Государственные закупки направлены на

Виды госзакупок

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется тендером. В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на электронных площадках или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в электронном виде;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

Государственные нужды.

Для обеспечения потребностей бюджетных учреждений на всех уровнях необходимо проводить тендеры. Их форма может отличаться, например, закупка может быть проведена в форме открытого электронного аукциона, открытого конкурса или запроса котировок. По нормам закона, каждая бюджетная организация должна составлять план закупок и план-график, где должны быть указаны все закупки для государственных нужд, которые планируется осуществить в указанный период.

Эти данные публикуются в Единой Информационной Системе и являются доступными всем желающим. Таким образом, осуществляется один из принципов, которым должны следовать все государственные закупки товаров, работ или услуг.

Государственными нуждами называются потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации (например, Правительства Москвы или Администрации Липецкой области), обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования (п.1 ст. 525 ГК РФ). Например, такими потребностями являются строительство школ или приобретение лекарств для пенсионеров.

Государственные закупки: проведение и организация

Муниципальные нужды, или нужды местного самоуправления, к государственным нуждам не относятся, хотя иногда бывает, что в контексте государственных нужд подразумевают в том числе и муниципальные нужды.

Порядок проведения госзакупок

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или индивидуальные предприниматели. Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам малого и среднего бизнеса.

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Выполнение госзаказов

Как уже говорилось выше, участником тендера на выполнение государственного заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для участия в госзакупке необходимо пройти аккредитацию на одной из 5ти (нескольких или всех) площадок, которые проводят торги по 44-ФЗ и подать заявку на участие. Также, при прохождении этапа аккредитации вам понадобится ЭЦП, действующая на данной площадке.

Государственные закупки направлены на

В данном случае рассматривается участие именно в электронном аукционе, т.к. сейчас это форма является наиболее распространенной для государственных и муниципальных закупок. Для участия в торгах по 44-ФЗ необходимо предоставлять обеспечение заявки всем поставщикам, а победителю торгов — обеспечение исполнения контракта. Это является неотъемлемым условием и чаще всего выступает в форме банковской гарантии.

Выполнение государственных заказов может стать хорошим развитием для компании, ведь такие торги проводятся максимально открыто и не предвзято в отношении поставщиков, поэтому даже компания без “раскрученного” имени может стать победителем госзакупки, если предложит лучшие условия.

Конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти, — это государственный заказ. Например, Министерство по налогам и сборам РФ размещает заказ на поставку запчастей для автотранспорта.

Однако одновременно имеется и широкое понимание госзаказа, которое совпадает с государственными нуждами, в связи с чем на практике эти понятия часто используются как равнозначные.

Таким образом, особенностью государственного заказа является то, что закупки в рамках государственного заказа оплачиваются за счет средств аккумулированых в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип «источника средств». При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции — тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем.

Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ».

Кроме того, также как в случае с государственными нуждами, под понятие государственного заказа попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.), так и органов государственной власти субъектов РФ. Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают.

Достаточно часто можно встретить термин «государственный заказчик». Обычно под ним понимаются федеральные органы исполнительной власти [Сноска: См. ст.1 Федерального закона РФ от 27.12.95 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».], федеральное казенное предприятие или государственное учреждение [Сноска: См. п.1 ст.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Предлагаем ознакомиться:  Как определить год и серию выпуска трудовой книжки при покупке — Оперсонале

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Государственные закупки направлены на

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Виды торгов

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

8.9.Каковы текущие результаты по 2004 году?

Ответ: В общем случае при проведении конкурса извещение может публиковаться в любом средстве массовой информации. Однако при проведении закупок для федеральных государственных нужд требуется опубликование Извещения в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст.

04.04.2000 № 502-р).

Ответ: Решение о победителе конкурса принимается заранее назначенной Конкурсной комиссией (п.4 ст.447 ГК РФ). Персональный состав Конкурсной комиссии определяется организатором конкурса.

Ответ: При проведении закупок для федеральных государственных нужд не позднее чем через 20 дней со дня определения победителя организатор конкурса обязан опубликовать в СМИ информацию о результатах конкурса — о наименовании победителя, о наименованиях и ценах поставляемых им товаров (работ, услуг) (п.5 ст.

Указанная информация должна быть опубликована в обязательном порядке в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которым является бюллетень «Конкурсные торги» (п.2 Распоряжения Правительства РФ от 04.04.00 № 502-р). При этом опубликование не требуется, если расходы на него составят более чем 10% установленной госконтрактом цены товара (работы, услуги).

Аналогичная норма содержится и в п. 20 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 08.04.97 № 305, в котором предусмотрена обязанность Заказчика опубликовать информацию о победителе, хотя при этом порядок опубликования должен был определяться Министерством экономики РФ.

Следует отметить интересную особенность, связанную с возможностью определения нового победителя. А именно, в ст.21 Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ предусмотрено, что при наличии определенных условий может быть выбран новый победитель, причем он может быть определен уже по истечении тех 20 дней, которые отводятся на опубликование информации о результатах конкурса.

Соответственно, в этой ситуации у организатора конкурса возникает обязанность по опубликованию нового Извещения об результатах конкурса, поскольку данные о победителе и условиях поставки уже изменились. Причем на новую публикацию распространяются все те же требования и правила по опубликованию извещения: не позднее 20 дней с даты определения нового победителя и т.п.

Порядок проведения госзакупок

Институт конкурсных технологий (ИнКонТех) осуществляет научную, практическую и образовательную деятельность в области развития и применения конкурентных технологий в сфере экономики.

Научная деятельность – вопросы специального права, связанные с процедурами заключения контрактов, теория государственных закупок, но главное – выработка рекомендация в отношении регламентированных закупок продукции для нужд бизнеса.

Научно-практическая деятельность – прежде всего внедрение в практику наших рекомендаций, главным образом – путем проведения конкурсов (особенно сложных) и практического сопровождения системы закупок в целом.

Образовательная деятельность – проведение семинаров о конкурентных технологиях. Адрес и телефон: 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 93 корп. 1, офис 198,

«Поволжское Агентство конкурсных технологий» создано с целью активного содействия развитию технологий конкурсных закупок продукции для государственных нужд и нужд коммерческих компаний. Здесь работают специалисты, прошедшие обучение в Институте госзакупок Государственного университета – Высшей школы экономики, Госстрое РФ, международном центре по организации торгов по системе Grown Aget’s и Саратовском центре Морозовского проекта.

Богатый практический опыт работы в качестве экспертов в контрольных группах при Минэкономразвития РФ, Министерстве антимонопольной политики и поддержке предпринимательства Республики Татарстан, службах парламентского контроля и службах Главных Федеральных Инспекторов по вопросам проверки расходования бюджетных средств, а так же участия в разработке нормативно-правовых документов по организации конкурсов, методических рекомендаций по проведению торгов на бартерную продукцию позволяет специалистам «Поволжского Агентства конкурсных технологий» оказывать квалифицированную помощь Заказчикам и Поставщикам по вопросам конкурсных закупок.

Для государственных заказчиков «Поволжское Агентство конкурсных технологий» предлагает: разработку пакетов конкурсной документации, экспертизу конкурсной документации заказчика, экспертизу конкурсных предложений участников, проведение конкурсов, оперативные консультации профессиональных юристов и экспертов по закупкам.

Главенствующая роль заказчика по всей процедуре проведения конкурсов сохраняется. Расходы на проведение конкурса оплачиваются победителем.

Коммерческим компаниям Агентство дает возможность существенной экономии средств и принятия максимально обоснованного решения при многообразии рыночных предложений, делает все более привлекательным для коммерческих структур применение тендеров в своей закупочной деятельности и при осуществлении инвестиций.

Ответ: Согласно оперативной отчетности по форме «РАО-Закупки», в I полугодии 2004 года было проведено 31 435 конкурсных и регламентированных внеконкурсных закупок товаров, работ и услуг, в том числе по конкурсу – 5322 (а том числе на открытых конкурсах

–1730, на закрытых – 3592).

Врезультате было заключено 26 036 договоров на общую сумму 85 млрд. 572 млн. 808 тыс. руб., в то время как затраты по организации проведения процедур обошлись в 19 млн 231 тыс. руб. (менее 0,3%) Средняя цена одного контракта составила 3 287 тыс. руб.

Из них на электронных торговых площадках проведено 1466 конкурсных и внеконкурсных закупок (4,6% от общего числа), заключено 1226 договоров (4,7% от общего числа) на общую сумму 3 млрд. 099 тыс. руб. (3,5% от суммы всех закупок).

Предлагаем ознакомиться:  Государственные справочные правовые системы

Следует отметить, что количество и объем проведенных на электронных торговых площадках закупок только за I полугодие 2004 года примерно в три раза превышают соответствующие показатели за весь 2003 год: 480 закупок с 399 заключенными договорами на сумму 1 млрд. 046 млн. 714 тыс. руб.

Более 50% своих закупок в количественном либо денежном выражении на электронных торговых площадках осуществляют около десяти дочерних и зависимых обществ.

Соотношение между закупками разными способами (включая у единственного источника, на неконкурентных рынках и т.п.) вполне соответствует близким по сути

Госзаказ и малый бизнес

1.Эффективные конкурсные технологии в управлении закупками и продажами: методология и практика применения;

2.Подрядные торги в строительстве: правовое регулирование и практика проведения. За период с 2001 года по июнь 2004 года общее количество участников семинаров

составило более 500 чел.

Консультационный семинар «Эффективные конкурсные технологии в управлении закупками и продажами: методология и практика применения» предназначен для коммерческих директоров, руководителей и специалистов по материально-техническому снабжению, закупкам и сбыту, многие их которых задумываются над тем, как повысить эффективность процесса закупок с использованием конкурсных технологий.

Цель данного семинара — раскрыть теоретические и практические вопросы, связанные c организацией и проведением конкурентных (в т.ч. конкурсных) закупок/продаж товаров, работ и услуг на основе передового отечественного и зарубежного опыта. Внимание также будет уделено методологии эффективных технологий закупок и продаж через Интернет (Е- Procurement).

Основные задачи семинара «Подрядные торги в строительстве: правовое регулирование и практика проведения»: ознакомить с передовой практикой проведения подрядных торгов на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях; представить новые концепции, методологии и инструментарий конкурсных торгов в строительстве;

Семинар предназначен как для организаторов, так и для и участников конкурсов, руководителей и менеджеров по организации и проведению подрядных торгов предприятий строительного комплекса России. Семинар ведут известные и авторитетные специалистыпрактики.

3.14. Каковы особенности проведения закрытого конкурса?

-предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством РФ;

-технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

Ответ: Масштабы закупок крупных компаний настолько велики, что любая их типовая затрата обходится им в копеечку. Будь то закупка канцелярских принадлежностей для сотрудников или сырья для производства. Поэтому перед руководителями таких организаций всегда стоит вопрос, как выбрать оптимального контрагента?

Обычно в качестве контрагента выбирается уже проверенная компания. Если таковая отсутствует, то на основе каких-то критериев (чаще всего субъективных) отбирается новый контрагент.

На практике для типовых товаров наиболее объективным способом выбора оптимального контрагента обычно является рассылка возможным поставщикам запросов цен на интересующую продукцию. При этом осуществление запросов цен может быть как в виде рассылки письменных документов, так и путем обзванивания поставщиков по телефону. С точки зрения законодательства о проведении конкурсов рассылка письменных документов с запросами цен есть не что иное, как запрос котировок.

Данный метод размещения заказа (или выбор контрагента по договору) действительно является очень удобным, но только для стандартных товаров или услуг, которые в достаточном количестве присутствуют в продаже, и для которых имеется сложившийся рынок.

Если же закупается сложная продукция, либо цена не является единственным определяющим критерием (например, от контрагента требуется определенная квалификация или наличие особых кадровых возможностей), то поиск контрагента способом запроса котировок уже не даст нужного результата. В данной ситуации для заключения наиболее эффективного договора как раз и потребуется проведение торгов.

Так, в зависимости от ситуации и потребностей организации, наиболее подходящим способом может оказаться не только конкурс, как наиболее привычный способ для госзакупок, но и, например, торги в форме последовательных переговоров с возможными претендентами, запрос предложений и др.

Ответ: Основной особенностью является порядок взаимодействия между материнской компанией холдинга и ее дочерними организациями, каждое из которых является самостоятельным юридическим лицом.

Как показывает опыт, регламентация системы закупок в холдинге в целом обычно осуществляется путем издания приказов и распоряжений руководства материнской компании, в которых устанавливаются права и обязанности для ее дочерних обществ.

Указанные документы имеют различную правовую природу, в зависимости от того, является ли участие материнской компании в дочерних обществах 100-процентным или нет.

Материальные затраты

Для дочерних обществ, в уставном капитале которых участие материнской компании составляет 100%, указанные документы представляют собой письменные документы, выражающие волю материнской компании как единственного участника (акционера).

Однако, поскольку издание соответствующих приказов и распоряжений не предусмотрено в перечне компетенции общего собрания акционеров (п.1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.11 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами

3.17. Как осуществляются муниципальные закупки?

Ответ: В настоящее время единый закон «О муниципальном заказе» отсутствует (проект федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не рассматриваю, поскольку к моменту сдачи книги в печать данный законопроект только-только внесен в Государственную Думу) .

Некоторая унификация проявляется в тех случаях, когда в качестве основы для разработки использовали адаптированное Положение о закупках продукции, утвержденное Указом Президента РФ от 08.04.97 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Однако очень во многих муниципальных образованиях соответствующие акты до сих пор не только не разработаны, но и не планируются к разработке.

Ответ: РАО «ЕЭС России» — единственная естественная монополия, имеющая свою программу подготовки специалистов по закупкам, пройти которую за небольшую оплату может любой желающий. За два последних года обучено в рамках 72 часовой программы по регламентации закупок около 300 специалистов Холдинга и представителей поставщиков, более 2 000 были охвачены ознакомительными 2-3 дневными семинарами, проведенными по инициативе прежде всего Департамента электрических станций.

Кроме того, порядка 500 специалистов обучено в рамках стандартной программы подготовки специалистов на торговой площадке b2b-energo, и более 900 – на соответствующих выездных ознакомительных трехдневных семинарах.

30.06.2004 в Институте госзакупок ГУ-ВШЭ состоялась публичная лекция «Система регламентированных закупок в ОАО «РАО ЕЭС России» — история, существующее положение дел, перспективы развития». В рамках лекции слушатели получили возможность ознакомиться с политикой РАО «ЕЭС России» в области регламентации закупок, о принятых в компании закупочных процедурах и результатах их применения, о подходах к электронизации закупок. Следует особо подчеркнуть, что публичные лекции, посвященные тем или иным проблемам регламентации закупочной деятельности, проходят в Институте

3.18. Можно ли перепродавать информацию о проведении конкурсов?

Ответ: Да, можно. И вот почему.

Как известно, извещение о проведении открытого конкурса организатор открытого конкурса публикует в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти (п.1 ст.12 Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»).

Таким образом, целью опубликования извещения в бюллетене «Конкурсные торги» является извещение потенциальных участников конкурса о том, что планируется проведение закупок.

Предлагаем ознакомиться:  Хищение государственного имущества: статья УК РФ за кражу, наказание и ответственность

Ответственность сторон при проведении торгов

Это означает, что обязанность по опубликованию извещения именно в бюллетене «Конкурсные торги» предназначено для защиты участников рынка от неполучения информация, но никак не для запрета получения информации иными способами. Поэтому любое информационное агентство вправе получить у организатора конкурса либо из иных источников (включая бюллетень «Конкурсные торги») информацию о проведении конкурса и на возмездной (или безвозмездной) основе передавать ее конечным потребителям.

Данное право перепродажи информации основывается также и на том, что Извещении о проведении конкурса, как сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный

5.5.Какие особенности организации закупок в холдинге?

конкурсов по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, аукционов по продаже земельных участков, объектов недвижимости,

расположенных на этих земельных участках, имущественных комплексов различной сложности, инвестиционных конкурсов,

как для государственных, так и для коммерческих заказчиков.

Услуги, предлагаемые ООО «ЦПТС», позволяют заказчику осуществить проведение торгов в планируемые сроки при соблюдении всех установленных законодательством процедур, обеспечить своевременное заключение контрактов с отобранными в результате комплексной оценки исполнителями работ, что соответственно, является залогом их качественного выполнения.

Кроме того, ООО «ЦПТС» осуществляет экспертизу проведенных ранее торгов, оказывает консультации по порядку и технологии проведения конкурсов, осуществляет проверку участников конкурсов: оценку финансового состояния, деловой репутации, опыта работы с выдачей заключений.

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» имеет лицензию Госстроя России на разработку тендерной документации для подрядных торгов, аккредитовано при Министерстве экономики Московской области, Министерстве строительного комплекса Московской области и при РАО «ЕЭС России», имеет квалифицированных специалистов, прошедших обучение в Государственной академии строительства и ЖКХ России при Госстрое РФ и в учебном центре ФЦПФ «Национальные и Международные торги» Минэкономразвития РФ.

С 2002 года ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» является членом Российской Ассоциации организаторов подрядных торгов и стоимостного инжиниринга, а также членом Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок, что дает

6.4.Что такое конкурс в понимании судов?

Ответ: Как известно всем практикам, при проведении конкурса сначала готовится конкурсная документация, потом дается объявление, принимаются конкурсные предложения, из них выбирается наилучшее и с его подателем заключается договор.

Однако как воспринимают суды теоретическую основу всех указанных действий? Например, если опубликовано объявление о проведении конкурса, то возникают ли у организаторов конкурса какие-либо обязанности в отношении подателей предложений, или это «просто ни к чему не обязывающая информация»?

Так, в одном их наиболее ранних дел о признании конкурса недействительным организатор конкурса утверждал, что он проводил что-то типа маркетингового исследования, и никаких обязательств после публикации объявления у него не возникло. Однако участник конкурса сумел доказать судам первой и апелляционной инстанции, что между организатором конкурса и лицами, приславшими заявки на участие в конкурсе, возникли правовые обязательственные отношения, и конкурс был признан недействительным.

В другом деле истец обратился с исковым заявлением о признании недействительной сделки — извещения о проведении открытых торгов. В этом случае уже суду пришлось объяснять истцу, что извещение о проведении торгов не является односторонней сделкой, создающей права и обязанности сторон, а потому она и не может быть признана недействительной.

При этом суд первой инстанции квалифицировал публикацию извещения о торгах как подготовительный этап по организации и проведению торгов, не имеющую признаков сделки. Однако Федеральный арбитражный суд указал, что приглашение на участие в торгах любого, кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление, является публичной офертой (Постановление ФАС Московского округа от 15.12.1999 № КГ-

А40/4076-99).

После опубликования извещения и получения предложений у организатора конкурса возникает обязанность рассмотреть предложения и выбрать победителя. При уклонении победителя конкурса от выполнения этих обязанностей участник конкурса может подать в суд иск об обязании совершения указанных действий (Постановление ФАС Московского округа от 09.01.

2002 № КА-А40/7874-01). В частности, при отказе организатором конкурса принять решение об утверждении результатов конкурса на право пользования недрами, спор также подведомствен арбитражному суду, поскольку этот спор носит экономический характер и возник между двумя юридическими лицами, в рассматриваемом случае — Правительством субъекта РФ и организацией — победителем конкурса (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2001 № А26-2999/01-02-01/0).

Как известно, протокол проведения конкурса имеет силу договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2001 № А13-2825/01-06), т.е. выбор победителя и подписание соответствующего протокола означает, что между организатором конкурса и победителем возникают определенные права и обязанности.

И в такой ситуации решение конкурсной комиссии об аннулировании протокола конкурса, принятое без согласия победителя конкурса, «не может являться юридически

7.2.2. ОАО «АК «Транснефть»

В 2001 г. самая крупная в Европе российская нефтетранспортная компания ОАО «АК «Транснефть» приняла решение заключать подрядные договоры на проектноизыскательские, строительно-монтажные, ремонтно-восстановительные, пуско-наладочные работы по Программе технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и капитального строительства объектов территориальных управлений магистральных нефтепроводов, входящих в систему ОАО «АК «Транснефть», на основе открытых торгов.

На базе ОАО «АК «Транснефть» было создано дочернее закрытое акционерное общество «Центр управления проектами «Стройнефть»» (ЗАО «ЦУП «Стройнефть»), основными задачами которого являются организация конкурсов и сопровождение проектов в период их практической реализации. Техническим исполнителем торгов было определено закрытое акционерное научно-проектное внедренческое общество «НГСОргпроектэкономика». Подготовка, организация и проведение конкурсов осуществляется по

7.2.4. ЗАО АБ «Газпромбанк»

ОАО «Газпром» система регламентированных конкурентных закупок выстраивается преимущественно на централизованной основе. В настоящее время в ОАО «Газпром», по данным пресс-релизов официального сайта, ведется работа по совершенствованию системы закупок материально-технических ресурсов. 27 января 2004 года Совет директоров в основном одобрил проект положения о порядке закупок и принял программу сокращения издержек в объеме 30 млрд. рублей.

На открытых торгах планируется проводить закупку трубной продукции, строительных материалов, металлов и метизов, кабелей, контрольно-измерительной аппаратуры, нефтехимических материалов, продукции машиностроения, что составляет 80% от общего объема МТР. Специалисты «Газпрома» полагают, что доля закупок на конкурсной основе будет неуклонно расти: с 40% во втором полугодии 2004 года (20% в целом по году) до 50% в 2005 году и в 2006 году достигнет 80% от всего объема поставок МТР.

Разработанное ОАО «Газпром» Положение о порядке осуществления закупок МТР (проект) во многом построено на действующих Федеральном законе РФ от 06.05.1999 №97ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд» и Указе Президента РФ от 08.04.1997 №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

В ОАО «Газпром» действуют Тендерный комитет и Конкурсная комиссия. Их основными задачами являются определение на конкурсной основе подрядных организаций, поставщиков МТР и услуг для нужд компании. Деятельность Тендерного комитета в настоящее время регулируется «Положением о Тендерном комитете администрации ОАО «Газпром».

ЗАО АБ «Газпромбанк» является одним из крупнейших российских банков. Для обеспечения своей деятельности банк ежегодно закупает широкий ассортимент товаров, работ и услуг, от канцелярских товаров до строительных работ.

Помимо открытых конкурсов, являющихся основным способом закупок, Газпромбанк использует другие способы конкурентных закупок, такие как закрытые и двухэтапные конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и конкурентные переговоры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector