Ликвидация общественной организации — пошаговая инструкция, порядок по решению суда

Правовые основы деятельности

Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.

Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

https://www.youtube.com/watch?v=watch

В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств.

Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на  базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не  занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • КРФ;
  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Ликвидировать общественное объединение  можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации. Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст. 44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная. В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель. Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Цена ликвидации некоммерческой организации.

Стоимость ликвидации НКО зависит от ее организационно- правовой формы. Например, ликвидировать Автономную некоммерческую организацию, Частное учреждение Ассоциацию, или Общественную организацию не составит труда, если Вы обращаетесь за нашей квалифицированной помощью (при соблюдении всех норм действующего законодательства) и стоимость данной процедуры фиксированная — 39500 рублей.

1.Уведомление о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации

2.Назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии некоммерческой организации 

3.Публикация в органах печати о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами

Ликвидация общественной организации - пошаговая инструкция, порядок по решению суда

4.Регистрационные действия, связанные с составлением промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения

5.Представление составленного ликвидационного баланса, исключение некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Важно помнить, что помимо услуг по ликвидации отдельно оплачиваются расходы на нотариуса, публикацию в органах печати и государственную пошлину. Данную стоимость спрогнозировать сложно, поскольку все зависит от публикации в органах печати, так как их стоимость рассчитывается за квадратный сантиметр текста, вышедшего в печать, но примерная сумма всех расходов от 8000 рублей.

Обращаем внимание, что некоммерческая организация до исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц обязана сдавать все отчеты, предусмотренные законодательством Российской Федерации – в ИФНС, ФСС, ПФР и помимо расходов на ликвидацию необходимо помнить об оплате работ бухгалтера, так как если будет не сдан хотя бы один отчет или останется непогашенный штраф (пени), организацию не смогут ликвидировать.

Если ликвидируемая организация зарегистрирована не на домашний адрес, то не стоит забывать и о расходах на содержание офиса, адрес которого будет указан в органах печати для уведомления требований кредиторов. 

При условии что Вы задолго до ликвидации отказались от помещения и фактически организация нигде не находится, то могут возникнуть проблемы на последнем этапе ликвидации с указанием причины в отказе — предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации, и уведомление кредиторов не надлежащим образом.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

Общественная организация при ликвидации должна полностью прекратить свою деятельность в двух основных аспектах — как участник гражданских отношений и/или как юридическое лицо.

Детальная информация о создании и добровольной ликвидации общественных организаций дается во 2 главе ФЗ №82.

Она состоит из следующих пунктов:

  1. Общее собрание участников по действующему уставу организации единогласно принимает решение о прекращении ее существования. Уставом может быть предусмотрен специальный орган, который занимается этим вопросом. Примером устава может служить данный. Также может быть оговорено количество голосов, необходимых для ликвидации, тогда нет надобности в 100% согласии всех членов. Практика показывает, что чаще всего это количество составляет 2/3 от общего числа. Общественная организация, имеющая статус юридического лица, может быть ликвидирована по решению ее учредителей, если уставом не предусмотрено иное. По факту собрания составляется протокол. В нем отмечаются все его участники, прописывается решение о закрытии объединения, ставятся дата и подписи (образец протокола).
  2.  Лицо (или группа лиц), вынесшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию. В нее может входить один или несколько человек. Законом не возбраняется включение в комиссию учредителей или членов руководства организации.
  3. Ликвидационная комиссия определяет порядок и сроки ликвидации, опираясь на Гражданский кодекс РФ. Она становится законным представителем общественной организации и имеет право действовать с момента назначения от ее лица.
  4. Членами ликвидационной комиссии отправляется сообщение для публикации в СМИ. Это необходимо для уведомления кредиторов или иных лиц, которые могут иметь претензии к организации любого характера. В сообщении должен быть указан срок рассмотрения требований. Он не может превышать двух месяцев со дня публикации.
  5. Уведомление о принятии решения о ликвидации следующих инстанций: ПФР, ФСС, ИФНС, управление Министерства юстиции. С особой тщательностью проверка документов осуществляется последним органом. Для уведомления используются формы P15001 и Р15002.
  6. Письменное сообщение кредиторам о ликвидации организации. Для этой цели рекомендуется использовать письма с уведомлением для наличия в случае спорной ситуации доказательства своих слов. Имеется ввиду обращение кредиторов за задолженностью позже указанных сроков, попытки взыскать задолженность через суд.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). В нем отражается все активы и пассивы организации. ПЛБ заверяется учредителями организации, ее руководством или органом, принявшим решение о ликвидации.
  8. Удовлетворение требований кредиторов. В первую очередь оплачиваются долги перед внебюджетными фондами (пенсионным, социального страхования) и налоговой службой, а потом перед физическими и юридическими лицами. Если капитала организации не хватает для погашения задолженности, то осуществляется продажа ее имущества. Ответственным за данную процедуру является владелец указанного имущества. В случае недостатка средств для оплаты долгов кредиторы вправе обратиться в суд с привлечением собственника имущества к ответственности с требованием его продажи.
  9. Составление окончательного ликвидационного баланса (ЛБ). Он утверждается в том же порядке, что промежуточный. Оба вида баланса фиксируются соответствующим протоколом.
  10. Распределение имущества общественной организации. Если об этом есть упоминание в уставе, оно распределяется указанном образом. В противном случае для решения этого вопрос организуется съезд или собрание. Если у общества есть учредители, распределением имущества занимаются они. Если члены организации не могут договориться между собой, они вправе передать дело в суд. При невозможности распределения имущества между ними оно отчуждается в пользу государства.
  11. Ликвидация общественной некоммерческой организации на этом не заканчивается, если она носила статус юридического лица, необходимо также исключение объединения из списков ЕГРЮЛ.

Ликвидация общественной организации по решению суда. Решение о принудительной ликвидации организаций, действующих на международном или федеральном уровне, принимается Верховным судом РФ. Прочие дела рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Существуют следующие основания для возбуждения подобных дел:

  • Деятельность организации нарушают права или свободы гражданина.
  • Нарушение общественным объединением законов Российской Федерации или иных нормативных актов.
  • Деятельность организации противоречит заявленной в ее уставе.
  • Невыполнение требований Федерального органа государственной регистрации по устранению выявленных нарушений в установленный срок.
  • Деятельность организации может быть рассмотрена как экстремистская.

Заявителями для обращения в суд могут выступать следующие лица:

  • Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта РФ.
  • Федеральный орган государственной регистрации или его территориальное представительство.

Суд может вынести решение о прекращении деятельности общественной организации или ее приостановлении на срок до 6 месяцев. Данное решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Его неисполнение или воспрепятствование его исполнению по статье №315 УК РФ наказывается штрафом до 200.000 рублей или лишением свободы на срок до 5 лет, а также арестом или исправительными работами. Ликвидация общественной организации через суд не оставляет возможности для применения альтернативных методов, типа смены ее руководителей.

Когда деятельность объединения и его бухгалтерия является достаточно запутанной или у учредителей нет времени или правовой базы для самостоятельной ликвидации, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

Фирмы-посредники предлагают достаточно стандартный набор услуг, который отличается по цене и зависит от ситуации, в которой находится общественная организация:

  1. Ликвидация объединения, которое не вело свое деятельность в течение более одного года. Такая ликвидация инициируется Министерством юстиции и является наиболее простым и дешевым способом.
  2. Ликвидация объединения методом банкротства. При деятельности организации в качестве юридического лица и наличия долгов, которые она не в состоянии погасить, данный способ является единственным легальным вариантом избежать судебных исков и лишения частной собственности учредителей.
  3. Ликвидация объединения при отсутствии долгов. Стандартная процедура, протекающая по описанной выше схеме. В среднем может занять от 4 до 6 месяцев.
  4. Ликвидация методом реорганизации или смены руководства. Является способом передать организацию лицам, желающим заниматься данным видом деятельности. Нередко такой альтернативный вид ликвидации рассматривается как способ избежать санкций за имевшие место нарушения.

При обращении в любую организацию, предлагающую услуги подобного рода, важно помнить, что уход с должности или из состава учредителей не освобождает бывшего руководители от уголовной ответственности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК публикуют в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению промежуточного ликвидационного баланса (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – распределение остаточного имущества. Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.
Предлагаем ознакомиться:  Могут ли уволить беременную на испытательном сроке по трудовому кодексу

Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?

В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Ликвидация общественной организации - пошаговая инструкция, порядок по решению суда

Например, это можно сделать  в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности  при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным  назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

Необходимо подать следующие документы:

  • решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.

Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

  1. решение о прекращении деятельности НКО;
  2. сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
  3. квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.

Ликвидация общественной организации - пошаговая инструкция, порядок по решению суда

На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

Ликвидация некоммерческих организаций в 2019 году – особенности и нюансы.

От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

  • прекратилось финансирование;
  • цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
  • между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
  • препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
  • организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

Ликвидация общественной организации - пошаговая инструкция, порядок по решению суда

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

  • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
  • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
  • Уплачены все налоговые суммы;
  • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
  • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
  • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.

В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура,  поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.

1)Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора 

Предлагаем ознакомиться:  Обжаловать решение суда по дтп

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

2)Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда

3)Суд назначает ликвидатора Фонда 

4)Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда

5)Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации

6)Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности

7)Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда

8)Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами. 

9)Ликвидатор осуществляет сверку  ПФР, ФСС, ИФНС

10)Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс

11)Ликвидатор составляет ликвидационный баланс

12)Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и  ликвидационного баланса

13)Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда

14)Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после  расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации. 

Ориентировочная стоимость ЛИКВИДАЦИИ 39500 т.р.  7 (968) 878-38-99 Звонок сразу к юристу.

Или оставьте заявку на куплю-продажу вашей НКО по ссылке, телефону  7 (968) 878-38-99. Достаточно: наименования, год создания и наличие деятельности. 

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  •  Общим собранием в общественных НКО; 
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • составление промежуточного и окончательного баланса;
  • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

На практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать — за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года.

Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это  не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector