Кто имеет право обратиться за восстановлением
Право обращения за получением нового документа имеют определенные категории граждан, в зависимости от конкретной ситуации (т.е. цели восстановления). Все возможные варианты представлены в таблице.
на ребенка (до 18 лет) | родители (достаточно одного из них), имеющие полные родительские права, или опекуны (если их пока нет – представитель органа опеки) |
на взрослого | сам взрослый или его представитель по доверенности, которая подписана нотариусом |
на умершего человека | родственник или другой гражданин (чаще всего – при вступлении в наследство по завещанию) |
Способы восстановления документа
Восстановить документ можно не только в ходе личного визита в государственные органы, но и в режиме онлайн. Вот все возможные пути решения этого вопроса.
Разумеется, что самый быстрый способ – это пойти в тот же ЗАГС, где было выдано свидетельство о рождении. Но если сделать так невозможно (например, в случае нахождения в другом городе), можно выбрать один из двух вариантов:
- Обратиться в любое отделение ЗАГСа, которое сделает запрос в отделение, где было изначально выдано свидетельство, после чего готовый документ поступит в отделение, где был сделан запрос, и заявитель получит его на руки.
- Сделать самостоятельный запрос по почте в соответствующее отделение. Такой вариант позволит сэкономить несколько дней в тех случаях, когда заявитель воспользуется услугами частной почты, которая почти всегда работает намного быстрее, чем Почта России.
Во всех случаях обратиться можно и в МФЦ (место регистрации и фактического нахождения не имеет значения). В данном случае срок обработки увеличится на 1-2 рабочих дня, поскольку сам центр не оказывает услуг, а только принимает заявки. Соответственно, неизбежно истратится дополнительное время на пересылку запроса в ЗАГС и готового документа обратно в МФЦ.
Получить по почте
Это разновидность предыдущего варианта, когда заявитель, находящийся территориально достаточно далеко от ЗАГСа, может обратиться в орган не лично, а прислав соответствующие документы по почте. Важно сделать это заказным письмом, а также вложить в конверт опись, в которой будут перечислены:
- названия всех документов;
- их количество;
- их вид (оригинал или копия).
Документ поступает в ответном письме на тот адрес, который указал заявитель.
Оплата за услугу
Плата за такую услугу предоставляется в виде государственной пошлины. Квитанция, подтверждающая факт оплаты, предоставляется непосредственно в отдел ЗАГСа или МФЦ, где гражданин получает дубликат свидетельства.
Сумма госпошлины составляет:
- 350 рублей за получение свидетельства;
- 200 рублей за получение справки (имеется в виду справка, которая выдается из архивов ЗАГСа).
При этом есть несколько льготных категорий граждан, которые не платят пошлину:
- участники и инвалиды ВОВ;
- Герои СССР и РФ;
- полные кавалеры ордена Славы.
Все остальные категории (в том числе малоимущие, инвалиды разных групп, многодетные семьи и другие) оплачивают пошлину в полном размере.
Сроки изготовления
Чтобы восстановить свидетельство о рождении при утере или по любым другим основаниям, понадобитсядо 30 календарных дней. Отсчет этого срока начинается со дня, который следует за днем обращения.
При этом важно понимать, что в некоторых случаях этот срок будет увеличен:
- при обращении в МФЦ на 1-2 рабочих дня;
- при обращении через почту – в зависимости от дальности пересылки, о чем нужно уточнять непосредственно в почтовом отделении.
Возможный отказ и его причины
Теоретически каждый гражданин имеет собственное свидетельство о рождении. Поэтому законно отказать в предоставлении представители ЗАГСа не имеют права. Это возможно только в тех случаях, когда:
- предоставлены не все документы;
- предоставленные документы недействительны или не читаемы;
- за получением дубликата обратилось лицо, которое не имеет на то права (например, третье лицо обратилось для того, чтобы получить свидетельств о рождении чужого ребенка).
Наряду с этими очевидными случаями отказа может быть и еще один вариант. Например, если требуется получить свидетельство давно умершего родственника, который родился в начале прошлого века, это в ряде случаев будет невозможно ввиду того, что соответствующая запись в ЗАГСе не была сделана или же она утеряна по каким-то причинам.
В подобных ситуациях представители ведомства выдают заявителю извещение (уведомление), в котором описывается соответствующий факт: «запись акта гражданского состояния не найдена». Тогда остается возможность поиска документов через архивы, заказ соответствующих справок, что делается самостоятельно или с помощью фирм, оказывающих соответствующие услуги.
Обжалование действий работников ЗАГСа
Если человек столкнулся с некорректным обслуживанием работников ЗАГСа или МФЦ в связи с обращением по восстановлению свидетельства о рождении ребенка или взрослого человека, он может подать соответствующую жалобу:
- лично (в тех же органах);
- через портал Госуслуги.
В последнем варианте действовать будет намного проще, поскольку на портале предусмотрена эта функция. Ее можно найти в описании услуги «Свидетельство о рождении» – т.е. набрать эти слова в местную поисковую систему, найти раздел «Порядок обжалования» и кликнуть на «Подать жалобу», как показано на рисунке.
Далее нужно заполнить соответствующие поля, кратко описать суть своей претензии и ожидать ответа. Стандартный срок обработки сообщения составляет также 30 календарных дней. Течение этого срока начинается со дня, который следует за днем подачи обращения.