Конкурс с ограниченным участием по 44 ФЗ: особенности проведения

Общие сведения

Предусмотренный по 44-ФЗ конкурс с ограниченным участием представляет собой процедуру, к которой могут быть привлечены поставщики после прохождения ими предквалификационного отбора. Субъекты должны соответствовать общим и специальным требованиям. Они установлены в 31-й статье № 44 ФЗ.

Конкурс с ограниченным участием проводится исключительно в случаях, закрепленных законом.

Предквалификационным отбором называют процедуру, в процессе которой выбираются поставщики, соответствующие дополнительным и общим требованиям, установленным Заказчиком. При этом последние должны содержаться в уведомлении и конкурсных документах. Специальные условия не должны использоваться как критерии оценки заявок.

Если заявка поставщика предквалификационный отбор не прошла, на рассмотрение она не поступает.

В соответствии с законодательством, все процедуры, предусмотренные в рамках контрактной системы, имеют единую правовую базу. Не является исключением и открытый/закрытый конкурс с ограниченным участием.

По ФЗ № 44, по результатам предквалификационного отбора составляется протокол (в 2 экз.). Экземпляр документа направляется в исполнительный орган федеральной власти в течение дня, идущего после даты подписания. Копии протокола рассылаются субъектам, подавшим заявки. Данные правила закреплены в ст. 85 Закона.

Когда он проводится

Согласно Закону № 44-ФЗ, в госзакупках должна присутствовать конкуренция. Это основное условие работы электронных площадок. Проводятся конкурсы, торги и аукционы, для того чтобы каждый поставщик или подрядчик смог предложить свои услуги потенциальному покупателю.

Но некоторые работы в рамках государственных заказов могут быть проведены только лицами, которые имеют должный уровень квалификации. Поэтому принять участие в закупках сможет не каждый. Для этого вводятся дополнительные ограничения.

Закрытый конкурс по 44-ФЗ проводится, если необходимо закупить товары или услуги:

  • находящиеся в списке, который приводится в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015 года;
  • связанные с сохранением исторического и культурного наследия.

Конкурс с ограниченным участием по 44 ФЗ: особенности проведения

В вышеуказанном Постановлении приведён список из 9 пунктов. В него входит:

  • полное обеспечение, обслуживание и эксплуатация объектов, относящихся к атомной энергетике;
  • обращение с различными ядовитыми отходами и веществами. Сюда входит их использование, переработка, транспортировка, хранение, захоронение и утилизация. Для этого требуется специальное разрешение;
  • работы по конструированию и изготовлению оборудования, которое применяется на объектах атомной энергетики;
  • ремонт вооружения и техники, имеющей отношение к военному ядерному комплексу;
  • строительство, ремонт, обслуживание, реконструкция уникальных, опасных и особо опасных объектов. Чтобы стать одним из участников закрытого тендера, нужно, чтобы установленная цена контракта не превышала лимит в 150 млн. рублей и 50 млн. рублей для удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов власти;
  • организация детского и школьного питания в учреждениях образовательной, медицинской и социальной системы. Максимальная цена контракта – не более 0,5 млн. рублей;
  • кадастровая оценка объектов недвижимости, определение их кадастровой стоимости;
  • публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов;
  • оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению детей дошкольного и школьного возраста.

Особенности проведения

Основная особенность закрытого конкурса в том, что для участия в нём необходимо соответствие дополнительным условиям. Поэтому участвовать в нём могут не все потенциальные поставщики.

Есть и другие особенности. Это:

  • все процедуры по подготовке к конкурсу и по его проведению делаются заказчиком самостоятельно. Он должен произвести все манипуляции до того момента, как будет подписано соглашение. К ним можно отнести расчёт начальной стоимости контракта, подготовку технических характеристик соответствия, разработку конкурсной документации, обоснование объекта будущей закупки;
  • все траты на проведение закрытого конкурса распределяются пропорционально долям минимальной предложенной цены контракта к минимальной установленной заказчиком;
  • после того как будет выявлен победитель, стороны самостоятельно заключают между собой контракт.
Предлагаем ознакомиться:  Процедура установления отцовства в судебном порядке матерью

В статье 56 44-ФЗ закреплены случаи проведения рассматриваемого вида конкурсов. Как устанавливает часть 2 указанной нормы, заказчик производит закупки таким способом, когда:

  1. Для осуществления работ, поставки товара, предоставления услуг в связи с их технической/технологической сложностью, специализированным, высокотехнологичным, инновационным характером необходимы поставщики (исполнители/подрядчики), обладающие необходимым уровнем квалификации.
  2. Предполагаются работы, направленные на сохранение культурно-исторического наследия, реставрацию музейных коллекций и предметов, документации Архивного фонда, редких документов, включенных в состав библиотечного фонда, а также работы и услуги, связанные с необходимостью допуска исполнителей к учетным базам, хранилищам, системам безопасности библиотек, музеев, архивов.

Этапы

Пошаговая инструкция закрытого конкурса состоит из 7 этапов, которые необходимо пройти. Это:

  1. Подготовка заказчика к его проведению. Необходимо подготовить конкурсную документацию.
    Пошаговая инструкция закрытого конкурса
  2. Подготовка и размещение на электронной площадке для торгов извещения и прочее конкурсной документации.
  3. Приём заявлений на рассмотрение от потенциальных поставщиков и подрядчиков в течение срока, который прописывается самим заказчиком в извещении.
  4. Открытие заявок в открытый доступ.
  5. Проведение отбора среди всех поданных заявок от потенциальных подрядчиков.
  6. Рассмотрение заявок и их оценка. Этот этап идентичен аналогичному в открытом конкурсе после запроса котировок.
  7. Подведение итогов и заключение контракта с победителем.

Пошагово конкурс с ограниченным участием по ФЗ № 44 проводится следующим образом:

  1. Подготовка к закупке.
  2. Размещение заказчиком уведомления и конкурсных документов в ЕИС (единой информсистеме).
  3. Прием заявок от заинтересованных лиц.
  4. Открытие конвертов либо доступа к заявкам.
  5. Размещение протокола открытия доступа/конвертов в ЕИС.
  6. Предквалификационный отбор.
  7. Изучение и оценка заявок. Порядок этих действий аналогичен тому, который установлен для открытых конкурсов.
  8. Размещение протокола отбора в ЕИС.
  9. Размещение протокола изучения и оценки заявок.
  10. Направление проекта контракта и протокола победителю.
  11. Заключение контракта с субъектом, предложившим лучшие условия выполнения задания.

Перечень специфических услуг и работ

Положения п. 1 части 2 ст. 56 конкретизируются Постановлением правительства № 99 от 2015 г. В Приложении 2 приводится перечень работ и услуг, для осуществления которых исполнитель выбирается в рамках конкурса с ограниченным участием по ФЗ № 44 . В список включено выполнение работ по:

  • Сооружению, проектированию, выведению объектов из эксплуатации, предназначенных для использования в производстве атомной энергии.
  • Обращению с отработанным ядерным топливом, ядерными материалами, радиоактивными отходами и веществами, в том числе в процессе их хранения, использования, переработки, транспортировки, утилизации и захоронения.
  • Конструированию и производству оборудования (агрегатов и пр.), предназначенного для объектов, на которых используется атомная энергия.
  • Ремонту военной спецтехники, вооружения, ядерных оружейных комплексов.
  • Строительству, реконструкции, капремонту технически сложных, уникальных, особенно опасных объектов, дорожных сооружений искусственного типа, входящих в состав федеральной, региональной, межмуниципальной и муниципальной дорожной сети, если максимальная (начальная) стоимость контракта выше 150 млн р. для обеспечения госнужд и выше 50 млн р. – для муниципальных нужд.
  • Определению кадастровой цены объектов в рамках государственной оценки.

В перечень также включены услуги по:

  • Оздоровлению детей и организации их отдыха.
  • Организации общественного питания, доставки продуктов, закупаемых для учреждений, ведущих образовательную деятельность, медучреждений, организации соцобслуживания, оздоровления и отдыха детей, если максимальная стоимость контракта больше 500 тыс. р.
  • Проведению публичного обязательного аудита (ценового и технологического) крупных инвестпроектов с госучастием в отношении объектов капстроительства, строительство, финансирование, реконструкция, техническое оснащение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств с помощью механизма адресной инвестпрограммы, бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

Следует отметить, что для каждого из приведенных случаев в Постановлении № 99 приводятся дополнительные требования для исполнителей, а также перечень документов, которые должен предоставить субъект для подтверждения своего соответствия.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли работать у ип без оформления

Конкурс с ограниченным участием по ФЗ № 44: сроки

Основные сроки проведения тендера, доступ к которому дан не всем участникам, прописаны в ст. 49, 52 – 54 и ст. 56 Закона № 44-ФЗ. Это:

  • в обязанности заказчика входит размещение на единой электронной площадке извещения о том, что будет проводиться конкурс по закупкам, за 20 дней до того момента, когда он откроет доступ ко всем поданным ранее заявкам;
  • в последний день приёма проходит вскрытие бумажных конвертов с заявками или открытие доступа к электронным;
  • этот факт нужно оформить в виде протокола и разместить его в сети. Это должно произойти на следующий рабочий день после того, как он будет готов и подписан;
  • подготовка к отбору на соответствие дополнительным условиям, формирование соответствующего протокола. Срок исполнения данной обязанности составляет рабочую декаду;
  • в течение 3 дней после завершения проверки соответствия его нужно опубликовать;
  • если кто-то из участников недоволен полученными в результате отбора итогами, есть законная календарная декада для их обжалования;
  • заказчик в это время рассматривает и оценивает оставшиеся заявки, затем готовит и размещает протокол;
  • в течение 3 рабочих дней с того момента, как будет опубликован итоговый протокол, заказчик должен направить победителю конкурса проект контракта для изучения и визирования;
  • не ранее чем через 10 дней, но не позднее чем через 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок, стороны должны подписать контракт.

Контрольные периоды для каждой стадии устанавливаются разными статьями Закона. Чтобы не повторяться, в таблице представлены номера этапов (перечень выше), срок и ссылка на соответствующую норму.

Номер этапа

Срок

Ссылка на ФЗ № 44

2

Не позже 20 дн. до дня открытия конвертов/открытия доступа в эл. форме

1-я часть 49-й статьи

4

В день завершения приема заявок

1-я часть 52-й статьи

5

В течение дня, наступившего после даты подписания

7-я часть 52-й статьи

6

В течение 10 дней со дня открытия конвертов/доступа

7-я часть 56-й статьи

8

В трехдневный срок со дня подведения итогов отбора

8-я часть ст. 56

9

В десятидневный срок с даты подведения итогов отбора

10-я часть 56-й статьи

10

В трехдневный срок со дня подписания протокола о рассмотрении заявок

12-я часть 53-й статьи

11

Не раньше 10 и не позже 20 дней после размещения протокола изучения и оценки заявок в ЕИС

2-я часть 54-й статьи

Кроме того, участник закупки вправе оспорить итоги предквалификационного отбора в контрольном органе. Обжалование осуществляется в течение 10 дн. со дня размещения протокола в ЕИС.

Варианты закупок

По ФЗ № 44, конкурс с ограниченным участием может проводиться в разных формах. Это могут быть:

  • Электронный либо закрытый аукцион.
  • Запросы котировок/предложений.

Закупка может осуществляться и у единственного исполнителя/поставщика. К участникам при этом не предъявляются специальные требования, предусмотренные ст. 31 в отношении субъектов, закупки у которых осуществляются только в рамках конкурса с ограниченным участием по ФЗ № 44.

Требования к участникам

Как участвовать в конкурсе? Заказчик предъявляет к потенциальным подрядчикам определённые требования. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ.  К ним относятся:

  • наличие определённого опыта работы в данной сфере;
  • наличие квалифицированных кадров;
  • наличие определённых ресурсов. Владение на праве собственности или пользование на праве аренды определённым оборудованием;
  • наличие финансов.
Предлагаем ознакомиться:  Расторжение договора в одностороннем порядке #законодательство #СЭД #ECMJ

Каждое условие подтверждается документами, которые прикрепляются к заявке. Если она подаётся в бумажном виде, то в конверт вкладываются бумажные копии. Если в электронном, то «прикрепляются» в формате ПДФ.

Признание процедуры несостоявшейся

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в четырех случаях:

  1. закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Это допускается только в 2 случаях:

  • Никто не был признан выполнившим требованиям (единым и дополнительным), установленные заказчиком. В этой ситуации организуется новая закупка или конкурс.
  • Соответствующим признан только один из участников. Заказчик в этом случае заключает контракт с этим единственным поставщиком/исполнителем.

Можно ли отменить конкурс с ограниченным участием? В ст. 56 регулирующего нормативного акта прописаны случаи, при наступлении которых тендер не состоялся. Таких оснований всего 2:

  • отбор на соответствие требованиям заказчика не прошёл ни один из участников. В этом случае, проводится повторный конкурс или повторная закупка;
  • отбор был пройден только одним претендентом. Он назначается победителем и с ним заключается соглашение.

Во втором случае, кандидатура единственного поставщика должна быть согласована с ФАС.  Только после этого можно будет заключать с ним контракт. Процедура согласования длится недолго. Но ФАС нужно предоставить конкурсную документацию и все протоколы, чтобы подтвердить, что выбор единственного поставщика не является фальсификацией и подтасовкой результатов. Порядок проведения конкурса с единственным поставщиком регламентирован, отступать от него нельзя.

Первый случай может возникнуть, если:

  • не было подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
  • заявки подавались, но они не прошли отбор на соответствие дополнительным условиям;
  • при двухэтапном конкурсе не было подано ни одной заявки на участие во втором этапе;
  • победитель уклонился от подписания контракта. Тогда это предложили победителю № 2, но он отказался от подписания (в реестр «уклоняющихся поставщиков» он не вносится, потому что не является основным победителем).

Заказчик может поступить следующим образом – внести изменения в план-график и вновь провести закупку. Но нужно несколько изменить условия – увеличить срок и, при необходимости, цену контракта, но не более чем на 10% от предыдущей. Если и сейчас конкурс будет признан несостоявшимся, провести закупку можно путём запроса котировок.

Отличие от открытой процедуры

Установленные по ФЗ № 44 особенности конкурса с ограниченным участием позволяют дифференцировать его от конкурсов других разновидностей.

Следует, однако, сказать, что отличия рассматриваемой процедуры от открытой закупки минимальны. Ключевой чертой конкурса, участие в котором ограничено, является обязательное прохождение участниками предквалификационного отбора. В ходе него субъекты проверяются на соответствие не только общим, но и специальным требованиям.

При подаче заявок на открытый конкурс участникам надлежит соответствовать только единым условиям. Проверка при этом проводится на стадии рассмотрения и оценки поступивших заявок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector