Личные данные у оператора связи

Раньше купить симку без паспорта тоже было нельзя, но многие это делали

Потом заработали поправки, которые позволяли требовать проверки данных у некоторых абонентов и даже отключать им связь. Но для этого нужен был запрос от правоохранительных органов или Роскомнадзора. Если ничего не нарушил, по анонимной или чужой симке можно было разговаривать и дальше. Сами операторы могли не проверять достоверность данных в договорах и не знали, существует ли такой человек и действительно ли у него эта серия паспорта.

Новая обязанность

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

На основании абз. 6 указанного пункта, введенного с 01.06.2018 Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ, услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту – юридическому лицу (ИП) и пользователю услуг связи такого абонента при условии подачи абонентом оператору связи достоверных сведений, в том числе о пользователях.

Абонентом является лицо (например, УК или ТСЖ), заключившее договор на оказание услуг мобильной связи, пользователем услуг связи абонента – физическое лицо, пользующееся услугами сотовой связи по договору абонента, допустим, сим-картой, предоставленной УК или ТСЖ (это может быть работник организации, председатель ТСЖ, иное лицо).

Данные изменения, как указал Роскомнадзор, разработаны в целях более эффективного противодействия незаконной реализации сим-карт.

Теперь от абонента нужен паспорт и достоверные данные

Услуги мобильной связи можно предоставлять только тем абонентам, о которых у оператора есть достоверные сведения. То есть должны соблюдаться как минимум два условия:

  1. Оператор знает, на кого оформлена симкарта: по ней заполнены все данные об абоненте.
  2. Эти данные достоверные, а не выдуманные. Абонент должен подтвердить свою личность и то, что именно он пользуется этим номером.

Порядок исполнения обязанности по предоставлению сведений

В абзаце 6 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ закреплено, что абонент – юридическое лицо (ИП) предоставляет оператору связи сведения о пользователях услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. На этапе заключения договора на оказание услуг сотовой связи указанные сведения УК, ТСЖ подавать не нужно. Согласно п.

19 Правил оказания услуг телефонной связи лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица, направляет оператору связи документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов юридического лица при заключении договора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или его нотариально удостоверенную копию.

В договоре, заключаемом в письменной форме с юридическим лицом, должны быть указаны следующие сведения и условия:

  • дата и место заключения договора;

  • наименование (фирменное наименование) оператора связи;

  • реквизиты расчетного счета оператора связи;

  • сведения об абоненте – наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), основной государственный регистрационный номер, ИНН;

  • адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи;

  • срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.

Предлагаем ознакомиться:  Понятие личного закона физического лица

Кроме того, в договоре фиксируются такие существенные условия, как:

  • абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации);

  • оказываемые услуги телефонной связи;

  • система оплаты услуг телефонной связи;

  • порядок, сроки и форма расчетов.

Как видим, данные о пользователях услуг связи абонента не числятся среди сведений, подлежащих обязательному указанию в договоре на оказание услуг связи.

Информация о том, каким образом обязанность по передаче сведений о пользователях должна быть исполнена абонентом, изложена в пп. «г» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Итак, абонент обязан ежеквартально подавать оператору связи заверенный надлежащим образом список лиц, использующих оборудование абонента – юридического лица, содержащий фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты документов, удостоверяющих личности этих лиц. Сведения о новых пользователях (в случае изменения фактических пользователей оборудования юридического лица) должны быть предоставлены оператору связи не позднее 15 дней со дня, когда об этом стало известно.

На основании подготовленного Минкомсвязью проекта о внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи сведения, скорее всего, нужно будет предоставлять оператору связи в течение месяца со дня заключения договора об оказании услуг (при передаче сим-карты новому пользователю – в течение 15 дней).

Как будут проверять достоверность данных

Вот что операторы или их представители должны знать об абоненте:

  1. Фамилию, имя, отчество.
  2. Дату рождения.
  3. Паспортные данные.

Чтобы проверить эти данные, операторам дадут доступ в единую систему идентификации. То есть при вводе информации об абоненте оператор увидит, есть ли на самом деле такой паспорт и такой человек. Если нет, симку не активируют или расторгнут уже действующий договор.

В законе упоминается возможность подтверждения данных с помощью электронной подписи и госуслуг. Как именно это будет происходить, решит правительство, но это уже дела операторов и государства. Абонент может и не узнать, что его данные проверили.

Личные данные у оператора связи

Достоверность данных можно проверить и через абонента, даже без специальных систем и доступов. Например, прислать смс и попросить лично явиться в офис с паспортом. Способы проверки достоверности найдутся, потому что операторы несут за это ответственность и с них спросят.

Оператор может попросить принести паспорт или внести изменения в договор. А может отключить связь. Лучше не игнорировать сообщения и звонки от операторов с такими запросами. Это уже не тот закон, когда для проверки и отключения связи нужно было что-то нарушить. Теперь для отключения хватит ошибки в паспортных данных.

Если оператор отключит связь, симку для разговоров можно будет купить и новую. А вот доступ к сервисам, интернет-банкам, хостингу сайта, платежным системам и соцсетям можно потерять. Поэтому лучше озаботиться этим вопросом, как только оператор попросил.

Или старая обязанность?

Обратим внимание, что обязанность абонента, озвученная в пп. «г» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи, существует с момента начала действия этих правил – с 15.01.2015. Однако УК, ТСЖ, не выполнявшие обязанность по предоставлению сведений о пользователях услуг связи до 01.06.2018, действовали правильно, если у них не было согласия пользователей на передачу персональных данных.

Предлагаем ознакомиться:  Образец положения о персональных данных работников 2019

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Статьей 7 этого закона предусмотрено следующее.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

К сведению: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, передача персональных данных физических лиц – пользователей услуг связи абонента в отсутствие на то их согласия находилась под запретом. Ограничение снято. На основании абз. 7 п. 1 ст. 53 Федерального закона № 126-ФЗ, введенного Федеральным законом № 245-ФЗ, не нужно получать согласие пользователя услуг связи абонента – юридического лица (ИП) для передачи его персональных данных оператору связи.

Сведения о пользователях не предоставлены

Обновленным п. 6 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ на операторов связи возложена обязанность осуществлять проверку достоверности сведений не только об абоненте, но и о пользователях услуг связи абонента – юридического лица (ИП). Проверка проводится путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность пользователя услуг связи.

Для этого оператору связи обеспечен доступ к Единой системе идентификации и аутентификации (Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», ЕСИА), Единому порталу государственных и муниципальных услуг, другим информационным системам государственных органов.

Если в результате проверки достоверность предоставленных сведений о пользователях услуг связи абонента не подтверждается, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном Правилами оказания услуг телефонной связи.

Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ оператору связи предоставлено право приостанавливать оказание услуг связи в случае нарушения пользователем услуг связи требований, установленных указанным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи до устранения нарушения.

В Правилах оказания услуг телефонной связи данная норма, по сути, продублирована: оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом № 126-ФЗ, настоящими правилами и договором (п. 44).

Из закона также следует, что оператор связи должен уведомить в письменной форме пользователя услуг связи о планируемом приостановлении оказания услуг связи. В свою очередь, если пользователь не устранит нарушение в течение шести месяцев со дня получения уведомления, оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Таким образом, если УК, ТСЖ (абоненты) не предоставят оператору связи данные о пользователях услуг связи, оператор может приостановить оказание услуг. В будущем ситуация может измениться, поскольку согласно проекту изменений приостановление оказания услуг телефонной связи в случае неисполнения абонентом обязанности по предоставлению сведений о пользователях – это уже обязанность оператора связи.

Также нужно учитывать, что при неисполнении обязанности абонентом – юридическим лицом по передаче оператору связи данных о пользователях оплата услуг подвижной радиотелефонной связи осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов такого абонента.

Предлагаем ознакомиться:  Увольняюсь в связи с ликвидацией учреждения

* * *

Если УК или ТСЖ заключают (имеют заключенный) с оператором связи договор на оказание услуг мобильной связи, они должны предоставить ему сведения о пользователях услуг связи – физических лицах, использующих услуги связи по договору абонента – УК или ТСЖ. Данная обязанность является безусловной с 01.06.2018.

Если ее проигнорировать, оператор связи может приостановить оказание услуг связи, при этом сами услуги связи должны оплачиваться только в безналичной форме. Услуги связи также не будут оказываться, если оператор связи после проверки предоставленных сведений о пользователях услуг связи абонента обнаружит их недостоверность.

Отметим еще один важный момент. Государственная Дума в первом чтении 15.09.2017 приняла проект федерального закона № 181342-7, на основании которого в КоАП РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление абонентом – юридическим лицом или ИП сведений о пользователях услуг связи оператору связи.

Теперь от абонента нужен паспорт и достоверные данные

Договор на корпоративную связь заключают с компанией или ИП. То есть симкарты оформлены на фирму, а не на человека, платит за связь тоже фирма. Но это не значит, что сотрудники пользуются номерами анонимно: информацию о них компания обязана передать оператору.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Компания должна передавать оператору информацию о каждом фактическом пользователе — то есть вообще обо всех, кто пользуется номером, а не только о директоре или одном менеджере по продажам.

Платить за связь компании должны только через банк. Не получится оформить карты на какую-то компанию, а потом раздать их людям, чтобы они пользовались симками для своих целей и сами пополняли баланс. Напрямую это можно делать только тем, кто подтвердит свою личность.

У меня карта на настоящий паспорт. Мне нужно что-то подтверждать?

Это решит оператор. Если попросят, придется подтвердить. Оператор объяснит, как это сделать. Попросить могут даже тех, кто честно купил симку по своему паспорту. У них там свои критерии, кого проверять. Иногда подозрение может вызвать смена региона обслуживания.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если симкарта оформлена не на постороннего человека, а на родственника, бывшего мужа или прежнего работодателя, это тоже риск. Лучше заранее поинтересоваться у оператора, как подтвердить данные или внести изменения в договор. К тому времени как оператор попросит принести паспорт, вы можете быть в отпуске или командировке — не факт, что будет запас по времени для подтверждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector