержание

Посредством развития конституционных основ налогообложения в процессе федерального, регионального и муниципального правотворчества осуществляется совершенствование механизма правового регулирования налоговых отношений, реализуются общеправовые принципы в налоговом праве.

Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Предпосылки кодификации налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов налогового права, усложнением способов правового воздействия на налоговые отношения.

После принятия Конституции РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество субъектов РФ, в результате чего произошло количественное увеличение актов налогового законодательства, возникли противоречия между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, появились диспропорции в соотношении формы правового регулирования и сферы охватываемых налоговых отношений.

Налоговый кодекс РФ является правовым актом, обобщившим ранее принятые законы о налогах и сборах, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения. Он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем HК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства.

В настоящее время HК РФ состоит из двух частей.

— законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;

— систему налогов и сборов в Российской Федерации;

— правовой статус участников налоговых правоотношений;

— общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

— способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов;

— порядок оформления и подачи налоговой декларации;

— основы налогового контроля;

— виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;

— процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Вторая часть HК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

Налоговый кодекс РФ применяется как нормативный правовой акт прямого действия, в силу чего, как правило, детализация или разъяснение его положений подзаконными нормативными актами исключается.

В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах. К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения определенного вида имущества.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов российской федерации

Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК РФ. Например, ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями. Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имуще­ственный характер.

1) они возникают в процессе налоговой деятельности государства, т. е. деятельности по установлению и взима­нию налогов;

2) они включают две группы правоотношений — так на­зываемые общие  общерегулятивные) и конкретные.

Основную массу налоговых правоотношений составля­ют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифици­рованных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих эле­ментов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения.

Субъектный состав.

Стороны налоговых правоотношений, наделенные юри­дическими правами и обязанностями, считаются субъек­тами этих правоотношений.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физичес­кие лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.

Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его при­знак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уп­латить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредствен­но (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика на­лог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Полномочия представителя должны быть документаль­но подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным пред­ставителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплатель­щиком представлять его интересы в отношениях с налого­выми органами и иными участниками налоговых право­отношений.

Финансовые органы обязаны вести учет налогоплатель­щиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном поряд­ке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.

Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25).

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет.

Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обяза­тельный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Следует различать понятия объект налогового право­отношения и объект налогообложения. Эти по­нятия не идентичны.

Объектом налоговых правоотношений является недви­жимое и движимое имущество (материальные и нематери­альные объекты). К объектам относятся доходы от хозяй­ственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природ­ными ресурсами и др.

Объектом налогообложения, в теории финансового пра­ва, являются те юридические факты, которые обуславли­вают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации то­вара и т. п.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие “объект налогообложения” так: “Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ).

Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности.

Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Термин “предмет налогового обложения” обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность.

Предлагаем ознакомиться:  Возмещение ущерба с износом

36. Организационно-правовой статус цб рф

ЦБ
является органом управления банковской
системы России. Его правовое положение
закреплено в Конституции РФ и ФЗ от
10.07.2002 №86-ФЗ «О центральном банке РФ
(Банке России)».

Согласно
Конституции, ЦБ РФ является независимым
государственным органом. По наиболее
распространенной точке зрения он не
входит ни в одну из трех ветвей власти.

ЦБ
РФ обладает статусом юридического лица.
Однако его организационно-правовая
форма до сих пор вызывает споры среди
ученых. Очевидно лишь то, что он является
некоммерческой организацией. Право
собственности на имущество ЦБ РФ
принадлежит РФ. Сам ЦБ РФ может владеть,
пользоваться и распоряжаться им лишь
в соответствии с целями его деятельности
и в порядке, предусмотренном законом.
Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3
млрд. руб. (и это только деньги)

Государство
не отвечает по обязательствам ЦБ РФ,
также как и банк не несет ответственности
по обязательствам государства, кроме
случаев, когда они сами приняли на себя
такие обязательства или то предусмотрено
законодательством. Однако ЦБ РФ подотчетен
Госдуме. Его Председатель назначается
на должность и освобождается от нее
Госдумой Федерального Собрания РФ.
Кандидатуру для назначения представляет
Президент РФ. Он же ставит перед Госдумой
вопрос об освобождении от должности
Председателя ЦБ РФ.

ЦБ
РФ осуществляет все свои расходы за
счет собственных доходов, делает
отчисления от прибыли в федеральный
бюджет в размере 50%. ЦБ РФ и его учреждения,
в отличие от других банков, освобождаются
от уплаты всех налогов, сборов, пошлин
и других обязательных платежей на
территории РФ в соответствии с
законодательными актами РФ.

37. Цели деятельности и функции цб рф

Целями
деятельности ЦБ РФ являются:

  • защита
    и обеспечение устойчивости рубля, в
    т.ч. его покупательной способности и
    курса по отношению к иностранным
    валютам;

  • развитие
    и укрепление банковской системы РФ;

  • обеспечение
    эффективного и бесперебойного
    функционирования платежной системы.

Целью
деятельности Банка России НЕ является
получение прибыли.

1)
во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную
политику;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2)
монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег и организует наличное денежное
обращение;

2.1)
утверждает графическое обозначение
рубля в виде знака (дополнено ФЗ от
12.06.2006 №85-ФЗ);

3)
является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему их рефинансирования;

4)
устанавливает правила осуществления
расчетов в РФ;

5)
устанавливает правила проведения
банковских операций;

6)
осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ, если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения
расчетов по поручению уполномоченных
органов исполнительной власти и
государственных внебюджетных фондов,
на которые возлагаются организация
исполнения и исполнение бюджетов;

7)
осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка России;

8)
принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций,
приостанавливает их действие и отзывает
их;

9)
осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских
групп;

10)
регистрирует эмиссию ценных бумаг
кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;

11)
осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства РФ все виды
банковских операций и иных сделок,
необходимых для выполнения функций
Банка России;

12)
организует и осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль в
соответствии с законодательством РФ;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

13)
определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами;

14)
устанавливает правила бухучета и
отчетности для банковской системы РФ;

15)
устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по отношению
к рублю;

16)
принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса РФ и организует
составление платежного баланса РФ;

17)
устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами
деятельности по организации проведения
операций по покупке и продаже иностранной
валюты, осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений валютным биржам на
организацию проведения операций по
покупке и продаже иностранной валюты;

18)
проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы
и статистические данные;

18.1)
осуществляет выплаты Банка России по
вкладам физ.лиц в признанных банкротами
банках, не участвующих в системе
обязательного страхования вкладов
физических лиц в банках РФ, в случаях и
порядке, которые предусмотрены федеральным
законом; (дополнено ФЗ от 29.07.2004 №97-ФЗ)

19)
осуществляет иные функции в соответствии
с федеральными законами.

Выполняя
свои функции, ЦБ РФ вступает в отношения
с кредитными организациями (коммерческими
банками), которые осуществляют
непосредственное денежно-кредитное
обслуживание предприятий, учреждений,
организаций и граждан в соответствии
с государственной денежно-кредитной
политикой, реализация которой возложена
на ЦБ РФ.

При
регулировании денежно-кредитных
отношений, ЦБ РФ использует свои властные
полномочия. В целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций он
устанавливает обязательные для
коммерческих банков: минимальный размер
уставного капитала, минимальный размер
риска на одного вкладчика, минимальный
размер резервов, подлежащих депонированию
банками в ЦБ РФ и др.

Налоговый контроль: понятие, субъекты

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы, которые являются правопреемником Министерства по налогам и сборам РФ в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообложения, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы НК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговая амнистия для физических лиц и ИП: списание долгов по налогам и страховым взносам

Согласно положениям Конституции (ст. 72, 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий.

Во-первых, нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству, а во-вторых, содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.

ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. Возглавляет единую систему налоговых органов ФНС России.

Вторым звеном являются межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности. По территориальному принципу образованы межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам. В зависимости от круга охватываемой деятельности создаются межрегиональные специализированные инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, по контролю за алкогольной и табачной продукцией.

Третьим звеном единой системы налоговых органов являются управления ФНС по субъектам РФ.

Завершают систему налоговых органов территориальные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции.

В основу построения системы налоговых органов заложен принцип иерархичности, имеющий два аспекта. Во-первых, вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Во-вторых, налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящие налоговые органы решения нижестоящих налоговых органов.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.

— соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

— представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

— фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

— соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

— полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

— проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

— производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

— производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

— производство табачных изделий;

— учреждение акцизных складов;

— осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

— проведение всероссийских лотерей;

— государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

— установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

— договоры коммерческой концессии;

— контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ;

— государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

— сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

Налоговые правоотношения: субъекты, объект, содержание

Субъектный состав.

Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотрен­ные в налоговом законодательстве, перечень которых уточ­нен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21).

— пользоваться льготами по уплате налогов на основани­ях и в порядке, установленных законодательными актами;

— представлять налоговым органам документы, под­тверждающие право на льготы по налогам;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

— знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

— представлять налоговым органам пояснения по исчис­лению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

— в установленном законом порядке обжаловать реше­ния налоговых органов и действия их должностных лиц;

— другие права.

Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физичес­ких лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — органи­заций и индивидуальных предпринимателей.

— обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги;

— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их со­хранность не менее 5 лет;

— представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

Предлагаем ознакомиться:  Последствия неуплаты транспортного налога

— выполнять требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах;

— другие обязанности.

— письменно сообщать по месту учета, сведения об от­крытии или закрытии счета — в 10-ти дневный срок;

— сообщать о прекращении своей деятельности;

— извещать об изменении своего местонахождения и др.

Налоговый кодекс (ст. 44) установил также основание прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

Неисполнение обязательств налогоплательщиком при­чиняет ущерб государству, поэтому в налоговых правоот­ношениях существует особый порядок применения санк­ций к правонарушителям.

За неисполнение налогоплательщиком своих обяза­тельств по уплате налогов законодательством предусмот­рена юридическая ответственность — административная, финансовая и уголовная.

Рассмотрим права и обязанности налоговых органов. Основопо­лагающим документом их деятельности являлся Закон РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” от 21.03.91 г, ныне — закон РФ “О налоговых органах Рос­сийской Федерации” от 08.07.99 г. Указом Президента РФ от 23.12.98г. № 1635 Государственная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ.

а) осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов;

б) производить проверку денежных документов, бух­галтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

в) требовать документы и получать необходимые объяс­нения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих ком­мерческую тайну;

г) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством,1 документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания предполагать, что они будут уничтожены; скрыты, исправлены или заменены;

д) обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения;

е) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;

ж) накладывать в случаях, предусмотренных законода­тельством, финансовые и административные санкции (штра­фы, пени, приостановку операций по счетам налогоплатель­щиков, налагать арест на их имущество и др.);

з) взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических лиц и юридических лиц, обращая взыскание недоимки на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия — на имущество этих лиц;

и) предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению про­изводственной деятельности налогоплательщика;

к) предъявлять в суды иски: о ликвидации предприя­тия; о признании сделок недействительными и о взыска­нии в доход государства всего полученного по таким сдел­кам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий дохода; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании задолженности по налогам.

Закон от 08.07.99 г. отнес к задачам налоговых орга­нов также валютный контроль 1.

Вступая в налоговые правоотношения с налогоплатель­щиками и другими лицами, налоговые органы обязаны со­хранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предус­мотренные Законом РФ “О налоговых органах РФ” от 08.07.99 г., а также Налоговым кодексом РФ (ст. 31).

Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный на­логоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществле­ния налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установлен­ном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудни­ки могут привлекаться к другим видам ответственности, пре­дусмотренным законодательными актами РФ.

Налоговые органы ежемесячно представляют финансо­вым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Меры ответственности налогоплательщиков за нару­шения налогового законодательства определяются в пер­вую очередь Налоговым кодексом РФ (ст. 45-51, 75-77, гл. 15 и 16), а также Уголовным кодексом (ст. 198, 199) Налоговый кодекс определяет виды налоговых правона­рушений (ст. 116—129), устанавливают порядок предъяв­ления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуры действия этих органов (ст. 106-115).

Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налоговых отношениях вызывает применение ответственности.

Предоставляя гражданам определенные права и экономические свободы, государство со своей стороны требует от субъектов налогового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. В свою очередь налогоплательщики обязаны следовать правовым предписаниям, содержащимся в законодательстве о налогах и сборах.

Тем самым объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является налоговая ответственность. Следовательно, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах имеет социальное основание, состоящее в необходимости охраны общественных отношений в налоговой сфере.

Наличие налогов является одним из признаков государства, и взимание обязательных платежей составляет элемент правового статуса суверенитета государства. Нарушения финансовой дисциплины в налоговой сфере в первую очередь затрагивают публичные интересы государства. Принудительное изъятие части собственности (в денежной форме) вызывает у налогоплательщиков подсознательную готовность к сокрытию дохода либо иным неправомерным деяниям, обеспечивающим использование и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода.

Нарушению фискальных прав государства способствуют также высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения. Совокупность названных факторов создает предпосылки для совершения большого числа налоговых правонарушений и, как следствие, реакцию государства по защите своих имущественных интересов.

Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст.

101 HК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности.

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.

Налоговая ответственность по своей природе, предмету и методу регулирования является составной частью финансово- правовой ответственности и реализуется в государственно-властных отношениях, складывающихся относительно установления и взимания обязательных платежей. Отнесение налоговой ответственности к разновидности финансово-правовой под тверждается и вхождением налогового права в финансовое в качестве его подотрасли.

— она основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

— она наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

— субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

— для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

— налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением HК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector