Административное принужение в таможенной сере

Понятие и сущность административного принуждения

Осуществление правовой реформы1, развитие рыночных отношений, интеграция РФ в мировое сообщество повлекли за собой серьезное изменение статуса таможенных органов РФ. С принятием в 1993 г. Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) таможенные органы наряду с осуществлением экономической и организационной функций в сфере таможенного дела призваны решать также правоохранительные задачи.

Признание таможенных органов РФ в качестве правоохранительных закреплено в ст. 8 ТК РФ и ст.1 Федерального закона РФ от 21.07.97г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»3. В целях обеспечения экономической безопасности РФ, усиления борьбы с преступностью и в соответствии с п.п. 2, 3 Указа Президента РФ от 07.10.93 г. № 15984 таможенные органы РФ признаны военизированными организациями5.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В связи с этим, исходя из предоставленной законом компетенции возрастает роль и значение административных и иных (оперативно-розыскных, уголовных) правовых мер борьбы с различного рода таможенными правонарушениями, в частности, с административными правонарушениями в сфере таможенного дела. Действующий ТК РФ предусматривает ответственность за два вида административных проступков в таможенной сфере: за нарушения таможенных правил (далее — НТП) и за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов РФ.

«Получив статус правоохранительного органа, за пять лет своего существования таможенная служба России уже расследовала свыше 100.000 дел о нарушениях таможенных правил, благодаря только правоохранительным мерам государству возвращены сотни миллиардов рублей»1.

В статье 2 Таможенного кодекса РФ отмечено, что таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. В качестве инструмента внутриполитического регулирования таможенная политика исполняет функцию стимулирования всестороннего развития отечественной экономики и должна всячески способствовать охране экономики от деструктивных сил и влияний.

Поэтому именно как составная часть внутренней политики она является по своему характеру правоохранительной, то есть стоящей на страже государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан2. Правоохранительная направленность таможенной политики, таким образом, является неотъемлемым ее свойством.

Таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого на них возложен; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела и обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации (ст. 10 ТК РФ).

Специфика правоохранительной деятельности таможенных органов определяется тем, что они исполняют свои управленческие функции в системе государственных органов, то есть, во-первых, связаны с совокупностью правоохранительных отношений, возникающих при пересечении таможенной границы РФ, а во-вторых, их функции опосредованы внешнеэкономической деятельностью государства.

Сочетание этих особенностей определяет характер направленности правоохранительной деятельности таможенных органов, которая выражается в таких конкретных формах, как осуществление дознания и оперативно-розыскная деятельность по делам о контрабанде и ряду других преступлений, ведение борьбы с нарушениями таможенных правил, реализация функций уголовно-процессуального (дознание) и административно-процессуального (производство и рассмотрение дел о нарушении таможенных правил) характера, принятие различных административно-принудительных мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений.

Административные методы прямого властного воздействия характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, т.е. неравенством сторон в правовом отношении, поэтому в них наиболее ярко выражена властная природа государственно-управленческой деятельности.

Помимо положения субъектов, находящихся в состоянии власти и подчинения, административно-правовой метод задает возникновение специфических административных правоотношений на основе обязательных предписаний и особые юридические меры воздействия — административные санкции1. Наличие особого административного типа воздействия определяет характер государственной управленческой деятельности в ее узком административно-правовом аспекте, которая характеризуется взаимодействием общих методов убеждения и принуждения в их сложной взаимосвязи.

Оба этих метода имеют свои особенности и цели. Убеждение выражается в организационной и воспитательной работе государственных органов, направленной на побуждение граждан к осознанному исполнению правовых норм и предписаний субъектов государственного управления, а принуждение рассматривается как метод воздействия, используемый в силу не результативности убеждения.

Государственное принуждение едино по своей сущности, что не исключает его определенной дифференциации. Разнородность видов общественных отношений, регулируемых правом, и посягательств на эти отношения обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения, отличающихся по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.

Компетенция таможенных органов по применению мер административного принуждения

Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;

— принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

Предлагаем ознакомиться:  Несчастный случай на производстве - порядок расследования и оформления

Осуществление таможенными органами правоохранительной деятельности обеспечивает более эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка и стимулирует развитие национальной экономики.

Анализ положений таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия таможенных органов в большей своей части составляют права по применению мер административного принуждения, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в данной сфере и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности.

Административное принуждение, применяемое таможенными органами, является особым видом государственного управленческого воздействия, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного дела. Данный вид правового принуждения устанавливается законом, определяющим цели, основание и порядок их применения.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Используя совокупность мер преимущественно административно-принудительного характера, должностные лица таможенных органов обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения в таможенной сфере.

Отношения административно-правового характера имеют особое значение в той взаимосвязанной совокупности отношений, которые составляют собой сферу таможенного дела. Как организационно-управленческие отношения, имеющие государственно-властную природу, в таможенной сфере они играют главенствующую роль среди всех остальных видов общественных отношений, регулируемых конституционным, финансовым, уголовным, банковским, международным, а также валютным и налоговым правом1.

В сферу действия материального административного права в таможенном деле входят правоотношения, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушениями таможенных правил, наложением ответственности с видами взысканий за них.

Таможенным законодательством предусмотрены случаи применения мер административного принуждения, как в позитивных управленческих правоотношениях, так и при возникновении административно-деликтного правоотношения в таможенной сфере. Большая часть этих мер и условий их применения зафиксированы в ТК РФ.

Сущность административно-принудительной деятельности таможенных органов состоит в осуществлении ими (их должностными лицами) в качестве компетентных органов различного рода действий по разрешению на основе административно-правовых норм возникающих в их практической деятельности задач предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений в таможенной сфере.

Таможенные органы представляют собой целостную систему, объединенную единством целей и задач, общностью функциональных особенностей и принципов таможенной политики.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в целом, является Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ). Он осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации и наделен юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Приказы и нормативные акты ГТК РФ являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.

Как правоохранительный орган ГТК РФ является частью государственного механизма и в этом качестве он наделен властными полномочиями, компетенцией и средствами для осуществления стоящих перед государством задач.

ГТК РФ (и все нижестоящие таможенные органы) должен обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела, а также в рамках своей конкретной деятельности и компетенции обеспечивать экономическую безопасность и соблюдение экономических интересов Российской Федерации.

Одной из важнейших функций ГТК РФ является разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил и законодательства о налогах.

В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).

Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.

Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст.

К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли подать на развод без свидетельства о браке и как восстановить утерянный документ

Своё решение о конфискации товаров и транспортных средств таможенный орган выносит в форме постановления по делу о нарушении таможенных правил. В отличие же от этого, уголовная конфискация имущества происходит в строгом соблюдении конституционных норм.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. В качестве гарантий реализации этого права закреплено положение о том, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишён своего имущества иначе, как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).

В сложившейся ситуации важно мнение легального толкователя анализируемых норм. Однако Конституционный Суд РФ (КС РФ) до настоящего времени также не занял однозначную позицию. Правоприменительным органам сложно руководствоваться его постановлениями и определениями при разрешении конкретных дел, связанных с изъятием и конфискацией имущества.

Необходимо отметить что заключение Конституционного Суда РФ в части определения момента прекращения права собственности при изъятии и конфискации имущества не является в полной мере определенным: «…изъятие имущества и принятие компетентными органами решения о его конфискации само по себе не является прекращением права собственности.

Оно прекращается в результате реального исполнения такого решения и факта перехода имущества в собственность государства». Остается неясным, какие еще действия должен совершить государственный орган, чтобы данное имущество перешло в собственность государства? Если оно изъято и компетентным органом принято решение о его конфискации, то это и есть переход имущества в собственность государства.

Меры административной ответственности

Анализ основных результатов правоохранительной деятельности таможенных органов за 1995-1998 годы показывает, что в этом направлении меры административной ответственности занимают важное место как по количеству применения, так и по финансовому размеру1. Меры административной ответственности за нарушения таможенных правил регламентированы в ст. 242 ТК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Как известно, Особенная часть II раздела КоАП РСФСР сконструирована законодателем по родовым свойствам административных правонарушений с одновременным использованием двух критериев: по отрасли управления и по объекту административно-правовой охраны. В официальном определении нарушения таможенных правил (ст.

230 ТК РФ) законодатель также выделил некоторые наиболее существенные родовые объекты посягательства. Поскольку основанием для привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил является: для физических лиц — совершение нарушения таможенных правил умышленно или по неосторожности, а для юридических лиц и частных предпринимателей — достаточно объективного вменения, то в целях всестороннего познания и более глубокого уяснения особенностей применения мер административной ответственности представляется важным начать их анализ с объекта посягательства.

В Главе 63 Таможенный кодекс РФ содержит двенадцать составов административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации (ст. 437), оскорбление должностного лица таможенного органа Российской Федерации, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст.

438), угроза совершения насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа Российской Федерации, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст.

439), отказ лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, от выдачи или непредоставление им товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (ст. 440), отказ иных лиц от выдачи или непредставление ими товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (ст.

441), отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений (ст. 442), воспрепятствование проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения (ст. 443), отказ или уклонение эксперта от дачи заключения, переводчика — от участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении, а специалиста, кроме того, — и от участия в проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления (ст.

444), отказ или уклонение должностного лица предприятия, учреждения, организации от выполнения постановления или поручения о проведении экспертизы либо требования о вызове специалиста или переводчика (ст. 445), воспрепятствование должностному лицу таможенного органа Российской Федерации в проведении таможенного обследования и других процессуальных действий (ст.

Предлагаем ознакомиться:  Отпуск в праздничные дни: входят ли праздничные дни в отпуск в 2020 году

446), пользование имуществом, на которое наложен арест, без разрешения таможенного органа Российской Федерации либо несоблюдение требований и ограничений на такое пользование (ст. 447), незаконное воздействие или вмешательство с целью повлиять на принимаемое решение либо осуществляемое действие (ст. 448).

Изучение составов показывает, что десять из них (кроме предусмотренных ст. ст. 443, 447) призваны обеспечить надлежащее проведение админист ративного расследования и рассмотрение дела по существу. Шесть составов (ст. ст. 438, 439, 443 — 445, 448), кроме того, связаны с нарушением порядка и правил осуществления таможенного контроля, в том числе пять из них (ст. ст.

438, 439, 444, 445, 448) одновременно с таможенным контролем и таможенным оформлением. Административные проступки, названные в ст. 447 ТК РФ, дополнительно посягают также на отношения собственности, в связи с чем ч. 2 ст. 447 ТК РФ обязывает виновного не только претерпеть административное наказание, но и возместить причиненный в результате неправомерного пользования имуществом материальный ущерб.

Нарушения таможенных правил с учетом содержания родового объекта могут быть дифференцированы на четыре большие группы.

Первую группу нарушений таможенных правил образуют правонарушения, посягающие на порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и соответствующую деятельность таможенных органов (включая применение таможенных режимов). К ним относятся неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими (ст.

259 ТК РФ), нарушение порядка переработки товаров (ст. 268 ТК РФ), нарушение порядка осуществления производственной и иной коммерческой деятельности в свободных таможенных зонах и на свободных складах (ст. 269 ТК РФ), не вывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств (ст.

271 ТК РФ), нарушение порядка уничтожения товаров (ст. 272 ТК РФ), неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими (ст. 273 ТК РФ), транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими (ст. 280 ТК РФ).

Вторая группа нарушений таможенных правил включает в себя посягательства на установленный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ: неуве домление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ (ст.

Третья группа нарушений таможенных правил состоит из различных административных проступков, посягающих на порядок осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств. Среди них следует назвать грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможенного органа РФ (ст. 260 ТК РФ), перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля (ст.

276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (ст. 277 ТК РФ), перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ), недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 279 ТК РФ).

Четвертую группу нарушений таможенных правил образуют административные деликты, посягающие на установленный порядок обложения таможенными пошлинами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими (ст. ст. 282 — 284, 285 ТК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Следовательно, при сохраняющейся общности родового объекта видовым объектом посягательства всех составов рассматриваемых административных правонарушений является таможенное дело как совокупность различных правоприменительных (административное расследование и др.) и организационных (таможенное оформление и таможенный контроль) средств реализации в РФ таможенной политики (ст. 1 ТК РФ).

Похожие диссертации на Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами

Меры административного принуждения применяемые органами внутренних дел в борьбе с правонарушениями в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Антощенко Алексей Владимирович

Разрешение в органах внутренних дел жалоб граждан на меры административного принуждения, применяемые сотрудниками милиции Сидоров Юрий Вадимович

Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел :Системно-правовой анализ Каплунов Андрей Иванович

Административное производство по применению мер принуждения таможенными органами Российской ФедерацииКалашникова Ирина Анатольевна

Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних делКокорев Александр Николаевич

Административно-предупредительные меры, применяемые милицией (По материалам органов внутренних дел Нижегородской области) Бочкарев Игорь Евгеньевич

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые должностными лицами подразделений пограничного контроля пограничных органовГапон Юлия Павловна

Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции Коркин Андрей Владимирович

Административно-предупредительные меры правового принуждения Леженин Алексей Валерьевич

Меры налогово-процессуального принуждения Кикин Александр Юрьевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector