Нормируемые расходы в налоговом учете

Расходы на рекламу

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Рекламные расходы, связанные с иными видами рекламы, в том числе приобретением (изготовлением) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, принимаются для целей налогообложения в пределах 1% от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ).

она адресована неопределенному кругу лиц;

направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Нормируемые расходы в налоговом учете

Причем данная информация может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Однако рассылка организацией своим клиентам по адресам буклетов с информацией о производимом (продаваемом) товаре не является рекламой, поскольку буклеты рассылаются определенному кругу лиц (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624).

Согласно Письму Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/1 при «безадресном» распространении листовок, буклетов, брошюр и т.п. неопределенному кругу лиц через специализированные организации на основании договоров возмездного оказания услуг рекламные расходы принимаются с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 264 НК РФ.

Бухгалтерский учет нормируемых расходов

Рекламные расходы делятся на рекламные расходы, принимаемые к учету в полном объеме, и рекламные расходы, которые признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

К ненормируемым рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ) относятся затраты:

  • на рекламные мероприятия в СМИ, в Интернете и вообще в информационно-телекоммуникационных сетях, кино и видео;

  • на световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);

  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, в том числе на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самом предприятии, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества впоследствии экспонирования.

Так, ненормируемыми рекламными расходами являются:

  • размещение информации об адресе, номере телефона, оказываемых услугах в базах данных платных телефонных справочно-сервисных служб;

  • затраты на размещение интернет-рекламы;

  • затраты на продвижение сайтов;

  • на изготовление рекламных брошюр, каталогов, календарей, листовок, буклетов, флаеров, содержащих рекламную информацию;

  • вступительные взносы для участия в выставках и ярмарках и т.д.

Данные затраты учитываются в полном объеме.

Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Нормируемые расходы в налоговом учете

Примеры нормируемых рекламных расходов:

  • приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

  • размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро;

  • размещение рекламных стикеров на стенах, дверях и окнах электропоездов метро;

  • рассылка рекламной информации посредством СМС-сообщений на мобильные телефоны;

  • проведение дегустации продукции;

  • услуги по приоритетной выкладке товаров для обеспечения привлечения внимания покупателей к этим товарам.

При учете нормируемых рекламных расходов следует помнить, что при увеличении в течение года объема выручки автоматически изменяется и сумма лимита расходов, т.е. затраты, не признанные к примеру за первый квартал из-за превышения норматива, при увеличении размера выручки могут быть учтены в следующих отчетных периодах этого же года.

При этом рекламные расходы, не признанные по итогам года, на следующий год не переносятся.

В I квартале организация осуществила рассылку рекламной информации посредством СМС-сообщений на мобильные телефоны.

Общая стоимость услуги без НДС составила 35 000 руб.

Других расходов на рекламу в I полугодии у организации не было.

Выручка организации от реализации без НДС составила:

  • за I квартал — 2 500 000 руб.;

  • за I полугодие — 4 000 000 руб.

Предельный размер нормируемых рекламных расходов:

  • за I квартал — 25 000 руб. (2 500 000 руб. x 1%);

  • за I полугодие — 40 000 (4 100 000 руб. x 1%).

Организация признает рекламные расходы:

  • в I квартале — в сумме 25 000 руб.;

  • в I полугодии — в сумме 35 000 руб. (35 000 руб. {amp}lt; 40 000 руб.), т.е. сможет учесть в I полугодии расходы, неучтенные в I квартале, на сумму 10 000 руб. (35 000 руб. — 25 000 руб.).

Список таких расходов разбросан по всей 25-ой главе НК. При определении лимитов необходимо также руководствоваться прочими нормативно-правовыми документами. Для примера, при списании материальных затрат учитываются нормы по естественной убыли от транспортировки либо хранения матценностей по постановлению № 814 от 12.11.02 г.

  • Суммы, потраченные работодателями на ДМС персонала (п. 16 ст. 255) – не более 6 % от общих расходов по оплате за труд.
  • Потери при транспортировке, хранении МПЗ (подп. 2 п. 7 ст. 254) – в пределах утвержденных норм естественной убыли.
  • Суммы взносов на накопительную часть пенсии по договорам долгосрочного характера, добровольным договорам пенсионного страхования и/или НПО (п. 16 ст. 255) – не более 12 % от совокупных расходов по оплате за труд.
  • Затраты на НИОКР (ст. 262).
  • Представительские издержки (п. 2 ст. 264) – не более 4 % от расходов предприятия по оплате за труд за соответствующий период (отчетный или налоговый).
  • Проценты по заемным обязательствам – рублевые и валютные нормативы установлены в ст. 269.
  • Нормируемые расходы на рекламу (п. 4 ст. 264) – о видах затрат речь ниже.
  • Отчисления по созданию резервов в части сомнительных долгов (п. 4 ст. 266) – не более 10 % от выручки за прошлый налоговый или текущий отчетный период (по большему показателю).
  • Затраты на образование гарантийных резервов (ст. 267).
  • Затраты на образование резервов для ремонта ОС (ст. 324).
  • Прочие расходы по глав. 25.

Рекламные расходы, нормируемые и ненормируемые – это, по ст. 3 Закона № 38-ФЗ от 13.03.06 г., издержки предприятия на распространение в любом виде и любым способом, через любые средства информации для неопределенных лиц в целях привлечения внимания к объекту и ради продвижения его в рыночных условиях.

  • Затраты организации на производство или приобретение призов, предназначенных для вручения во время розыгрыша при массовых рекламных мероприятиях – списываются в сумме не более 1 % от общей выручки (п. 4 ст. 264).
  • Прочие виды рекламы, не поименованные в п. 4 ст. 264.
  • Затраты организации на рекламу через любые виды СМИ, при кино- и видео-сеансах, через телекоммуникационные сети.
  • Затраты на наружную рекламу, в том числе световую, производство рекламных щитов и/или стендов.
  • Затраты на участие в ярмарочно-выставочных мероприятиях, экспозициях, включая оформление витрин, демо-залов, комнат-образцов.
  • Производство рекламных каталогов и брошюр со сведениями о самой компании и реализуемой ею продукции, выполняемых услугах.
Предлагаем ознакомиться:  Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве

Российский налоговый курьер, N 16, 2007 годРубрика: Налог на прибыль

Л.А.Масленникова, эксперт журнала «Российский налоговый курьер», канд. экон. наук

Публикация подготовлена при участии специалистов Управления администрирования налога на прибыль и Управления администрирования косвенных налогов ФНС России

Далеко не все расходы можно учесть в налоговой базе по налогу на прибыль в полном объеме. Есть затраты, которые уменьшают базу только частично, в пределах норм. В учете каждого такого расхода есть свои нюансы. По-разному учитывают нормируемые расходы фирмы, применяющие различные режимы налогообложения.

Нормируемые расходы в налоговом учете

— товары (работы, услуги) приобретены для операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;- товары (работы, услуги) оприходованы;- есть счет-фактура от поставщика.Однако в пункте 7 статьи 171 НК РФ содержится еще одно условие. Если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, НДС по этим расходам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам.

Нормы для одних расходов указаны в Налоговом кодексе (как правило, в процентах от определенного показателя), для других — в постановлениях Правительства РФ (в виде фиксированных величин). В отдельных случаях нормы устанавливаются в особом порядке. Расскажем о наиболее распространенных видах нормируемых расходов и их учете.

При исчислении налога на прибыль учитываются некоторые расходы, нормы для которых устанавливаются в особом порядке. Типичный пример подобных расходов — потери и недостачи материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли. В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса они приравниваются к материальным расходам для целей налогообложения в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно названной выше норме принято постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей», устанавливающее порядок разработки и утверждения указанных норм заинтересованными министерствами и ведомствами.

В постановлении предусмотрено, что нормативы естественной убыли разрабатываются министерствами и ведомствами с учетом технологических условий хранения и транспортировки ТМЦ, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль. Однако для большинства отраслей экономики эти нормы пока не разработаны.

Вместе с тем на основании статьи 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ до утверждения норм естественной убыли в порядке, прописанном в подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, установленные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Налогоплательщики, реализующие товары (выполняющие работы), могут создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст.267 НК РФ). Для этого в учетной политике указывается предельный размер этого резерва, учитываемого в расходах.Резерв начисляется только в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с договором предусмотрен ремонт (обслуживание) в течение гарантийного срока.

Расходами признаются суммы начисленного резерва на дату реализации товаров (выполнения работ).Предельный размер резерва определяется следующим образом. Это доля фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию за предыдущие три года в сумме выручки от реализации данных товаров (выполнения работ) за тот же период, умноженная на величину выручки от реализации данных товаров (выполнения работ) за отчетный (налоговый) период.

Расходы на добровольное страхование

при заключении договора добровольного страхования жизни его срок не должен быть менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматриваются страховые выплаты, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов;

при заключении договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора добровольного пенсионного страхования учет страховых взносов должен осуществляться на именных счетах участников НПФ. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до полного расходования средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, а договоры добровольного пенсионного страхования — выплату пенсий пожизненно;

общим условием для таких договоров является наличие лицензии у страховой компании (негосударственного пенсионного фонда), выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

При несоблюдении указанных условий расходы на добровольное страхование жизни работников, на негосударственное пенсионное обеспечение и на добровольное пенсионное страхование не принимаются в расчет при исчислении налога на прибыль (п. п. 6, 7 ст. 270 НК РФ).

Если после заключения указанного вида договора на срок более 5 лет последует сокращение данного срока или расторжение договора, то понесенные (и принятые для расчета налога на прибыль) расходы необходимо облагать налогом на прибыль в том периоде, в котором произошло изменение срока договора. Кроме того, при изменении других существенных условий понесенные расходы также необходимо облагать налогом на прибыль в том периоде, в котором произошло изменение срока договора (абз. 8 п. 16 ст. 255 НК РФ).

Но если, например, к расторжению договора привели обстоятельства непреодолимой силы, то облагать налогом на прибыль понесенные расходы возможно не придется (Письма Минфина России от 05.08.2005 N 03-03-04/1/150 и УФНС России по г. Москве от 04.05.2007 N 21-11/041052@).

Для снижения налоговых рисков, связанных с принятием для целей налогообложения расходов на негосударственное пенсионное обеспечение и (или) добровольное пенсионное страхование, рекомендуется необходимые условия включать в договор, например указать методы учета страховых взносов: «…на именных счетах участников…».

Расходы на взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников и при наличии лицензии у страховщика на определенный вид деятельности, включаются в состав расходов в пределах 3% от суммы расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

При увольнении застрахованных работников не редки случаи, когда договор личного страхования действовал менее года (от даты заключения договора до даты увольнения сотрудника). Принять для целей налогообложения страховые взносы, приходящиеся на уволенного сотрудника, можно при условии, что имеется возможность изменения списка застрахованных лиц, предусмотренная договором страхования (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2007 N 28-11/018463.1), т.е. вместо уволенного работника в список застрахованных включается вновь принятый сотрудник.

По договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, за норму расхода принимается 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника (абз. 10 ст. 255 НК РФ).

Если в соответствии с условиями указанного договора страхование действует не только при исполнении ими служебных обязанностей, но и во внерабочее время, и сумма уплачиваемой страховой премии не имеет разделения на страхование сотрудника в рабочее и внерабочее время, то высока вероятность того, что налоговые органы классифицируют данные расходы как не принимаемые для целей налогообложения.

Предлагаем ознакомиться:  Регистрация новой редакции устава в налоговой

1) долгосрочного страхования жизни, заключенным не менее чем на пять лет (в течение пяти лет страховые выплаты не предусматриваются, за исключением случая смерти застрахованного лица);

2) негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, с выплатой пенсии до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет;

3) добровольного пенсионного страхования, предусматривающего выплату пенсий пожизненно;

4) добровольного личного страхования работников, заключенным на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов;

5) добровольного личного страхования на случай смерти или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.Выплата пенсий по добровольному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию производится при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на участие по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

Однако для включения указанных взносов в расходы есть некоторые условия. Прежде всего страховая организация должна иметь лицензии на ведение соответствующих видов деятельности.Следующее условие — расходы на добровольное страхование по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения могут уменьшать налогооблагаемую базу в размере, не превышающем в совокупности 12% суммы расходов на оплату труда.

Для взносов по договорам медицинского страхования, включаемых в расходы, лимит составляет 3% суммы расходов оплаты труда.И наконец, взносы по договорам страхования, заключаемым на случай смерти или утраты трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, в расходах не могут превышать 10 000 руб.

на одного работника.Как определить предельную сумму расходов, связанных с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) работников? Для этого берутся расходы на оплату труда нарастающим итогом с момента вступления договора в силу с учетом срока его действия в налоговом периоде (п.3 ст.318 НК РФ). Суммы взносов по таким договорам в расходы на оплату труда не включаются.

Представительские расходы

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав представительских расходов затраты на приобретение цветов для представителей контрагентов, для украшения места переговоров?

Нет, нельзя.

Перечень представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). В нем не предусмотрено затрат на приобретение цветов для представителей контрагентов, для украшения места переговоров. Поэтому эти расходы не учитывайте при расчете налога на прибыль. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/176, УФНС России по г. Москве от 22 января 2004 г. № 26-08/4777.

Поддерживают эту точку зрения некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 марта 2006 г. № А29-1822/2005а). Свою позицию они аргументируют тем, что расходы на приобретение цветов не обусловлены обычаями делового оборота, которые нужно соблюдать при организации встреч деловых партнеров. А значит, не являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Совет: есть аргументы, которые позволяют организациям признавать при расчете налога на прибыль расходы на приобретение цветов для представителей контрагентов. Они заключаются в следующем.

Организация вправе учесть при расчете налога на прибыль расходы, направленные на получение дохода. При этом расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы на приобретение цветов для деловых встреч направлены на установление контактов с потенциальными клиентами (партнерами) организации.

Следовательно, такие расходы можно признать экономически обоснованными. Такой вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. № Ф04-2610/2006(22165-А46-40), Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 г. № А56-9369/2005, Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. № А57-1209/04-16.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав представительских расходов затраты на приобретение чайной и столовой посуды, предназначенной для использования во время официальных встреч с деловыми партнерами организации?

Да, можно.

К представительским расходам, в частности, относятся затраты на проведение официальных приемов представителей других организаций (деловых партнеров). Под официальным приемом подразумевается организация завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия. Место проведения приема значения не имеет, поэтому организация может устроить его как на своей территории, так и за ее пределами. Это следует из положений пункта 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Конкретный перечень затрат на проведение приема законодательно не установлен. Следовательно, это могут быть любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с организацией такого приема (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Очевидно, что при проведении приема (завтрака, обеда) на своей территории организации не обойтись без чайной и столовой посуды. Но чтобы включить затраты на приобретение посуды в состав представительских расходов, нужно доказать связь между этими затратами и проведением представительских мероприятий.

Подтвердить расходы на приобретение посуды можно кассовыми и товарными чеками. А представительский характер затрат можно обосновать приказом (распоряжением) руководителя организации, сметой, а также отчетом о представительских расходах. К отчету должны быть приложены первичные документы по каждой позиции, включенной в отчет (накладные, товарные чеки и т. п.).

Если же посуда многоразовая, затраты на ее приобретение к представительским расходам не относятся. Стоимость такой посуды можно включить в состав материальных расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Но для этого придется доказать, что она постоянно используется в хозяйственной деятельности организации.

В арбитражной практике есть решения, которые подтверждают правомерность включения затрат на приобретение многоразовой посуды в состав представительских расходов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. № А05-12045/2007). Однако опираться на мнение отдельных судов при списании таких затрат рискованно.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль включить в состав представительских расходов затраты на проведение корпоративного вечера (юбилея организации)? Организация оплачивает аренду банкетного зала, услуги по организации праздника, продукты питания и т. п.

Нет, нельзя.

К представительским расходам организации можно отнести затраты:

  • на официальный прием и (или) обслуживание (в т. ч. буфетное) представителей других организаций, а также официальных лиц самой организации;
  • на транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • на оплату услуг переводчиков (не состоящих в штате организации) во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Такие правила установлены пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, затраты на проведение корпоративной вечеринки (юбилея компании) не относятся к представительским расходам. Нельзя такие затраты рассматривать и как расходы на рекламу. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/206.

Предлагаем ознакомиться:  Классификация налоговых ставок. Виды налоговых ставок

Совет: если организация готова к спору с налоговой инспекцией, она может включить затраты на проведение корпоративного вечера в состав представительских расходов. Но для этого нужно выполнить несколько условий.

Во-первых, в организационных документах нужно четко обозначить цель проведения такого мероприятия. Например, в приказе о проведении мероприятия лучше указать, что корпоративный вечер проводится для подведения итогов работы организации, поддержания сотрудничества с деловыми партнерами, демонстрации им достижений компании и перспектив ее развития.

Во-вторых, на праздник нужно пригласить представителей других организаций (хотя бы крупнейших партнеров по бизнесу) и зафиксировать факт их присутствия в отчете о представительских расходах.

В-третьих, затраты на проведение корпоративного вечера нужно подтвердить первичными документами. О том, какие документы следует оформить и как это сделать, см. Какие документы оформить, чтобы безопасно признать представительские расходы.

В-четвертых, сумма затрат на проведение праздника вместе с другими представительскими расходами должна укладываться в установленный норматив (4 процента от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период).

При соблюдении перечисленных требований организация имеет шансы отстоять свою позицию в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерным списание на представительские расходы затрат, связанных с организацией и проведением корпоративных мероприятий (см., например, определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г.

Представительские расходы организации — это расходы, направленные в первую очередь на установление и поддержание взаимного сотрудничества, затраты, понесенные фирмами при организации официальных приемов и переговоров, включая расходы на транспортное обслуживание доставки до места проведения официальной встречи лиц, участвующих в переговорах (приемах), и расходы на переводчиков при отсутствии таковых в штате принимающей организации.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам также относятся затраты на проведение заседаний руководящего органа. Но принятие для целей налогообложения расходов на организацию приема руководителей филиалов в качестве представительских, скорее всего, придется отстаивать в суде. Согласно Постановлению ФАС ВСО от 11.08.

Место проведения официальных встреч не имеет значения для целей признания расходов при определении налога на прибыль (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Представительские расходы включаются в состав расходов в пределах 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

НК РФ не содержит исчерпывающего перечня расходов организаций, которые можно было бы классифицировать как представительские без возникновения налоговых рисков по налогу на прибыль. Решая данный вопрос, судебные органы исходят из экономической обоснованности произведенных расходов (Постановления ФАС ЗСО от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27), от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40).

Однозначно можно говорить о том, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Проживание, «неофициальное питание» (завтрак, обед, ужин) делегаций партнеров, прибывших в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, также могут быть исключены налоговыми органами из состава представительских, так как данные расходы являются командировочными для приезжающей стороны (Письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235, УФНС России по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271).

Как сказано в подпункте 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ, представительские расходы учитываются в составе прочих расходов. К ним относятся затраты, связанные с проведением официального приема и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества.

Понятие «официальный прием» раскрыто в пункте 2 указанной статьи. Это завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие.В том же пункте представительские расходы детализированы. К ним, в частности, относятся не только затраты, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием представителей других организаций, но также участников, прибывших на заседания совета директоров (иного руководящего органа фирмы), и официальных лиц принимающей стороны.

Расходы на транспортное обеспечение доставки участников к месту проведения мероприятия и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчика, не состоящего в штате, — все это также представительские расходы.Можно ли учесть в составе представительских расходов стоимость спиртных напитков, приобретенных для проведения официального мероприятия? Да, можно.

Но при условии, что такие затраты соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Иначе говоря, если они документально подтверждены и экономически обоснованны (см. письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).Нередко организации оплачивают проживание участников приглашенной делегации в гостинице.

Эти затраты нельзя признать в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, так как они не поименованы в пункте 2 статьи 264 НК РФ. На это указано в письме Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235. Не относятся к представительским также затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В пункте 2 статьи 264 НК РФ определено, что все виды представительских расходов являются нормируемыми. Их стоимость может быть включена в налоговую базу в размере, не превышающем 4% суммы расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.Представительские расходы учитываются в порядке, аналогичном тому, который применяется для учета расходов на рекламу.

Расходы на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года и умножаются на 4%. Полученная сумма сравнивается со стоимостью представительских расходов за тот же период. Представительские расходы в пределах 4% затрат на оплату труда за отчетный (налоговый) период включаются в налоговую базу.ПРИМЕР 2В июне 2007 года расходы ООО «Конкор» на официальный прием с целью установления сотрудничества составили 200 000 руб.

(без учета НДС). Затраты на оплату труда за январь — июнь 2007 года — 3 200 450 руб.Максимально возможная сумма представительских расходов за полугодие 2007 года — 128 018 руб. (3 200 450 руб. х 4%). Осуществленные расходы превышают эту величину (128 018 руб. {amp}lt; 200 000 руб.). Следовательно, в состав прочих расходов за 1-е полугодие 2007 года можно включить только сумму 128 018 руб.

Расходы на топливо

НК РФ не устанавливает нормы расхода ГСМ для организаций, но следует иметь в виду, что при проверке налоговые органы России, руководствуясь Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Минтрансом России 29.04.2003 N Р3112194-0366-03, не позволяют принимать для расчета налога на прибыль расходы на топливо, превышающие нормативы, определенные в данном документе (Письма УФНС России по г. Москве от 12.04.

2006 N 20-12/29007, от 25.07.2005 N 20-12/53147, от 11.11.2004 N 26-12/72753, Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223). Следует обратить внимание, что документ, устанавливающий нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, Минюстом России не зарегистрирован и официально не опубликован.

Чтобы снизить налоговые риски по производимым расходам на топливо, принимаемым для целей налогообложения, и в то же время повысить контроль за расходами организации, целесообразно разработать и утвердить внутренний организационно-распорядительный документ, определяющий нормы расхода ГСМ для автомобилей (транспортных средств) с учетом расходов в зимнее и летнее время.

Е.Меринова

Аудитор

ООО «Бейкер Тилли Русаудит»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector