Отмена государственной закупки

Определяем основания

В настоящее время 223-ФЗ не содержит порядок действий, если принято решение об отказе от проведения закупки. При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в Положении о закупках (ч. 6 ПП № 908 от 10.09.2012). В п. 31 Постановления сказано, что бумага об отказе от процедуры, в том числе и отмена аукциона по 223-ФЗ, должна сопровождаться датой принятия решения и его основанием.

То есть для начала покупатель должен выявить причину, из-за которой процедура будет отменена.

Отказ от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018 будет регулировать непосредственно 223-ФЗ.Так, вступят в силу ч. 5-7 ст. 3.2 закона — об отмене конкурентной закупки. В них закрепляется, что организатор торгов имеет право отменить конкурентное предложение по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 начинает действовать п. 23 ст. 3.2 о том, что если заказчиком принято решение об отмене конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, оператор ЭТП не направляет заказчику заявки участников.

В аналогичном документе ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром тоже предусмотрена подобная возможность. Порядок здесь зависит от вида процедуры (конкурс, запрос предложений и т. д.).

Интересно, что в обоих случаях не конкретизируется содержание документа об отказе от проведения процедуры и отсутствует перечень возможных для этого оснований.

Если же обратиться к закупочной документации, например, к извещению № 31806249541 от 16.03.2018 о проведении запроса котировок «ЖКС г. Петродворца», то здесь мы увидим, что покупатель оставляет за собой право отказаться от процедуры в любое время. Речи об основаниях также не идет.

При этом вышеупомянутый заказчик в извещение об отмене закупки по 223-ФЗ все же включил все необходимые сведения.

Обосновывать причину отказа от проведения конкурса заказчик не обязан, главное — соблюсти сроки, установленные ч. 1 ст. 36 44-ФЗ.

Заказчик вправе отменить конкурс не позднее чем за пять календарных дней до даты, когда заканчивается прием заявок. Например, если срок окончания подачи заявок приходится на 29.04.2019, то аннулировать закупочную процедуру возможно не позднее 23.04.2019.

За пределами этого срока отмена конкурса по 44-ФЗ допускается по таким основаниям:

  • при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) и наличии соответствующего сертификата о форс-мажоре (Постановление Правления ТПП России от 23.12.2015 № 173-14);
  • по предписанию контрольного органа в сфере закупок;
  • по решению судебного органа.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Отмена государственной закупки

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

Предлагаем ознакомиться:  Разграничение государственной собственности на землю в РФ

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация. Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации. Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок. 

5. Меняется шаг аукциона  

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.  

Отмена государственной закупки

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов. Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации. Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

Отмена государственной закупки

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства.  В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Разместить решение о прекращении приема заявок

Какой бы ни была причина отказа, заказчик должен ее задокументировать. Форма подобной бумаги также нигде не регламентируется, однако она должна содержать данные, речь о которых шла выше (дата и основание).

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если учитель оскорбляет ученика

Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.

После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия. В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).

Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы. В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки). Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете. Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.). В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы.  И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более. 

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов
Предлагаем ознакомиться:  Наезд на пешехода на трассе со смертельным исходом

Отмена государственной закупки

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.  

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.   

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Отмена государственной закупки

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Ответственность за нарушения порядка

За неразмещение информации об отказе от проведения тендера организатору грозит штраф в соответствии с ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Для должностных лиц установлена сумма от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических — от 100 000 до 300 000 руб.

При рассмотрении похожего дела № А60-12845/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение № 17АП-8873/2015-АК, согласно которому размер взыскания был снижен до 50 000 руб. для должностного лица, т. к. заказчик нарушил статью частично — не указал основание принятого решения в опубликованном документе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector