Как избежать ответственности за ксенон

Что такое ксенон и почему все так строго?

И у ксеноновых, и у галогеновых ламп довольно много защитников и противников. Те, кто предпочитает ксенон, утверждают, что он намного ярче, и дорогу видно лучше. Про яркость ксеноновых фар никто спорить не собирается, а вот действительно ли они лучше освещают путь водителя?

На самом деле, уровень освещения дороги зависит в большинстве своем не от лам внутри фары, а от самой фары: какой она формы, какие в ней имеются светоотражающие элементы и т.д. Причем стоит учитывать технические характеристики автомобиля: некоторые фары разработаны только под отдельный тип ламп.

Так почему же ГИБДД настроена против ксеноновых ламп? Попробуем с этим разобраться.

  • Свет, исходящий от ксеноновых ламп может ослепить впереди едущую или попутную машину.
  • Все, кто свято верит в то, что дорога от ксеноновых фар освещается лучше, и устанавливает на автомобиль «левый» ксенон, ошибаются. Лучи света от такого ксенона преломляются сильнее, свет рассеивается и охватывает совсем небольшой участок дороги.

Какой разрешается

Ксеноновые лампы в отличие от галогеновых ламп имеют ряд преимуществ, к которым относятся:

  • высокая мощность прибора освещения, способствующая увеличению видимости на дороге в темное время суток или при плохих погодных условиях. По сравнению с галогеновыми лампами ксеноновые или газоразрядные лампы мощнее приблизительно в 2 раза;
  • приближенность света к дневному, что в значительной степени уменьшает нагрузку на глаза водителя;
  • отсутствие нити накаливания, что способствует увеличению срока службы лампы (для сравнения галогеновая лампа может работать 1 000 часов, а ксеноновая – более 3 000 часов);
  • экономия энергопотребления. Для работы ксеноновой лампы требуется меньше энергии, чем для галогеновой;
  • защита оптики фары от оплавления. Температура, которой достигает после розжига ксеноновая лампа, составляет менее 60% аналогичного параметра галогеновой лампы.

Устанавливать газоразрядные лампы в иные световые приборы запрещено.Кроме этого каждая лампа должна быть сертифицирована, то есть, разрешена к использованию на территории РФ.

Пример из судебной практики

КоАП в статье 12.5 четко дает понять водителю свое бескомпромиссное отношение к установлению ксенона на автомобиль: никакого вам штрафа или предупреждения, а сразу лишение прав. Но почему так строго? И можно ли «обойти» такое суровое наказание?

Лишение прав от 6 месяцев до 1 года с изъятием «запрещенных» приборов. Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 12.5. Но положения данной нормы трактуются весьма вольно; поэтому можно попробовать «заменить» лишение прав, например, штрафом. Давайте разберемся в нюансах законодательства.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации – это документ, который «лежит» в основе статьи 12.5. Пункт 3.1 данных Положений гласит, что нарушение может заключаться в том, что режим работы, количество, цвет, тип и т.д. светового прибора не соответствует требованиям, которые установлены к конструкции данного автомобиля. Теперь уточним, что же нарушит установка ксеноновых фар.

При установке ксенона количество и расположение ламп остается неизменным. Если мы обращаемся к «инструкции» автомобиля, где указано, что в фарах могут использоваться лампы определенного типа, то смотрим на год выпуска инструкции: на тот момент производитель мог просто-напросто не знать о новшествах в производстве ламп для автомобильных фар. Причем в самой инструкции также вряд ли будет указано, что запрещается именно установка ксеноновых фар!

То есть теперь мы «переквалифицируем» действия по установке ксенона в часть 1 статьи 12.5, которой предусмотрено, что управление транспортным средством с неисправностями, которые предусмотрены Основными положениями (за исключением некоторых пунктов), влекут наложение административного штрафа в размере 500 руб.

Но данный вариант возможен не всегда: судьи довольно «щепетильно» относятся к такому свободному трактованию закона и всегда найдут, к чему придраться.

Запомните, что «проверять» ксенон в ваших фарах может только инспектор технического надзора, который проводит техосмотр на стационарном посту ГИБДД или на дороге путем совместных рейдов с ГИБДД, а также сотрудник ДПС.

На практике ситуация выглядит следующим образом: инспектор ГИБДД составляет протокол по ч.3 ст. 12.5, а суд уже решает, лишать нарушителя прав или нет. Но для составления протокола инспектор должен найти 2 понятых, которые будут сличать маркировки на лампах.

В этот момент лучше проверке не мешать, а попробовать зафиксировать процесс осмотра на видео. Далее в протоколе пишем, что с предъявленными обвинениями не согласны и что установка ксенона не противоречит действующему законодательству.

При осмотре инспектором проверяется маркировка. На фарах она состоит из 3 букв; если первая D, то все хорошо, и проблем с ксеноном возникнуть не должно. Но если маркировка HСR, то в таких фарах можно использовать только галогеновые лампы.

1. Мировой судья г. Казани вынес постановление о том, что водителя не стоит лишать прав. А дело было в следующем: в отношении А. был выписан протокол о привлечении к административной ответственности по п3. Ст.12.5 КоАП. Инспектор ГИБДД пояснил, что А. установил в своей машине ксеноновые лампы и что это нарушает требования Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации. А.

с данным протоколом не согласился, о чем и заявил в судебном заседании. Но в пункте 3.6 данных Положений сказано лишь о том, что автомобиль не допускается к эксплуатации, если на световых приборах впереди установлены огни любого света, за исключением белого, желтого или оранжевого. Цвет фар на автомобиле, принадлежащем А.

2. В другом случае Е. был лишен водительских прав, так как не смог доказать свою правоту в мировом суде.Судебная практика довольно многообразна. Начинается она в мировых судах, куда поедается постановление о возбуждении административного производства, и заканчивается в надзорных инстанциях, куда особо настойчивые водители пишут жалобы, «выискивая» в документах новые факты.

Производство ксенона сегодня идет очень быстрыми темпами: практически все автомастерские готовы предложить свои услуги по установке ксеноновых ламп.

Вполне возможно, что новые предпочтения автолюбителей смогут убедить ГИБДД внести ответствующие изменения в КоАП в части «облегчения» наказания.

Но, исходя из толкования действующих норм закона, можно сделать вывод о том, что ксенон разрешено устанавливать только на те фары, которые «могут позволить» такую установку в соответствии с техническими характеристиками автомобиля. В остальных случаях суд может лишить водителя права на управление транспортным средством на срок от 6 месяцев до 1 года.

Ксеноновые лампы, которые были установлены с нарушением требований, создают множество проблем для участников дорожного движения. Они создают яркий свет, который направлен не только на дорогу, но и встречные автомобили. Как показывает практика, реальная освещенность дороги при этом хуже, чем при использовании стандартных ламп.Кроме этого существует ряд причин, по которым самовольная установка ксенона запрещена и грозит лишением прав:

  • Водители как встречных, так и попутных автомобилей могут быть временно ослеплены ярким светом;
  • Неправильно смонтированные отражатели могут направлять световой поток вверх;
  • Могут возникать лишние тени, из-за которых нарушается объективное восприятие происходящего на дороге;
  • Недостаточная освещенность дороги на дальних дистанциях.

Как избежать ответственности за ксенон

Штраф за установку ксеноновых ламп отсутствует, но их использование может противоречить требованиям ПДД. Такой автомобиль может быть признан технически неисправным, а водитель — подлежать лишению прав на 6-12 месяцев.

ПДД предусматривают перечень неисправностей приборов освещения, при наличии которых эксплуатация автомобиля запрещена:

  • Установленные приборы не предусмотрены конструкцией изготовителя, в том числе основные фары и противотуманные;
  • Регулировка фар, которые используются в автомобиле, не соответствует ГОСТ;
  • Несоответствие отражателей, ламп или рассеивателей типу фар.

В статье №12-5 КоАП РФ (часть 3) определено, что водители, которые управляют ТС с установленными внешними осветительными приборами, не соответствующими заводской конструкции, в том числе и ксеноном, должны быть лишены прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

Существует и нормативный акт, который предусматривает штраф за использование ненадлежащих осветительных приборов. Речь о части 1 статьи 12-4 КоАП, в которой указано, что лица установившие в свое транспортное средство световозвращающие элементы с эффектом красного цвета, могут быть оштрафованы на сумму от 3 тыс. до 500 тыс. рублей (должностные лица – до 20 тыс. рублей, максимальная сумма – для юридических лиц).

Сотрудник ГИБДД имеет право применить к нарушителю сразу две статьи. Водитель будет обязан выплатить штраф и будет лишен водительских прав.

Требования к противотуманным осветительным приборам соответствуют тем, которые предъявляются к основным фарам. Если конструкция ТС не предусматривает установку газоразрядных ламп в противотуманные осветительные приборы, водитель может быть лишен прав за ксенон в противотуманках на срок от 6 до 12 месяцев.

Необходимо знать, какой вид ламп предусмотрен производителем автомобиля.

Существуют следующие символьные обозначения:

  • DC – установка газоразрядных ламп разрешена только для фар ближнего света;
  • DR – ксеноновые лампы могут быть применены для дальнего света;
  • DCR – газоразрядные лампы могут быть использованы для фар ближнего или дальнего света одновременно.

Если водитель автомобиля, в обычных или противотуманных фарах которого установлены газоразрядные (ксеноновые) источники света, был остановлен сотрудником ГИБДД, следует знать:

  1. Данные удостоверения инспектора, его номер жетона и телефон дежурной части могут понадобиться для разрешения какой-либо конфликтной ситуации. Если водитель сочтет действия сотрудника ГИБДД неправомерными, он может обжаловать их в суде.
  2. В 2009 году был издан Приказ МВД №185, согласно которому транспортное средство может быть остановлено только в случае веских причин. Это значит, что остановка инспектором автомобиля может быть произведена в любом месте при визуальном обнаружении признаков нарушения. Следует обратить внимание, не произвел ли сотрудник ГИБДД остановку автомобиля в месте, в котором это действие запрещено ПДД.
  3. Инспектору потребуется открыть капот транспортного средства, чтобы убедиться в том, что ксенон не соответствует техтребованиям, и лишить водителя прав. Такое действия классифицируется как досмотр и требует наличия устройства, ведущего видеосъемку происходящего, и присутствия двух понятых.
  4. По результатам досмотра составляется протокол. В нем должна быть отражена вся информация о его составителе, нарушителе и причине. Если водитель не получил каких-либо разъяснений в отношении его обязанностей и прав, в соответствующей графе он должен сообщить об этом и поставить свою подпись.
  5. Если инспектор направляет транспортное средство на штрафстоянку, он нарушает правила своими действиями. Однако действия, связанные с изъятием номерных знаков, являются правомерными.
  6. Протокол досмотра на наличие ксенона содержит графу с названием «объяснения лица». В нем следует написать о своем несогласии с претензиями инспектора и затребовать адвокатской помощи. Зачастую подобные дела рассматривают в пользу водителей, и последние не будут лишены права управлять транспортным средством за ксенон.
Предлагаем ознакомиться:  Скрылся с места ДТП - ответственность и последствия

Установить ксеноновые лампы не боясь наказания, можно только в фары и противотуманные фары

типа D

. На них должна стоять соответствующая маркировка. Если на фарах стоит

маркировка H

, значит они оснащены отражателями.

Для них предназначены галогенные лампы. Обычно эта буква ставится на фары иномарок. Если стоит маркировка C, значит, на такие фары необходима установка ламп накаливания.

Почему же инспектора ГАИ штрафуют или же лишают прав водителей, на автомобилях которых установлены более яркие лампы? Дело в том, что ксеноновые лучи ослепляют водителей, которые двигаются навстречу данному автомобилю.

  • Визуально определив наличие незаконно установленного ксенона в 2019 году, инспектор осматривает автомобиль. При этом он может попросить водителя открыть капот.
  • Досмотр проводится с приглашением понятых. Если понятых нет, практикуется использование видеосъемки досмотра (правила досмотра регламентируются ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).
  • Сотрудник автоинспекции составляет протокол. В нем должна быть информация о водителе, автомобиле и самом сотруднике. При отсутствии важной информации, составление протокола может быть отложено на срок до двух суток с момента правонарушения. В течение 3 дней со дня составления документ направляется в суд.
  • Инспектор должен разъяснить водителю его права и обязанности.
  • Возможен демонтаж незаконных ксеноновых фар на месте и транспортировка автомобиля на штрафстоянку.
  • Затем протокол передается в мировой суд, где и выбирают меру наказания в виде штрафа за ксенон или лишения ВУ.

Можно ли ставить

Итак, действующим законодательством использование ксеноновых ламп не запрещается, но накладываются некоторые ограничения:

  • во-первых, установка газоразрядных ламп должна производиться только в определенный тип фар, отмеченный на маркировке буквой D. Такие осветительные приборы снабжены всем необходимым для корректной работы ламп, а получаемый свет не превышает установленные нормы;
  • во-вторых, ксеноновые лампы можно установить исключительно в фары, оснащенные автоматическим корректором. Это позволяет полностью исключить возможность ослепления водителей встречных автомобилей, так как система самостоятельно подбирает наиболее оптимальный режим работы светового оборудования;
  • в-третьих, фары с ксеноновыми лампами должны быть дополнены омывателем, который необходим так же для исключения возможности ослепления иных участников движения.

Однако у каждого водителя есть возможность официального переоборудования своего автомобиля для установки ксенона.

Для этого необходимо:

  • получить разрешение в ГИБДД;
  • пройти экспертизу на возможность установки и впоследствии на соответствие световых приборов нормативным требованиям;
  • зафиксировать в документах на транспортное средство произведенное переоборудование.

Процедура достаточно длительная (около 1 месяца) и дорогостоящая (около 7 000 – 8 000 рублей), но вполне законная.

Свет ксенона и галогена

Ксеноновые лампы можно установить и в противотуманные фары, что позволяет получить улучшенную видимость при плохих погодных условиях.

Для этого необходимо соблюдение двух основных условий:

  • установка ксенона в противотуманные фары была произведена производителем транспортного средства, что зафиксировано в документах (например, в сервисной книжке);
  • противотуманные фары имеют соответствующую маркировку, и цоколь поддерживает рассматриваемый тип ламп.

В ближний свет

Установка ксеноновых ламп производится в ближний свет фар, если сами фары оснащены маркировкой DC или DCR (для двухрежимных фар) и выполняются все условия, перечисленные выше.

В дальний свет

Поставить газоразрядные лампы на дальний свет разрешено, если фары имеют маркировку DR или DCR.

В фары заднего хода

Условия установки газоразрядных ламп в фары заднего хода аналогичны вышеописанным. Однако при установке требуется задуматься о необходимости такого освещения.

Фонарь заднего хода в первую очередь необходим для сигнализации другим водителям о движении транспортного средства в обратном направлении, а освещение дороги при этом движении является исключительно второстепенной функцией.

Официальные разъяснения ГИБДД, или еще раз для тех, кто не понял

В 2010 году в ГИБДД решили все-таки разъяснить порядок лишения прав за ксенон.

На сегодняшний день существует две категории маркировок, нанесенных на фары:

  • HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания;
  • DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света.

Если в световом приборе используется источник света, который не соответствует установленным требованиям, то это нарушает условия безопасности дорожного движения. Если быть более точным, то наличие ксенона в фарах, которые предназначены для галогеновых ламп, будет означать, что режим работы внешнего светового прибора не соответствует требованиям, которые установлены в конструкции автомобиля.

Поэтому данное нарушение и трактуется сотрудниками ГИБДД как нарушение ч.3 ст. 12.5 КоАП: режим работы световых приборов не соответствует требованиям законодательства. В этом случае эксплуатация транспортного средства запрещается.

Если не удается изъять источники «нарушения», то есть фары с ксеноновыми лампами, например, по причине того, что автомобиль остановлен в темное время суток, то производится их арест.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы:

  • Волноваться водителям, у которых ксенон «легальный», не стоит.
  • А вот водители, у которых ксенон стоит в фарах, предназначенных для галогеновых ламп, могут начинать волноваться.
  • Проверка на наличие ксенона будет проверяться как при прохождении технического осмотра, так и в случае патрулирования участка и обнаружения «подозрительной» машины.
  • Да, ГИБДД правильно квалифицирует указанное правонарушение по ч.3 ст. 12.5 КоАП. Это подтверждается, в том числе, судебной практикой.

Юридическая консультация онлайн

А теперь давайте попробуем посмотреть на ситуацию под другим углом. С чего это ГИБДД решила, что водителей сразу можно лишать прав? На основании рекомендаций, представленных научно-исследовательским институтом?

Хорошо, тогда другой вопрос, как будут проверять ксенон в «дорожных» условиях, если есть приказ МВД РФ № 1240, согласно которому, если у водителя имеется технический талон на автомобиль, то его не могут проверять на дороге. А даже если и могли бы, как они определят наличие ксенона? На «глаз»?

Вопросов на самом деле много, поэтому зачастую при грамотно составленном отзыве на иск вполне возможно выиграть дело в суде и не «отдать» свои права.

Есть ли штрафы и за что

Все правонарушения в области дорожного движения и технического состояния регламентируются Кодексом об административных правонарушениях (КОАП), а именно главой 12 этого документа.

Статья 12.5 часть 3 гласит, что эксплуатация автотранспорта со световыми приборами, не соответствующими нормативным требованиям (свет, цвет огней или режим работы) наказывается:

  • лишением права управления на период от 6 месяцев до 1 года;
  • с изъятием приборов, несоответствующих требованиям.

Это означает, что при выявлении инспектором ГИБДД ксенона, установленного с нарушением правил безопасности, водитель будет лишен прав.

Как происходит процедура привлечения к ответственности за «колхозный» (несанкционированный) ксенон? Следует отметить, что мера наказания, а именно срок лишения прав определяется судом.

Перед судебным заседанием:

  • на месте выявления правонарушения, которым может быть стационарный или передвижной пост, оборудованный специальными устройствами для проверки фар, составляется протокол о правонарушении, в котором указываются: ФИО водителя и характеристики автотранспорта, дата, время и место проведения проверки, результаты проверки, статья, по которой квалифицируется нарушение правил дорожного движения;
  • производится арест имущества, установленного на авто незаконно. Для этого составляется акт изъятия приборов освещения, в котором указываются марка фар, ламп, дата составления и так далее. изъятие должно осуществляться в присутствии двух понятых или с использованием средств фото- или видеофиксации.

Все составленные документы передаются в суд, который и выбирает меру наказания, дополнительно опираясь на смягчающие или отягогщающие обстоятельства.

Штраф за нештатный ксенон в 2019 году для водителя легкового автомобиля не предусмотрен, так как в соответствии с КОАП незаконное изменение конструкции автотранспорта наказывается исключительно лишением прав водителя на управление авто.

Для грузовых авто

Аналогичные правила наказания за нелегальный ксенон предусмотрены и для водителей грузовых автотранспортных средств.

на должностное лицо, которое отвечает за выпуск транспортных средств на работу в размере 15 000 – 25 000 рублей
на владельца грузового автомобиля, то есть на организацию в размере 50 000 рублей

Для мотоциклов

Для владельцев мотоциклов и скутеров так же, как и для водителей легковых автомобилей за незаконную установку ксеноновых ламп предусмотрена ответственность в виде лишения прав.

По судебной практике можно сделать вывод, что водителей мотоциклов за «колхозный» ксенон лишают прав на более длительное время, так как мотоцикл является более рискованным видом транспорта.

На деле же ст. 12.4 и 12.5 существенно различаются:

  1. Ст. 12.4 предусматривает ответ-ть за нарушение правил установки. Наказание предусмотрено в виде штрафа.
  2. Ст. 12.5 наказывает за управление ТС при наличии условий, при которых запрещено эксплуатировать данное ТС. Наказание – лишение прав.

Но по ст. 12.5 субъект преступления – только водитель. По правилам перед тем как начать движение водитель должен убедиться в том, что ТС исправно.

Об нарушении должен быть составлен протокол и дело направляется в суд, для вынесения решения.

Помимо денежного взыскания световые приборы будут конфискованы по решению суда.

Предлагаем ознакомиться:  Наложение границ земельных участков

Что делать, если ксенон загорелся розовым цветом, объясняется в статье: розовый ксенон.

Штрафуют ли за ксенон в линзах, читайте здесь.

  • Чаще всего за незаконную установку освещения с ксеноном лишают прав. Суд руководствуется 3 частью статьи 12.5 КоАП. Период лишения — от полугода до года.
  • Наняв грамотного и опытного адвоката, некоторым автомобилистам удается отделаться штрафом в 500 рублей. Это возможно, если защитник сможет переквалифицировать правонарушения с третьей на первую часть статьи 12.5 КоАП. Но сразу оговоримся, случается это очень редко. Чаще всего, лишение прав за ксенон неминуемо.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

Незаконный ксенон в противотуманных фарах карается штрафом в очень редких случаях. Основным наказанием за самовольную установку ксенона в противотуманки является лишение водительских прав от 6 до 12 месяцев. Если протокол составляется в светлое время суток, автомобиль могут забрать на штрафстоянку. Также инспектор имеет право демонтировать нелегальные фары.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

В случае фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД установки ксеноновых световых приборов, юристы стремятся переквалифицировать первоначальное обвинение с третьей на первую часть статьи 12.5 КоАП.

  • В части 1 водителям вменяется управление автомобилем с неисправностями или при условиях, в которых пользоваться ТС запрещено. За это нарушение законом предусмотрено предупреждение или выплата 500 рублей штрафа.
  • В третьей части статьи речь идет об управлении авто, на котором установлены фары с красными огнями, световозвращающие приспособления того же цвета или приборы освещения, несоответствующие по цвету огней и режиму работы действующим нормам. В этом случае водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев и конфискация нелегальных световых приборов.

Необходимость переквалификации статьи юристы мотивируют тем, что в инструкции к автомобилю не указано, что ксеноновый свет запрещен, а температура и цвет освещения не выходят за рамки ГОСТа.

Чтобы иметь шанс доказать свою правоту, лучше указать пункты несогласия уже в протоколе, составляемом сотрудником ГИБДД на месте. Также лучше сохранить до суда копию этого протокола.

Как избежать ответственности за ксенон

Как видно из статистики по России, лишь 10 процентам водителей, чьи дела о ксеноне были переданы в суд, удалось сохранить свои водительские удостоверения и получить шраф. Во всех остальных случаях дела были проиграны.

Автовладельцам не стоит надеяться на авось, устанавливая нештатный ксенон в 2019 году. После этого шага они должны быть готовы попрощаться со своими правами минимум на полгода.

Если не погасить его полностью в назначенный срок, можно вновь оказаться привлеченным к административной ответственности. Первоначально назначенный штраф придется оплачивать уже в двойном размере. Также должник может быть арестован на 15 суток или привлечен к обязательным работам до 50 часов. Такие меры указаны в части 1 ст. 20.25 КоАП.

При этой неисправности дальнейшая эксплуатация ТС запрещена. В перечне неисправности она находится в третьей главе пункт 3.4.

Денежного штрафа для данного правонарушения не предусмотрено, зато это карается более серьезным наказанием.

Санкции:

  • Лишение водительского удостоверения на срок от полугода до одного года;
  • Изъятие всех ксеноновых ламп.

Какой штраф за ксенон в фарах и противотуманках (противотуманных фарах)? Эта ответственность предназначается нарушителям по статье 12.5 часть 3. Существует другая часть этой же статьи – 12.5 часть 1. По ней водитель обязан уплатить административный штраф 500 рублей. Для переквалификации статьи в протоколе нужно быть юридически подкованным или нанять грамотного автоюриста.

Если на автомобиле установлены красные огни или имеются светоотражатели, на водителя налагается штраф за ксенон 3 000 рублей (КоАП 12.4 часть 1).

Остановить автомобиль сотрудник ГАИ может в любом месте, где это разрешено правилами дорожного движения. Инспектор устанавливает нарушение путем зрительного анализа, включенного на автомобиле света.

Когда лишают водительских прав за ксенон?

Как избежать ответственности за ксенон

Казус лишения за ксенон в том, что в указанной статье нет ни слова о ксеноне. Вообще, вся статья посвящена наказаниям за неисправности и условия, управление или эксплуатация автомобиля при наличии которых запрещена. Казалось бы, всё верно. Незаконный ксенон — это условие, которое запрещает управление автомобилем.

И вот поэтому водителя с ксеноном нужно штрафовать по части 1 статьи 12.5 КоАП, за эксплуатацию в нарушение требований ПДД (точнее, приложения к ним). А по этой статье за ксенон предусмотрен штраф в размере 500 рублей, который ещё и можно оплатить со скидкой 50%, или даже предупреждение при наличии смягчающих обстоятельств (признание водителем вины, согласие устранить условие, раскаяние, а также если наказывается беременная женщина).

Вы тоже заметили, что в цитате выше части 3 статьи нет ни слова о ксеноне? Всё верно. Как происходит лишение в стандартных случаях:

  1. Инспектор составляет протокол о нарушении по части 3 статьи 12.5 КоАП;
  2. Дело передаётся в суд;
  3. Судья выносит решение о лишении или штрафе.

Всё просто. И инспектор, и судья в этом случае руководствуются тем, что якобы режим работы ксенона иной, нежели у обычных фар, ведь это совершенно другой тип фар. Но есть одна загвоздка, показывающая полное служебное несоответствие таких представителей исполнителей закона. Дело в том, что для лишения за ксенон должны не соответствовать и цвет, и режим работы ксенона — то есть выполняться должны оба условия одновременно.

И здесь очевидно, что, если ксенон не отдаёт синевой (некоторые виды ксенона светят немного синим; определять синий цвет на глаз, увы, уполномочен сам сотрудник ГИБДД), то цвет огней вполне соответствует разрешённому в Основных положениях ПДД. Именно они разрешают спереди цвет огней белый, жёлтый или оранжевый (п. 3.6).

Как избежать ответственности за ксенон

Но, самое главное, режим работы световых приборов с ксеноном также соответствует Основных положениям. Дело в том, что в этих положениях не регламентируется сам режим работы. Однако, ближайший к ПДД нормативный акт, который даёт понимание, что такое режим работы — это Техрегламент Таможенного Союза, который говорит нам о том, что режим работы световых приборов может быть постоянным или проблесковым.

Таким образом, и режим работы, и цвет огней в ксеноне не нарушают закона. Следовательно, лишать прав за ксенон по ч.3 статьи 12.5 незаконно.

Ваше дело — всё это грамотно разъяснить судье, рассматривающего дело. Неприятность здесь в том, что районные судьи, назначающие лишение за ксенон в первой инстанции при рассмотрении дел по протоколам сотрудников ДПС, чаще всего даже слушать не хотят привлекаемое лицо. Увы, но, скорее всего, придётся обжаловать решение таких судей в вышестоящие суды.

Итак, 12.5.3 предусматривает вилку штрафа либо лишения прав за ксенон. Как вообще понять, что мы получим из этого при привлечении?

Если всё же Вы по каким-либо причинам решили не «бодаться» с судами, и попытаться переквалифицировать на штраф, то Вам следует учесть, что штраф является более мягким наказанием, чем лишение. Это значит, что конкретное наказание будет зависеть от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Все они определены в КоАП, в статьях 4.2 и 4.3.

К смягчающим обстоятельствам, увеличивающим вероятность штрафа, относятся:

  • раскаяние водителя и признание своей вины, обещание убрать ксенон либо демонтированный ксенон уже на момент судебного слушания;
  • явка с повинной (если Вы сами остановились и признались инспектору, что у Вас незаконно установленный ксенон);
  • описание всех обстоятельств по делу;
  • управление с ксеноном автомобилем беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребёнка.

К отягчающим обстоятельствам, увеличивающим вероятность лишения, относятся:

  • невыполнение требования прекратить правонарушение;
  • если Вы неоднократно попадались с ксеноном;
  • если на момент выявления ксенона Вы были пьяны или отказались от медосвидетельствования;
  • в статье этого нет, но в судебной практике на это обращается внимание судьи — наличие любых штрафов ГИБДД.

Если Ваша машина снабжена первыми двумя деталями, то понять, разрешает ли маркировка фар установить ксенон, также несложно. Вам нужно только найти на фарах маркировку и вычленить приведённые ниже в таблице аббревиатуры.

Маркировка Описание Можно ли ставить ксенон?
DC/DR Такая фара снабжена лампами по-отдельности для ближнего и дальнего света. Обе лампы могут быть ксеноновыми Да
DCR Аналогично предыдущему пункту, только для ближнего и дальнего света используется одна лампа, и она также может быть ксеноновой Да
HR или DC В такой фаре для установки ксенона предусмотрена только лампа ближнего света. Всего же их две — в дальний свет устанавливать ксенон запрещено. Только в ближний
HR/HC Такую маркировку наносят на автомобили японских и европейских брендов. Так вот, в случае, если у Вас есть такая маркировка, и у Вас японский автомобиль, то ксенон в такую фару ставить можно. А вот если европейский — нельзя. Условно да

Ответ: судебная практика показывает, что наказание в виде лишения водительского удостоверения действительно применяется к водителям автомашин, оборудованным нелегальным ксеноном, но для такого решения суда необходим определенный перечень документов, в частности результат проверки на сертифицированном оборудовании и протокол о правонарушении.

Таким образом, что бы избежать проблем с органами Госавтоинспекции собственнику автотранспорта необходимо полностью менять осветительные приборы, а не только ограничиваться установкой газоразрядных ламп.

Также адвокат может ссылаться на пункт 3.1 статьи 12 КоАП, которая определяет основания для лишения водительских прав.

Предлагаем ознакомиться:  Штраф за езду без страховки в 2020 году с 1 января: наказание за управление чужой и своей машины без полиса, как оплатить или оспорить постановление

В список включены:

  • Несоответствия в конструкции автомобиля;
  • Тип, цвет и количество осветительных приборов;
  • Неправильный режим работы фар.

Юридическая консультация онлайн

Поскольку обычно в инструкции к транспортному средству отсутствуют указания на запрет газоразрядных источников света, а цвет ламп и их температура во время работы (которая не превышает 6000 К) соответствуют требованиям ГОСТ, действия водителя могут регламентироваться частью 1 статьи №12-5 КоАП. В результате водитель может получить предупреждение или быть обязан выплатить штраф в сумме 500 рублей.

Если лишение прав за ксенон было произведено на незаконных основаниях, в течение 10 суток после получения постановления суда его следует обжаловать. Жалоба должна быть аргументированной и обоснованной, содержать ссылки на нормативные акты.

Сразу отметим, что за подобное нарушение в случае обнаружения его сотрудником ГИБДД, будет составлен протокол по ст. 12.5 ч.3 КоАП, согласно которому водитель лишается прав, срок — от полугода до года в случаях:

  1. Если установлены фары красного цвета или того же цвета световозвращающие приспособления;
  2. Световые приборы, режим работы которых и цвет не соответствует правилам допуска к эксплуатации ТС.

В соответствии с перечнем неисправностей внешних осветительных приборов, согласно которому эксплуатация автомобиля запрещена, не разрешается эксплуатация ТС в случаях:

  1. Если режим работы и тип фар не соответствует конструкции и не предусмотрен производителем ТС (при этом имеется примечание, согласно которому на снятых с производства моделях можно использовать осветительные приборы от других автомобилей);
  2. Если не соответствует ГОСТу регулировка фар;
  3. Если рассеиватели и лампы не соответствуют типу светового прибора.

То же относится и к установке ксенона в противотуманные фары. Для них распространяются те же требования, что и к фарам головного света. То есть если конструкцией установка ксенона не предусмотрена, то и наказание за это административное нарушение будет тем же – лишение прав.

Однако за ксенон в туманках штраф предусмотрен далеко не всегда, равно как и в ситуации с фарами головного света. Всё зависит от типа ламп, предусмотренных производителем, а также соответствием маркировки лампочек и фар.

А для ксеноновых фар маркировка может быть следующей:

  • DС – ксеноновые лампы могут быть использованы для ближнего света;
  • DR – для дальнего света;
  • DCR – газоразрядные источники используются в обоих режимах работы фар.

Когда ксенон считается штатным?

По ГОСТу Вне закона
На фаре есть указание на совместимость фары и лампы. В маркировке есть буква D. Буква D на фаре отсутствует.
Наличие специального омывателя фар. Отсутствие омывателя.
Имеется встроенный автоматический корректор силы и направленности освещения. Электрический ручной корректор.
Свет фар всегда направлен на дорогу, отлично ее освещает и не слепит встречных водителей. Свет рассеивается и преломляется хаотично, освещая все вокруг, и в меньшей степени саму дорогу. Водители попутных авто ослепляются.

Если автомобиль относится к категории транспортных средств, которые имеют сертификат на использование ксеноновых источников света, сотрудники ГИБДД никаких претензий предъявлять не будут. Это касается и тех автомобилей, в которых противотуманные фары предусматривают установку ламп данного типа.

Владельцам автомобилей, в которых завод-изготовитель предусматривает использование только ламп накаливания, обязаны получить разрешения в ГИБДД для переоборудования фар. В этом случае потребуется установка регулятора наклона и омывателя.

Запрещен ли ксенон в России?

Почему запрещен ксенон? Прямого запрета на установку газоразрядных ламп (ксенона) в Российской Федерации нет. Существует другая система – устанавливать на автомобиль можно только те лампы, которые предназначены ему по правилам ГОСТ.

В разъяснении от 20 февраля 2010 года сказано, что есть всего три типа фар.

Юридическая консультация онлайн

Установка ксенона возможна только для тех автомобилей, в которые по ГОСТу необходимы газоразрядные лампы (DC, DR, DCR). Запрещена установка ксеноновых ламп на автомобили, в которых предусмотрены лампы других типов.

Такие же правила по установке ксеноновых ламп в противотуманные фары. Они не являются полноценным видом освещения (могут быть использованы самостоятельно только при дневном свете), но относятся к внешним осветительным приборам автомобиля. Из-за этого факта установка в противотуманные фары газоразрядных ламп также запрещена.

Ксенон на дороге

Для каждого типа ламп разрабатываются свои фары, которые устанавливаются в определенной модели транспортного средства. В фарах под галогенные лампы есть специальные отражательные элементы.

Они помогают световым потокам соединяться воедино и освещать проезжую часть непосредственно перед автомобилем. Разработчики стараются учитывать и осветить все зоны на дороге перед ТС. Если в такие фары поставить газоразрядные лампы, они будут сильно слепить других участников движения.

Ксенон добавляет водителю ложную безопасность. Это объясняется тем, что газоразрядные лампы освещают много лишнего пространства перед автомобилем. Человеческий глаз принимает за безопасность наличие большого количества света. На самом же деле при включенном ближнем ксеноновым свете ниже светотеневой границы возникают слепые пятна, которые водитель не замечает.

Ксеноновый свет очень яркий

. Более слабый свет помогает человеческому мозгу сориентироваться в скорости автомобиля.

Яркие блики ксеноновых фар (не по ГОСТу) на темной дороге дают иллюзию быстрого приближения / передвижения автомобиля, хотя на самом деле ТС движется медленнее.

Как избежать ответственности за ксенон

Такие лампы дают значительно большую освещенность, чем у положенных ГОСТом. При этом свет рассеивается намного выше светотеневой границы – так быть не должно. Это обстоятельство мешает движению других участников (слепит их, не позволяет правильно определить расстояние до автомобиля, оснащенного ксеноном) и подвергает опасности самого водителя, образуя слепые зоны.

Опасность установки ксенона на непредназначенные для этого автомобили:

  • Возникновение слепых зон для водителя;
  • Ослепление встречных автомобилей;
  • Ослепление попутных автомобилей;
  • Невозможность правильного определения расстояния до автомобиля, оборудованного ксеноном.

Доказательство совершения правонарушения

В светлое время суток сотрудники ГИБДД могут заметить и проверить на предмет установки «кустарного» ксенона только фары. Водитель может отказаться включать противотуманные фонари, сославшись на их отсутствие (муляж) или поломку.

На теле фары существует определенная маркировка, которая четко расшифровывает, какие именно лампы можно устанавливать на данную модель на ближний / дальний / двухрежимный свет.

Инспекторы ГАИ обычно на глаз могут отличить галогенные лампы от газоразрядных. Они обязаны взять в понятые свидетелей на улице или других участников движения и провести осмотр фар, противотуманных фонарей.

Начиная с 2012 года, инспектора ГАИ начали обращать внимание на то, какой источник света в фарах движущихся транспортных средств освещает автовладельцам дорожное полотно.

Разновидность ксеноновых фар
Виды ламп.

Такое поведение правоохранителей обусловлено внесением некоторых изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

В частности, статьи 12.4 и 12.5 КоАП стали указывать на то, что в машинах должны устанавливаться исключительно те источники освещения, которые соответствуют «Основным правилам по эксплуатации и допуску транспортного средства», а также не противоречат требованиям ГОСТа.

Коснулись данные изменения и ксеноновых ламп. В КоАП предусматривается установка ксенона лишь в том случае, если производитель транспортного средства этого не запрещает.

Что касается штрафных санкций, то за самостоятельную установку ксенона в противотуманных фарах автолюбителю придется заплатить в государственный бюджет как минимум 2,5 тысячи рублей и распрощаться со световым устройством.

Нередки и случаи, когда за повторное нарушение статьи 12.4 и 12.5 КоАП водителя попросту лишали прав сроком от 30 до 90 дней с конфискацией светового прибора, естественно.

За дооборудование ксеноновыми лампами транспортного средства, которое состоит на балансе предприятия, размер штрафных санкций увеличивается – 15-20 тысяч рублей. А если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то административное взыскание достигает полумиллиона рублей.

Какой разрешен и какой нет

Ряд водителей уверены в том, что яркие газоразрядные фары существенно улучшают видимость и позволяют быстрее отреагировать на неожиданное препятствие. Но упрямая статистика говорит о том, что не всегда самый яркий свет лучше освещает.

Так почему же многие сотрудники ГИБДД так не любят эти фары. И многим водителям важно знать грозит ли лишение прав за нештатный ксенон?

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов

Свет измеряют в цветовой температуре Кельвина. Ксеноновые лампы начинают отсчет от желтоватых в 3000 К, до фиолетово-розовый в 15000 К.

Справедливости ради, надо отметить, что последние никому не придет в голову ставить на свой автомобиль. В промежутке между этими цифрами свет начинает от желтого переходить в ярко белый, а потом уходить к голубому оттенку.

Многие водители уверены, что поставив ксенон в 6000-7000 К, и оснастив свой автомобиль холодным голубовато-белым светом они будут видеть все. На практике такие фары хороши лишь при благоприятной погоде. А такое в нашей стране редкость.

Таким образом, поток света оказывается не направленным, как изначально планировалось, а рассеянным. Именно такой свет мешает встречным машинам и служит серьезной проблемой на дороге.

Но как понять простому автомобилисту, может ли он поменять тусклые галогенки на яркий ксенон, и не быть остановлен бдительным сотрудником полиции.

В этом же документе сказано, что применение в фарах не подходящих для использования газоразрядных ламп этих ламп, квалифицируется, как несоответствие режима работы световых приборов требованию конструкции ТС.Эти данные были представлены в Разъяснении Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 20 февраля 2010 г. «Об использовании «ксеноновых» фар».

Этот же документ разъясняет, что речь идет о квалификации правонарушения именно по ст. 12.5 ч. 3. Эксплуатация такого транспорта запрещена.

На дороге разрешено движение автомобилей с ксеноновыми фарами только в двух случаях:

  • Автомобиль был укомплектован такими фарами на заводе, следовательно, оптика адаптирована именно под ксеноновые лампы. Как правило, это лампы 4200 К.
  • На автомобиле установлены фары в маркировке которых стоит литера D.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector