Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Ликвидация филиала образовательного учреждения

Правовой статус НОУ

Сначала определим правовой статус негосударственного образовательного учреждения (НОУ). Гражданский кодекс РФ в ст.120 и Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) в ст.9 дают определение учреждения. Им признается некоммерческая организация, созданная собственником для некоммерческой деятельности и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества (п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ).

Это положение обусловлено тем, что имущество учреждению передается собственником (учредителем) на праве оперативного управления. В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение осуществляет ограниченные права в отношении переданного ему имущества лишь в пределах, установленных законом и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Например, учреждение вправе продать или сдать в аренду переданную ему недвижимость только по разрешению собственника. При этом он может изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество у учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст.296 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, вот основные признаки НОУ:

  • это некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс;
  • НОУ создается учредителем (собственником имущества) в форме учреждения;
  • имущество передается ему на праве оперативного управления;
  • НОУ отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Порядок ликвидации бюджетных учреждений

Для беспрепятственного проведения такой процедуры необходимо поработать над подготовкой соответствующей документации, а также учесть, какие бумаги будут подаваться в налоговую, фонды и другие организации.

В целом основные документы фигурируют следующие:

  • решение учредителя или учредительного собрания (если у организации есть несколько долевых участников) о том, что нужно закрыть филиал;
  • решение о созыве комиссии, ее составе и деятельности;
  • приказ, распоряжение или протокол о назначении гражданина (гражданки) генеральным директором, отвечающим за руководство головного предприятия;
  • приказ, протокол или распоряжение о назначение руководителя филиала;
  • приказ по предприятию – филиалу о старте процедуры закрытия подразделения;
  • приказ о начале и об окончании проведения инвентаризационной проверки с описью имущества;
  • приказ о проведении массового увольнения по трудовому законодательству со всеми соответствующими выплатами работникам;
  • декларация по прибыльному налогообложению (опираясь на ст.288 НК РФ) должна подаваться со всеми необходимыми выплатами по авансовым платежам, которые осуществляться должны головной фирмой (как за себя, так и за филиал);
  • уведомление для работников для их увольнения;
  • устав предприятия;
  • инвентаризационная опись имущества, подлежащее продаже для погашения долгов, если необходимо;

Образец инвентаризационной описи.

  • промежуточный и окончательный ликвидационный балансы;
  • подачи заявлений-уведомлений в социальные фонды о закрытии подразделения и прекращении выплат по страхованию работников;
  • получение свидетельства о том, что данные по филиалу удалены из базы Госреестра (ЕГРЮЛ), а в документации по основному предприятию сделаны все нужные изменения;
  • подача объявления в СМИ, где оповещается, когда и какой филиал закрыт.

После вынесенного решения на заседании собрания учредителе головного предприятия о начале ликвидации, необходимо будет составить приказ по филиалу о том, когда и как следует начать процедуру.

Ликвидация филиала образовательного учреждения

В приказе должны быть следующие реквизиты, пункты и порядок их заполнения:

  • название самого юрлица – головного предприятия и филиала;
  • номер и дата издания приказа;
  • название и предмет (преамбула) документа;
  • причины, почему пришлось ликвидировать филиал;
  • сроки – начала и завершение закрытия;
  • указываются участники ликвидационной комиссии, когда она была создана и кем;
  • каковы полномочия, обязанности и функции такой комиссии присвоили учредители;
  • подписи участников комиссии проставляются в приказе в конце.

Основанием для того, чтобы такой приказ издавать служит решение, принятое на заседании учредителей в самом начале процедуры.

Если же процесс идет через суд, тогда основание – это решение суда, которое не только открывает старт ликвидации, но и регулирует ее ход.

Образец приказа.

Кроме общего приказа, отдельно, создается также приказ на начало и проведение инвентаризации в связи с закрытием филиала. А для этого должна быть продумана отдельная комиссия – инвентаризационная.

В самом документе будут указываться фамилии и имена членов комиссии, которая непосредственно отвечает за надлежащее проведение описи всего имущества филиала.

Также в приказе будет отражено, какое именно имущество будет подлежать описыванию, а также сроки для проведения мероприятия (начало и конец), причина, по которой будут проводить эту проверку и опись, а также время, когда инвентаризационный отчет должен быть подан в бухгалтерию.

Ликвидация филиала образовательного учреждения

Когда закрывается предприятие, то все сотрудники увольняются автоматически по причине, что работодатель не способен будет обеспечить в будущем людей работой и условиями труда.

Согласно трудовому законодательству такой случай в процедуре увольнения сотрудников регистрируется по ст.81 ТК РФ.

Именно этот норматив служит базой для проведения данной процедуры. Правила увольнения людей следующие:

  1. Если у головной компании имеются иные филиалы, и закрывающееся подразделение является не единственным, тогда работникам в первую очередь должны предлагаться другие рабочие места по переводу.
  2. При закрытии единственного филиала работу могут предлагать на головном предприятии, если имеются таковые (соотносимые) должности. Работодателю по закону не воспрещается оставлять за собой право не предлагать рабочие места увольняющимся.
  3. Однако если руководитель будет предлагать одному или нескольким рабочие места, тогда придется ему заняться трудоустройством у себя в компании и других сотрудников. В противном случае оставшиеся без работы граждане будут иметь право подавать на руководство в суд.

Если же никакие переводы и предложения других должностей невозможны, тогда порядок увольнения следует производить по следующим правилам:

  1. Весь персонал получает уведомление о скоро закрывающемся филиале в обозначенный по закону срок – не менее 2-х месяцев до начала процедуры ликвидации.
  2. Увольнение производят по п.4 ст.81 ТК РФ.
  3. В день, когда наступает увольнение, каждый сотрудник должен получить:
    • полагающийся заработок за отработанное время;
    • компенсацию за неиспользованный календарный отпуск по графику, если таковой нюансы имел место;
    • все причитающиеся пособия (например, по уходу за ребенком до 1,5 года закону пособия, если таковые должны выплачиваться работнику);
    • все больничные или долги по отпускным, если они не были выплачены ранее;
    • различные дополнительные вознаграждения (по желанию работодателя).
  4. В течение 2 (а для жителей Крайнего Севера и регионов, приравненных к нему, 3 месяца) работодатель должен будет перечислять через фонд занятости населения компенсационное пособие в объеме заработка по среднемесячному расчету. Но это только возможно тогда, когда работник не нашел новое рабочее место.

Уведомление присылают по почте или вручают лично в руки каждому работнику подразделения. Нет никаких подобных документов, рассчитанных на выдачу бригаде, отделу, участку и т.д. Выдается бумага только лично каждому работнику.

Если же нарушить это условие, то судом это будет расценено как неполучение работником уведомления о ликвидации фиала в срок. За что головное предприятие будет нести ответственность в виде приличного штрафа.

По закону, когда закрывается филиал, то должны соблюдаться определенные сроки.

С того момента, как на собрании учредителей (или одним учредителем) было принято решение о закрытии подразделения, процесс может длиться не менее 2 месяцев.

Если же есть необходимость массово уволить рабочих, тогда вся процедура не должна занимать менее 3-х месяцев.

Если же руководство соглашается на ускоренную выплату компенсаций, выходных пособий и прочих причитающихся работникам сумм, то ликвидация может быть осуществлена за более короткие сроки.

Существуют несколько тонкостей, которые отличают закрытие филиала юридического лица, от закрытия филиала индивидуального предпринимателя.

К таким нюансам можно отнести следующее:

  • в решении учредительного собрания, которое прилагается обычно к заявлению, уведомлению, поданного в ФНС, должно быть четко указано количество тех лиц с их менами, которые проали в своем большинстве за закрытие подразделения;
  • если причиной для закрытия послужило накопление долговых обязательств, то они погашаются непосредственно из счетов основной компании;
  • если даже и у основной фирмы не находятся денежные средства для погашения долгов, тогда продают имущество на конкурсной основе через арбитражного управляющего. А их вырученных денег погашаются все долги;
  • но если и этих денег не будет хватать, тогда придется руководству погашать уже их из общего бюджета предприятия;
  • в случае, когда филиал находится в том же субъектном образовании России, что и главное предприятие (например, в одном и том же регионе или области), то увольнении можно производить по п.2 ст.81, говорящей о сокращении штатов;
  • когда проводится процедура реорганизации всей компании, тогда процесс ликвидации филиалов тоже запускается, но только с последующей переименовкой филиала и дальнейшим его существованием.

Если филиал будет просто реорганизован, то для новой его регистрации потребуется его удаление из Реестра (ЕГРЮЛ), а затем обновление регистрации, но с другими реквизитами и названием.

Такая процедура более хлопотная, однако для каждого филиала отдельно всегда прикрепляется свой представитель основной компании. И под его руководством будет проходить весь процесс.

Любое бюджетное формирование юридического лица подчиняется структуре государственных ведомств. Ликвидация филиалов таких предприятий не должна осуществлять и начинаться самовольно.

Всегда предшествует этому Постановление Правительства или вынесенное решение государственных структур.

Предлагаем ознакомиться:  Очередность погашения текущих платежей в конкурсном производстве

Для этого могут быть следующие причины, чтобы прекратить существование филиала компании бюджетной сферы:

  • физически закончился срок осуществления деятельности филиала (обычно он создавался с определенными целями и на конкретный срок);
  • начались конфликты интересов подразделения и основного предприятия;
  • нарушения в осуществлении не такой деятельности, которая указана в лицензии филиала или иных правовых актах, изданных на федеральном уровне;
  • если подразделение стало осуществлять деятельность без лицензии;
  • обнаружение в ходе проверки незаконной регистрации подразделения или головного предприятия;
  • иные нарушения законодательства, выражающиеся систематически в деятельности филиала.

Нет отдельного законодательного норматива для того, чтобы там бы отражался порядок ликвидации филиала бюджетной организации.

Поэтому здесь следуют больше из целесообразности в экономической или юридической сферах.

По закону такие подразделения не могут быть признаны самостоятельными юрлицами и относятся к законодательству о некоммерческих организациях – статьи 61-64 ГК РФ.

Сама деятельность  основного предприятия ведется на основании того бюджетного учреждения, что его создавало. Поэтому все будет регулироваться сверху – с управляющей бюджетной организации.

Ликвидационную комиссию точно также будут создавать, как это происходит с закрытием подразделения любого ООО или ОАО.

Только назначаться участники будут немного по другому – председателем комиссии, например, будет руководитель филиала, который несет ответственность за его функционирование.

Будет также составляться промежуточный баланс, где отразиться имущество филиала, которое принадлежит головному предприятию.

I. Общие положения

Когда НОУ может быть ликвидировано

Ликвидация некоммерческого образовательного учреждения — это официальное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Необходимо отметить, что банкротом может быть признана только коммерческая организация (за исключением казенных предприятий) или некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. То есть к учреждениям (и большинству других форм некоммерческих организаций) это понятие не применяется.

Это правило закреплено и в нормах Гражданского кодекса РФ, и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако об образовательных организациях в п.8 ст.39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») написано, что они могут быть признаны банкротом на общих основаниях, установленных законодательством о банкротстве.

Как и большинство положений специального законодательства об образовании, эту норму можно понимать двояко. Либо имеется в виду, что банкротство для них возможно в том случае, если оно вообще возможно для некоммерческих организаций по законодательству о банкротстве, либо что именно для НОУ банкротство возможно на общих основаниях с юридическими лицами иных организационно-правовых форм.

Вероятно, первый вариант толкования более правильный, так как процедура банкротства, урегулированная на сегодняшний день нормами особого законодательства, малоприменима для НОУ, учитывая, что ответственность по его долгам несет учредитель. В любом случае положения Гражданского кодекса РФ являются приоритетными по отношению к специальному законодательству, в том числе и к Закону «Об образовании», значит, признание НОУ банкротом невозможно.

Следовательно, НОУ может быть ликвидировано либо добровольно — по решению учредителей (или органа, уполномоченного на то учредительными документами организации), либо по решению суда. Суд может вынести решение о ликвидации организации из-за отсутствия у нее разрешения (лицензии) либо из-за запрещенной законом или не соответствующей ее уставным целям деятельности.

Однако на практике самым распространенным случаем для НОУ является именно добровольная его ликвидация.

Вопросы, связанные с имуществом ликвидированного НОУ, наиболее сложны. Это связано с тем, что учреждение может получать имущество из разных источников, что влечет за собой различие в правах собственности на него. На схеме показано два способа формирования имущества учреждения образования.

--------------------------------¬   -------------------------------¬
¦ Имущество учреждения ¦ ¦ Имущество, передаваемое ¦
¦ образования ¦{amp}lt;-- собственником (здания, ¦
L---------------T---------------- ¦сооружения, оргтехника и т.д.)¦
¦/ L----------------T--------------
--------------------------------¬ ----------------- -------------¬
¦ Денежные средства, полученные ¦ ¦ Денежные средства, ¦
¦ от деятельности учреждения ¦ ¦ передаваемые собственником ¦
¦(оплата за обучение, проведение¦ ¦ по смете ¦
¦ семинаров, целевые взносы, ¦ L-------------------------------
¦ пожертвования и т.д.) ¦
L---------------T----------------
---------------- ---------------¬
¦ Имущество, приобретенное за ¦
¦ счет средств, полученных от ¦
¦ деятельности (здания, ¦
¦ сооружения, оргтехника и т.д.)¦
L--------------------------------

В первом случае непосредственная передача собственником имущества может происходить как в момент учреждения НОУ, так и в процессе его деятельности. К такой передаче относится, например, выделение средств по смете в целях финансирования деятельности НОУ. При втором способе имущество НОУ формируется за счет средств от самостоятельной деятельности и различного рода пожертвований, целевых взносов от юридических или физических лиц.

При первом способе формирования движимое и недвижимое имущество передается НОУ лишь в оперативное управление. Согласно п.1 ст.298 Гражданского кодекса РФ, НОУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ему, а также приобретенным за счет средств, полученных по смете.

При втором способе полученное имущество не является имуществом, переданным в оперативное управление. Это положение подтверждается п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ. В нем сказано, что если учреждение имеет право на приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от нее, как и приобретенное за счет такой деятельности имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Получается, что учреждение образования одновременно обладает двумя различными правами в отношении своего имущества — правом на оперативное управление на полученное от собственников имущество и иным вещным правом на имущество, приобретенное за счет собственных средств.

В данном случае юридическая природа права на приобретенное за счет собственных средств имущество весьма спорна. Ведь согласно ст.213 Гражданского кодекса РФ, учреждение, финансируемое собственником, в принципе не может являться собственником какого-либо имущества. Однако в соответствии с п.7 ст.39 Закона «Об образовании» образовательные учреждения имеют право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.

То есть законодатель сделал исключение из общего правила именно для образовательных учреждений. Но это исключение настолько идет вразрез с общеправовой доктриной о том, что учреждение — это специальная организационно-правовая форма юридического лица, основанная на несобственном имуществе, что представляется несколько спорным.

Согласно п.7 ст.63 Гражданского кодекса РФ и п.3 ст.20 Закона N 7-ФЗ, имущество учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику учреждения, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами. Но ст.63 Гражданского кодекса РФ не указывает, какое конкретно имущество при ликвидации НОУ должно быть передано собственнику.

Если у ликвидированного НОУ нет имущества, приобретенного за счет собственных средств, то все оставшееся имущество в полном объеме, ранее переданное НОУ учредителем на праве оперативного управления, возвращают учредителю. При этом, согласно ст.39 Налогового кодекса РФ, не возникает реализации и, следовательно, такая передача имущества не подлежит налогообложению.

Если же положения ст.63 Гражданского кодекса РФ применить в отношении имущества, приобретенного за счет собственных средств НОУ, то получается, что оно может быть передано как собственнику учреждения, так и иным юридическим или физическим лицам, которые указаны в учредительных документах НОУ.

В Гражданском кодексе РФ не содержится и прямых указаний о том, что собственником приобретенного в процессе деятельности учреждения имущества является учредитель НОУ. Это лишь косвенно следует из п.2 ст.299 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что оно поступает опять же лишь в оперативное управление НОУ. Неясен и вопрос, каким образом должно распределяться имущество в том случае, если учредителей несколько.

Из-за такой неопределенности природы вещного права, которым обладает НОУ на самостоятельно приобретенное имущество, возникает вопрос: каким образом для целей налогообложения трактовать передачу этого имущества учредителю при ликвидации НОУ?

Основным критерием реализации для целей налогообложения ст.39 Налогового кодекса РФ определяет переход права собственности на имущество. Так вот, если следовать позиции, что учредитель становится собственником имущества НОУ в момент его приобретения учреждением, то при передаче этого имущества учредителю в процессе ликвидации не происходит реализации для целей налогообложения.

Еще одним правовым казусом является п.10 ст.39 Закона «Об образовании». Там сказано, что при ликвидации образовательного учреждения его собственные денежные средства и иные объекты за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Если следовать этому положению буквально, то имущество, полученное НОУ из иных источников и являющееся его собственностью, не может быть передано учредителю при ликвидации НОУ, если сам учредитель не является участником образовательного процесса.

Получается, что судьба такого имущества должна быть определена в уставе НОУ, так как в противном случае распоряжение им не представляется возможным. Причем в уставе должна быть оговорка о целевом использовании этого имущества его получателем.

Если же исходить из того, что норма Закона «Об образовании» о закреплении имущества на праве собственности за учреждением не подлежит применению, то собственником этого имущества является учредитель НОУ и при передаче проблем не возникает.

Предлагаем ознакомиться:  Как вернуть автозапчасти в магазин: пошаговая инструкция, права потребителя и сроки на возврат запчастей

Ликвидация обособленного подразделения

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет учредитель.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

6. Движимое и недвижимое имущество казенного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое и недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого казенного учреждения, передается ликвидационной комиссией по акту на баланс администрации городского округа, в муниципальную казну.

7. Казенное учреждение считается ликвидированным с момента внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Утвержденоприказом МинобразованиЯ Россииот 25 июля 2000 года № 2311Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерацииот 9 августа 2000 года № 2343

Ликвидация по решению учредителя

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра философии образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

на тему

«Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений»

студентка 1 курса

группа 2

Москва – 2011

Введение. 3

1. Порядок реорганизации образовательного учреждения. 5

2. Порядок ликвидации образовательного учреждения. 7

3. Документы, необходимые для реорганизации и ликвидации, требования к ним 12

Заключение. 19

Приложения. 21

Список использованных источников. 24

Введение

Образовательное учреждение — это юридическое лицо, и порядок его реорганизации и ликвидации регулируется законодательством Российской Федерации.

Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Сегодняшнее законодательство не содержит четкого определение термина «реорганизация». В действующем Гражданском кодексе РФ перечислены лишь формы реорганизации, а также установлены общие принципы ее проведения.

Гражданский кодекс РФ сосредотачивает внимание в основном на вопросах правопреемства, оформления передачи прав и обязанностей, а также защиты прав кредиторов.

С формально – юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

1. Изучить нормативную базу, регулирующую порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

2. Рассмотреть формы реорганизации образовательного учреждения

3. Ознакомиться с особенностями ликвидации образовательных учреждений

4. Изучить перечень документов, необходимых для реорганизации и ликвидации образовательного учреждения и требований ним.

Информационной базой исследования служит законодательство России в сфере регулирования деятельности юридических лиц и в сфере образования.

Порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Российской Федерации регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст. 57-64) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 34, 50).

Необходимо отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

· Реорганизация в форме слияния. При реорганизации в этой форме двух юридических лиц другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния; первые два юридических лица прекращают свою деятельность. В отношении первых двух образовательных учреждений необходимо выполнить все действия, предусмотренные статьями 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

· Реорганизация в форме присоединения. При реорганизации в форме присоединения одного юридического к другому юридическому лицу, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица; в отношении присоединяемого образовательного учреждения необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

· Реорганизация в форме разделения. При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование, в отношении него необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

· Реорганизация в форме выделения. При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются.

На их базе создается одно или несколько новых юридических лиц; к каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту (ст.

59 ГК РФ) в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

· Реорганизация в форме преобразования.

Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную или основной в среднюю или наоборот).

В подпункте б ст. 28 ЗОО РФ указано, что к компетенции РФ в области образования относится установление порядка реорганизации и ликвидации только феде­ральных государственных образовательных учреждений.

Порядок реорганизации и ликвидации должен устанавливаться каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.

Однако органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять только порядок собственных действий и мероприятия, необходимые для создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений строго в рамках порядка, установленного федеральным законодательством.

Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена только по решению его учредителя.

а) в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.

98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.

); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образо­вания, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

Жизненный цикл муниципального учреждения регулируется законодательством о создании, реорганизации и ликвидации бюджетных организаций. Владение правовой базой необходимо, чтобы грамотно подготовить документацию об упразднении, соблюсти основные процессуальные шаги и произвести выплаты сотрудникам.

Итак, давайте рассмотрим порядок ликвидации муниципальных учреждений.

Основания и причины

Система бюджетных учреждений в России характеризуется непрерывным процессом оптимизации, который предполагает не только реорганизацию, объединение и разделение структур, но и ликвидацию. Причинами последней могут являться:

  1. Необходимость экономии бюджетного финансирования.
  2. Неспособность реализовать функционал, возложенный на организацию уставными задачами и правовыми актами.
  3. Отсутствие финансовой возможности осуществлять платежи по действующим кредитам или налоговым обязательствам.
  4. Наложение уголовной ответственности на юридическое лицо.
  5. Вынесение судебного решения о ликвидации муниципального учреждения по иным причинам.
Предлагаем ознакомиться:  Если ребенок прописан у отца при разводе

Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений

Юридические лица имеют право создавать свои филиалы, которые фактически располагаются вне места нахождения самого лица, и осуществляют представительские функции. К ним относятся акционерные общества (например, ОАО.

ЗАО ), другие субъекты хозяйственной деятельности, не прибыльные организации и иностранные компании.

При принятии решения о закрытии такого подразделения происходит ликвидация филиала юридического лица, для которой существует определенный порядок.

Перед этим нужно получить положительное заключение комиссии по оценке последствий такого решения.

Если филиал школы расположен в сельской местности, необходимо согласие жителей (ч.

11 и 12 ст. 22 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). О предстоящей ликвидации филиала школы нужно уведомить налоговый орган по месту нахождения образовательной организации (абз. 2 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ ).

Принятие же решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. При этом, согласно ч. 13 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся не лишает учреждения права иметь филиалы и не предусматривает необходимости выделять филиалы учреждени в отдельные юридические лица.

Любая современная организация в определенный момент времени может быть ликвидирована, а этот процесс может быть реализован как добровольно, так и принудительно.

Особенно многих людей интересует ликвидации школы или другого учреждения образования.

Добровольная ликвидация может быть осуществлена в том случае, если истек срок действия юридического лица или же были достигнуты цели его функционирования.

1.2. Филиал является территориально обособленным структурным подразделением Учреждения, осуществляющим все его функции (часть их), не является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, а также иные необходимые для деятельности печати, штампы и бланки. 1.8.

Государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в Филиале проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в Учреждении во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен Филиал.

Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений — местной администрацией муниципального образования.

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.См.

также части 5 и 7 статьи 27 : 7.

Ликвидация филиалов

Филиал не является юридическим лицом, следовательно, ответственность по его обязательствам несет головная организация. Поэтому требования, предъявляемые ГК РФ к ликвидируемым юридическим лицам, при ликвидации филиала не действуют.

В случае ликвидации юридического лица согласно положениям ГК РФ должны быть уведомлены кредиторы организации.

Но, поскольку филиал не является собственником переданного ему имущества и действует по доверенности головной организации, претензии кредиторов могут быть обращены только на имущество головной организации.

Следовательно, уведомлять кредиторов филиала о его ликвидации необязательно.

Порядок ликвидации филиала аналогичен ликвидации юридического лица . но сначала требуется внести изменения в учредительные документы основной организации, в которых данный филиал отсутствует.

Согласно ч. 6 ст.

27 Федерального закона № 273-ФЗ, «принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном ч.

11 и 12 ст. 22 настоящего Федерального закона». В соответствии с данными нормами принятие такого решения допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Принятие же решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. При этом, согласно ч.

Если же учреждение нарушает права учащихся, не имеет лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законом или не отвечающей целям, которые указаны в его учредительных документах, на основании решения суда такое заведение может быть ликвидировано в принудительном порядке.

Ликвидация филиала образовательного учреждения осуществляется по решению его учредителей, в обязательном порядке согласованном с Министерством образования и науки РФ.

Кроме этого, учредители должны представить документы, подтверждающие защиту прав учащихся: в первую очередь гарантию окончания обучения.

Также должны быть соблюдены все права сотрудников данного ликвидируемого подразделения, и это тоже должно быть подтверждено документально.

В статье 55 Гражданского кодекса указано, что филиал несет в себе функцию представительства юридического лица, но не несет ответственность как юридическое лицо и работает на основании доверенности.

Ликвидация одного из таких мест проводится с уведомлением государственных органов и после подготовки необходимых документов.

Вопросы о ликвидации обособленных предприятий регламентируются статьей 61 Гражданского кодекса РФ.

А о ликвидации подразделения подробно сказано в ст. 23 Налогового кодекса.

На основании этих законов проводится закрытие филиалов.

Ликвидация филиала не относится к сложным процедурам, но требует соблюдения порядка действий при закрытии обособленного предприятия, указанного в уставе юридического лица.

 Утвердить решение  Решение о ликвидации предприятия принимается учредителем или советом учредителей, если их несколько. Для этого проводится собрание, на повестку дня выносится вопрос о закрытии филиала и о внесении изменений в учредительные документы
 Создание комиссии  От руководителя предприятия или его представителя потребуется создать ликвидационную комиссию. Законодательством данный пункт не оговаривается, то есть без особой необходимости можно пропустить этот шаг, но если филиал имеет небольшие размеры. Комиссия необходима для распределения обязательств, для более продуктивной и слаженной работы, решения различных проблем. В ее состав должны входить представители хозяйственного, юридического, аудиторского и финансового отдела. Между членами комиссии распределяются обязательства. Пока ликвидация не будет окончена, представители компании берут на себя ответственность за руководство филиала. Они должны провести инвентаризацию товаров, оплатить долги, провести расчет с персоналом, передать имущество в головной офис. Также проводится сверка документов, сбор информации об уплаченных налогах, составляются документы для проверяющих служб
 Вносятся изменения в Устав компании  Подаются документы в налоговую службу
 Закрытие счетов филиала  После этого необходимо уведомить налоговую службу в течение 7 дней

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Начало

В самом начале процедуры юридическое лицо направляет в органы налоговой службы уведомление о том, что проводится ликвидация филиала. К заявлению прикладывается решение учредительного собрания.

Законодательством предусматриваются сроки, в течение которых предприятие должно осуществлять ликвидацию. Они составляют более 2 месяцев с момента принятия решения и 3 месяцев при необходимости увольнения персонала.

В налоговые органы подается заявление о просьбе снятия филиала с налогового учета. К нему прикладываются следующие документы:

  • протокол о вынесенном решении по результатам проведения учредительного собрания или решение суда;
  • документ с указанием полномочий представителя организации.

Создание комиссии

Члены ликвидационной комиссии утверждаются акционерами или учредителями компаниями. Управлять обособленным предприятием члены комиссии могут после ее утверждения.

Комиссия берет на себя обязательства по выполнению следующих действий:

  • подача объявления в СМИ о ликвидации филиала;
  • инвентаризация имущества предприятия;
  • уведомление и последующее увольнение работников, проведение расчета с персоналом;
  • удовлетворение требований кредиторов, по необходимости проводится реализация имущества с целью погашения долгов;
  • уведомление о ликвидации филиала все необходимые органы;
  • подготовка документов для передачи их в головной офис компании;
  • уничтожение печати;
  • закрытие банковских счетов;
  • снятие филиала с регистрационного учета;
  • получение свидетельства с указанием внесенных в ЕГЮРЛ изменений;
  • уведомление контрагентов.

Какие структуры потребуется уведомить о закрытии филиала

Все остальные структуры, включая банковские и кредитные организации, уведомляются ликвидационной комиссией.

Кадровые вопросы

Прекращение трудовых отношений с работниками филиала проводится согласно статье 81 Трудового кодекса РФ. Она утверждает правила увольнения сотрудников при ликвидации предприятия в целом.

Если происходит закрытие только одного филиала в городе, но остаются функционировать несколько точек, то персоналу предлагается перевод с сохранением должности и оклада.

Но работодатель оставляет за собой право не предлагать имеющиеся у него свободные вакансии на другом обособленном предприятии. Нарушения законодательства в этом нет.

I. Общие положения

Текущие обязательства при ликвидации НОУ

До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации НОУ продолжает свою деятельность. Никто не освобождает НОУ от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации учреждение продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector